Древняя легенда о князе Владимире и его жене Рогнеде.
Рогнеда не хотела идти замуж за Владимира, но он завладел ею, заняв ее родной Полоцк и убив ее отца и братьев. Покорившись своей участи, Рогнеда все же лелеяла мечту о мести. Однажды она попыталась убить сонного мужа его же мечом. Но Владимир проснулся и решил тут же казнить жену
. Летописец, записавший эту трагическую историю, передал и слова князя, обращенные к жене: "оденься, как в день посяга! Он приказал ей приготовиться к смерти и надеть ту одежду, которая была на ней в день свадьбы (посяга. Так эта древняя история сохранила до нашего времени упоминание об обычае хоронить женщин в свадебном наряде.
Как же выглядел этот праздничный наряд? Можно попытаться реконструировать его по тем украшениям и элементам одежды, которые частично сохранились в курганах.
Наиболее сложной и разнообразной частью женского туалета был головной убор. В одном из курганов найдены остатки шерстяной тесьмы с бахромой, повязанной вокруг головы так, что бахрома спускалась ярусами по обе стороны лица. В другом - остатки кожаного убора типа кокошника, обшитого по краю золотой тесьмой. Иногда головной убор делали на плотном берестяном каркасе и покрывали сверху нарядной, шитой золотом материей. Находят в курганах и металлические венчики, которые надевали на лоб и придерживали ими волосы.
О прическе сказать что-либо определенное трудно, так как волосы почти не сохраняются. Вероятнее всего, волосы носили или распущенными (как изображено на миниатюре из древней летописи), или собирали сзади в пучок, как удалось однажды установить по сохранившимся остаткам прически. Обязательным дополнением головного убора были привески с семью лопастями, прикреплявшиеся к нему или вплетавшиеся в волосы на висках. Реже носили серьги.
Украшения славянской женщины: семилопастная привеска, гривны, образок, бусы, перстни, серьги.
Платья шили из льняных, реже - шерстяных тканей, иногда окрашенных в красный цвет. Покрой их хорошо виден на миниатюре, изображающей игрища вятичей. Женщины одеты в длинные просторные подпоясанные рубахи. Рукава очень длинные - концы их спускаются ниже кистей рук. Чтобы рукава не сползали, сверху их прихватывали браслетами (отсюда отпечаток ткани на внутренней стороне браслета в матвеевском кургане. У ворота, вероятно, был разрез, застегивавшийся на пуговицу. Пуговицы могли быть деревянными, в этом случае они не сохраняются, но иногда в качестве пуговиц служили бусины или бронзовые бубенчики. Возможно, что рубахи вокруг ворота украшали вышивкой. В ней должны были сочетаться красный и белый цвета, так как, видимо, это сочетание было у вятичей излюбленным. Например, чередующиеся красные и белые бусы в ожерельях. Колорит не нарушался и металлическими украшениями, которые в таком обилии носили вятичские женщины. Металл был светлый, почти белый (серебро) или же красноватый (бронза. Так что общий вид костюма был весьма живописным.
Формы украшений отличались постоянством. Судя по материалам раскопок, все женщины в течение не менее двух столетий носили почти одинаковые височные привески с семью лопастями, красно - белые ожерелья из сердоликовых и хрустальных бус или круглых металлических привесок, решетчатые перстни, браслеты, свитые из проволоки или сделанные из бронзовой пластинки, шейные обручи - гривны. Разница между более богатыми и бедными была лишь в количестве вещей и в металле, из которого они сделаны. Все украшения выполнены с большим вкусом и изяществом, от многих из них не отказались бы и современные модницы. У маленьких девочек украшения были иные, чем у взрослых девушек и женщин, - височные привески в виде простых проволочных колечек, бусы обычно стеклянные. Видимо, до определенного возраста, скорее всего, пока девочка не становилась невестой (в те времена - до 14-15 лет), она не имела права носить "Взрослые" женские украшения.
На ногах женщины носили вязаные чулки и, видимо, лыковые лапти, реже кожаную обувь - низкие полусапожки на тонкой подошве.
Данных о мужской одежде у нас меньше. На миниатюре летописи мул.