О сильных и независимых женщинах в современном искусстве, или два конца одной палки.
В наши дни многие думают, что почти всю историю человечества геройство и физическая сила считались исключительно мужскими качествами, а роль женских персонажей в произведениях искусства ограничивалась, в целом, четырьмя основными архетипами: дева в беде, верная возлюбленная главного героя, коварная соблазнительница, добродетельная мать семейства. Остальные же амплуа получаются смешением этих четырёх в разных пропорциях. Но в реальности, как обычно, не всё так просто
. Даже столь патриархальные народы, как древние индоевропейцы или протояпонцы с их потомками, создали множество архетипов дев - воительниц: славянские поляницы, германские шильдмедхен, японские онна - бугэйся и куноити, греческие Амазонки …. Да что там Амазонки: многочисленные воинственные богини, начиная с Афины и заканчивая морриган, тоже существовали в фольклоре совершенно разных народов.
Разумеется, и в современную эпоху эмансипации и феминизма спрос на образ сильной женщины, способной постоять за себя, никуда не исчез. Поэтому соответствующие герои с лёгкой руки голливуда разошлись по фильмам, видеоиграм и комиксам. Вот только крайне часто в этих образах сквозит какая-то фальшь. Держу пари, что каждый из вас, наблюдая очередную "Сильную и Независимую Женщину" (далее - СНЖ) в каком-нибудь голливудском фильме, обязательно хотя бы раз услышал "не верю! " От своего внутреннего Станиславского. Вне зависимости от того, была ли эта персонажесса мужиковатой накачанной лесбиянкой с короткой стрижкой или смазливой, но языкастой хабалкой с большой дубиной. Эти два архетипа (и их смеси, конечно) очень любят в современном западном масскульте. И каждый из вас точно встречал их не раз и не два. Но почему именно они смотрятся и почему так неестественно? Ваш покорный слуга думал над этим несколько лет, и теперь ему кажется, что он нашёл ответ на эти вопросы: на самом деле оба этих амплуа являются двумя концами одной и той же палки. Такие персонажи мужчинами и для мужчин создаются. Что это значит? Давайте разбираться по порядку.
Итак, крайность номер раз: нарочито брутальная женщина. Внешность - такая, чтоб со спины можно было перепутать с мужчиной. Манеры - уровня "Сантехник Иваныч Травит Байки в Гараже под Пивас". Периодически персонажесса ещё и пристаёт к девушкам. Одежда - в диапазоне от "Спецовка Сантехника Иваныча" до "мешок из-под картошки". Разумеется, в реальном произведении героиня не будет обязательно обладать всеми этими чертами сразу, но суть будет именно такова. Разгадка же проста: если что-то выглядит, как утка, плавает, как утка, и крякает, как утка, то на самом деле это утка и есть. Вышеуказанный образ - это попросту архетип стереотипного и гротескного "Мужицкого Мужика", многократно появлявшийся в масскульте ранее. Да, нашему Иванычу сменили пол, сделав номинально женщиной, но суть никак не изменилась. Даже сальные шуточки и приставания к девушкам оставили (отсюда и лесбиянство у итоговой СНЖ. Почему так получается? Потому что авторы таких героев, как правило, являются мужчинами, не желающими разбираться в настоящей женской психологии. Когда надо создать СНЖ в каком-нибудь боевике, они просто берут стандартный архетип "Сантехника Иваныча" и навешивают его на свою героиню. Заодно зрителю - мужчине (а именно эта половина человечества в основном боевики и смотрит) будет довольно просто подсознательно ассоциировать такого персонажа с собой. Ведь, цитируя г-на Норина, "Герой Массовой Прозы - это Чаще Всего Картонка с Прорезью для Головы Читателя". И, наконец, последняя причина появления этих персонажей - в том, что это отчаянное размежевание со старой повесточкой. Что имеется в виду? До середины десятых повесточка в масскульте была другая, и она была про гиперсексуализированных женских персонажей. Да, бронелифчики, боевые каблуки и всё такое. Апофеозом этого является, вероятно, мк 9 (Sapienti sat. Соответственно, после смены "Линии Партии" всё произошло по принципу "лишь бы не как раньше". Вместо приятной внешности - мужиковатое лицо, вместо красивой одежды - роба сантехника. В отчаянных попытках отделиться от старого, как водится, переборщили.
Теперь о крайности номер два: смазливая, но языкастая хабалка с большой дубиной. Внешность - модельная, в комплекте с идеальной причёской и макияжем. Манеры - карикатурное презрение к мужскому полу. Одежда - максимально откровенная и вызывающая. Но, при всём при этом, всякие брутальные военные или бандиты будут относиться к такой СНЖ с почтением и благоговением, а не как к какой-то инфантильной неформалке, невесть что о себе возомнившей. И вот здесь, в отличие от предыдущего случая, ваш покорный слуга даже может навскидку назвать персонажа, который обладает вообще всеми этими качествами сразу: это харли квинн из "Хищных Птиц". Даже большая дубина на месте. Почему же появился такой архетип? Фансервис, дамы и господа, фансервис. Такая СНЖ пишется всё теми же мужчинами для всё тех же мужчин: чтобы и на красивое тело полюбоваться, и о характере пофантазировать. Имеется в виду следующее: причина карикатурного презрения такой героини к противоположному полу чаще всего прописывается в ключе "Какой-то Мужчина с ней Раньше Плохо Обращался". Что, разумеется, открывает дверь для психологической фантазии следующего вида: "Но вот я бы с ней Хорошо Обращался, и Тогда она Стала бы Моей, Ведь она Такая Красивая и Крутая".
Конечно же, на этой палке встречаются архетипы, включающие в себя черты как с одного конца, так и с другого. Например, "Смазливая Хабалка - Лесбиянка" (корра), "мужиковатая, но красиво одетая воительница" (надин Росс) … суть, впрочем, одна. Настоящим женским поведением и психологией при написании таких СНЖ никто, как правило, не руководствуется.
Но как же тогда прописать настоящую сильную и независимую женщину? Ответ содержится в самом вопросе: она должна уметь постоять за себя, не зависеть целиком от мнения и действий окружающих … и при этом быть женщиной. А не плакатной мечтой пубертатного подростка и не пустой оболочкой, набитой стереотипными мужскими качествами. Ведь сила не обязательно заключается в том, что героиня должна быть способна в одиночку укладывать на Лопатки нескольких подготовленных бойцов (да, надин, я на тебя смотрю. И независимость не обязательно проявляется в постоянных соревнованиях с мужчинами, прямых или косвенных (харли квинн, твой выход. Собственно, такое соревнование как раз обесценивает участвующую в нём героиню, поскольку она получается ценной не сама по себе, а лишь в контексте сравнения с мужчинами. Но зачем? Зачем ей постоянно кому-то что-то доказывать? Ведь если Кен может быть без Барби, то и Барби тоже может быть без Кена. Тем более, мировое культурное наследие знает огромное количество действительно сильных женских персонажей. Начиная, как минимум, с лисистраты, а заканчивая Алисой Селезнёвой. И да, многие из них умели сражаться. И даже участвовали в боевых действиях. Например, эовин или Катара. Но никто при этом не называл их картонными и плохо прописанными.
Разгадка, как и всегда, проста: продумывайте своих персонажей, дамы и господа. Пусть ваши мужчины будут мужчинами, а женщины - женщинами. Не карикатурно - плакатными оболочками, наполненными стереотипными качествами, а живыми людьми. И тогда всё получится. Dixi. Касулин@Catgeeks.