Красота приручения страха: маски салампасу.
В традиционном обществе представители этноса салампасу (говорят на языке чисалампасу) считались искусными воинами и охотниками, проживающими в области границы между ДРК и Анголой.
Запоминающиеся с первого взгляда личины масок данного народа сделаны из дерева, порой украшены волокнами рафии - как, например, маски муфуампо или маски акиш общества охотников идангани, а иногда и медными пластинами (медь - символ власти в регионе меденосного пояса.
Визуально данные произведения традиционного искусства выделяются выпуклым лбом, глубоко посаженными глазами. Часто присутствуют плетеные сферы из волокна как иллюстрация популярных причесок салампасу, также могут добавляться бороды. Наличие заостренных зубов в личинах масок отсылает к аналогичному процессу подтачивания зубов во время инициаций как мужских, как и женских. Костюм, создающийся из волокон, перьев, шкур, является неотъемлемым атрибутом масок, задействованных в ритуалах инициации и посвящения в тайные союзы.
Интересно, что маски в данном обществе представляли собой не только важные сакральные элементы, но и использовались как предметы, маркирующие статус в социальной иерархии, репутацию и имущественное положение индивида. Например, лишь после инициации матамбу человек мог стать владельцем такого вида маски, как мукинка, одной из самых престижных масок правителя. Это личина маски с медными вставками и с агрессивно раскрытым зубастым ртом.
Общество мугонго состояло из воинов, и определяло защиту от любых нападений как свою основную цель. В другом обществе воинов - ибуки, человек мог обладать маской касангу (с деревянной личиной в темном или светлом окрасе), только после выплаты материального взноса и убийства врага. Ethnography@Africanclubspbu.