Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Женские головные уборы восточных (русских) славян.

20.04.2018 в 00:55

(Историография.
Повойник - очипок.
В рассмотренных нами видах восточно - славянских головных уборов мы склонны видеть один цикл, одну общую цепь. Правда, в основе этих уборов лежат три первоначальных элемента - головное покрывало, которое закрывало вместе с волосами и лицо, перевязка для волос, предохраняющая их от спутыванья, и рога животного, как мистический оберег.

Женские головные уборы восточных (русских) славян.
Но эти три элемента очень рано переплелись между собою почти до полного слияния. Например, сорока развилась естественно из наметки, которую носили на рогатой кичке, как на остове; тесная связь наметки с рогатой кибалкой и послужила причиной к появлению нового, особого покроя наметки. Кокошник возник не просто из сороки, а из того единого целого, которое составляла сорока вместе с рогами, соединёнными наверху князьком.
Этот цикл головных уборов оказался с течением времени нарядным, праздничным. Для рабочих будень служило или упрощение этого сложного убора, или же, ещё чаще, совсем иной убор, который восходит, по-видимому, к интимному накосному убору, вероятно к той сетке, которую женщины стали носить на волосах вместо первоначальной перевязки волос простою веревкою.

Женские головные уборы восточных (русских) славян. 01
Правда, сетчатые головные уборы, столь обычные у греков, у восточных славян очень редки; они отмечены только на Западе украинской территории - в галиции (головацкий в записках географич. Общества, VII, 506) и на Волыни (Зеленин, опис. Рукоп. 319) - там и тут под названием "чеп? ц". Вместо сетки у восточных славян служит в данном случае обычная ткань.
Как бы то ни было, но общим для всех восточных славян является интимный головной убор, имеющий один и тот же покрой, но разные наименования: великороссийское пов? й, пов? ец, Пов? Йник, волосник, сб? Рник, ч? Пчик, чеп? ц, чех? л, ч? Хлик, чехл? Шка, шлык, шлыч? К, чупирник, полет? Шка;.
Украинск. Очипок, чип? ць, ч? Пик;.
Белорусское чап, чап? ц, копт? р, старое русское подубр? Сник, пов? й.

Женские головные уборы восточных (русских) славян. 02
Из этих названий чеп? ц является общеславянским, туземным, а не заимствованным из латинского Cappa, как думали прежде (Berneker, Etym. Wtb. 143.

Женские головные уборы восточных (русских) славян. 03
Шлык известен у поляков уже с 1325 г. (L. Golebiowski, Ubiory w Polszcze, 1830, c. 243), правда в качестве мужского литовского убора; вряд ли это турецкое башлык, а скорее образование от славянского корня шьв- (шити.

Женские головные уборы восточных (русских) славян. 04
Название волосник позаимствовано финскою мордвою в виде Olosnik (Ax. Heikel, Trachten und Muster der Mordvinen. Hels. 1899, . c. IX.

Женские головные уборы восточных (русских) славян. 05
Название сборник основано на том, что под этот убор "Собираются" на голову волосы; чехол имеет в виду вздержку, при помощи которой стягивается, сморщиваясь, зад убора (сравним украинское ч? Хли "Манжеты со Сборкой".
Покрой великорусского повойника совершенно тожественен с покроем украинского очипка, причём покрой этот обнаруживает признаки очень большой древности.

Женские головные уборы восточных (русских) славян. 06
В цельном куске ткани делается недалеко от края прорез, который зашивается так, что верхняя часть ткани при этом сильно морщится, чем и образуется округление для головной макушки (рис. 36. прорез этот, при надевании убора, идёт выше той горизонтальной линии, где кончается верх лба и начинаются волосы. Назади имеется внизу вздержка, при помощи которой морщится нижний край куска ткани; эта вздержка служит одновременно и завязкой.
В дальнейшем этот простейший покрой, конечно, усложняется, главнейше с целью большей нарядности, с целью украшений. Так, вместо прореза надо лбом делается разрез кругом всей головы; ткань выше разреза вся делается складчатою, чт? Особенно характерно для украинских очипков (рис. 37); складки эти идут ото лба до затылка. Посреди этих складок по линии носа, в украинских очипках бывает часто прямая гладкая полоска 2-5 ст. Шириной (это так называемые очипки с д? Щечкой) или же толстый настеженный жгут (рис. 37: очипок с ковб? Ской. Иногда внутрь очипка надо лбом вшивается короткий жгут из настеженной ткани, идущий поперёк головы (очипок с г? Глей. Нижний край очипка оторачивается тканью иного цвета; оторочка эта иногда бывает сравнительно широкая (рис. 37), а чаще узкая.
Нарядные украинские очипки часто шьются из парчи, на твёрдой подкладке из холста, проклеенного тестом. Такие парчевые очипки иногда сохраняют форму простого очипка, имея даже и складки вдоль головы; но многие из них изменили свой покрой под влиянием женских шапок.

Женские головные уборы восточных (русских) славян. 07
Так возникли очипки цилиндрической формы, уже без вздержки и без завязок назади, с плоским верхом (дном. У парчовых очипков обычны чуждые простому очипку "уши" (срв. Рис. 31) разной величины; появление их мы относим тоже за счёт влияния со стороны женских шапок.

Наконец, восточно - украинский тип "Седлообразного" парчового очипка (рис. 31) мы считаем контаминацией очипка с южновеликорусским (курским) двухгребенным кокошником.
Среди современных великорусских повойников различаю три главных Вида.

Древнейший вид, самый распространённый, сохранил свой первобытный покрой с зашитым прорезом, шьётся всегда из лёгкой мягкой ткани без подкладки и без украшений, весь прячется под платок или под другой головной убор.

Второй вид является контаминацией повойника с кибалкой; он также служит остовом для сороки. Изредка даже он бывает рогатым; таков, например, упомянутый уже выше арзамасский волосник с 7- ью рогами; он служит остовом для сороки и для особых повязок платками; зимой на него повязывают два платка, летом один, который "Раскидывается по Всей Голове с Угла на Угол так, что Задний Конец Оставляется Висящим Ниже Затылка, Передний Конец Подгибается под Рога Волосника, и Чтобы Конец сей не мог Опуститься, то, для Поддержания его, два Боковые Конца на нём Завязываются Узлом" (архив географ. Общества, Xxiii, 124, рукопись страгородского 1850 г..
Чаще вместо рогов внутрь повойника вшивается, поперёк головы, надо лбом, твёрдый жгут из стеганого холста, толщиной до трёх ст. (Рязанская губ. ); В таком виде мягкий повойник может служить остовом для сороки. Иногда вшивают для той же цели твёрдую подкладку, так называемый задьник, в заднюю часть повойника (сборник II - го отдел. Академии наук, т. 76, ст. Будде, с. 120.

В переднюю часть волосника вшивают дощечку, несколько суживающуюся кверху и наклоняющуюся вперёд (воронежский юбилейный сборник, II, 1886, с. 289. Нарядный южновеликорусский повойник часто верх зовется? Ша.
Северновеликорусский повойник в подобном же направлении развивался. Но в современных его формах ярче сказалось комбинирование с кокошником, а не с кибалкой. Надо лбом в северо - великорусском нарядном повойнике явился род гребня, который обрамляет верх головы (рис. 38. такой нарядный повойник с гребнем известен под названиями: морш? нь, Моршенёк, шамш? ра (Все три названия от глагола м? Рщить), бор? Шка, Почеп? Шник. Он заменяет кокошник в той половине северо - великорусские территории, где преобладала новгородская колонизация (архангельский край, Восток вологодского, север вятского и пермского.

Назади он сохранил вздержку, что резко отличает его от кокошника. И ход эволюции моршеня отличен от эволюции, приведшей к кокошнику; моршень развился не из сороки, а из повойника.
Даже самые нарядные повойники и очипки всё же сохраняют, по традиции, память об интимности этого убора. И парчовые украинские очипки, и шитые золотом северо - великорусские моршени всегда закрываются сверху нарядным платком, сложенным в ленту; таким платком, как лентой, убор обвивается кругом, и виден из-под платка лишь верх убора, на макушке головы.
У витебских белорусов, правда, отмечено исключение из этого общего правила; по свидетельству Н. я. никифоровского, у них всё дело в нарядности убора. Чепчик или каптур из домотканного холста, стягивающийся "мат? Зным порядком"(т. е. при Помощи Вздержки) Позади, Слывёт Настолько Интимным, что"появление в одном только коптур? Считается неприличным даже среди домашних", т. е. в Своей же Семье;"но тот же чепчик из ситца, кумача и шерсти составляет выходной головной убор".
Женские шапки.
Третий и последний цикл головных уборов восточно - славянских женщин составляют шапки. Все почти путешественники XVI - Xvii вв. (Невиль, корб, флетчер, мейерберг и др. ) Говорят о шапках, как обычном головном уборе московских женщин того времени. У олеария читаем: "На Головах (у Богатых Женщин) Широкие и Просторные Шапки из Золотой Парчи, Атласа, Дамаста, с Золотыми Тесьмами, Иногда Даже Шитые Золотом и Жемчугом и Опушенные Бобровым Мехом … У Взрослых Девиц на Головах Большие Лисьи Шапки" (ад. Олеарiй, описание путешествия в московию. Спб. 1906, . С. 176.
В XIX в. женские шапки тоже обычными были. Например, на Дону женщины в праздники носили "Шапки с Четвероугольным Верхом из Малинового Бархата, в Узор Вышитого Жемчугом, Алмазами и Яхонтами" (в. Броневский, описание донской земли, ч. III - IV. Спб. 1834, с. 173.

В Валдае 1839 г. женщины и девицы "в Бархатных Шапочках" (П. Сумароков, прогулка по 12-ти губерниям.

В архангельской губернии женские шапки носили названия: чеб? К, тре? х; первая большая шарообразная шапка из оленьих шкур с наушникам и с хвостом на затылке (вс. Миллер, систематич. Опис. Коллекций, III, 7; срв. Север, 1923, номер 3-4. С. 203, статья М. б. едемского; Зеленин, опис. Рукоп. I, 35, 216 и др. Женские меховые шапки вообще одного покроя с мужскими.

Исключением представляется на первое впечатление кор? Блик (рис. 39-40: По изображениям а. ригельмана 1785 г. ) - шапочка продолговато - округлой формы, края которой, очень низкие и плотно прилегающие спереди и сзади возвышаются заострёнными вверх лопастями, подобно рогам; обшивались соболями.

Женские "Кораблики" были в широком употреблении как у украинцев (ригельман, летописное повествование о малой России. М. 1847, табл. л. 14 и 17; Гр. Квитка - основьяненко, украинцы: сочинения, т. IV, изд. 1890 г., с. 463), так и у великоруссов (труды I археологического съезда, I, 195, статья а. Ф. Фортунатова; отечественные записки, т. 88, с. 188, статья Е. Авдеeвой.

Мужские шапки -" кораблики" отмечены в Тихвине новгородской губернии, в 1810 г. (рисунки и чертежи к путешествию по России. К. Бороздина, рукопись публичной библиотеки в Ленинграде, ч. I, рис. 23. -.

Теперь ни мужских, ни женских корабликов уже давно не существует.
У северо - великоруссов женские шапки без меха кое-где сохранились в виде цилиндрических "кик" (кика или столбун? ц), кои отнюдь нельзя смешивать с кичками. У кики плоское дно и наушники по бокам. - московские кокошники, например, изображенный на рис. 41 (рис. 1850 г. из архива географического общества), близки к кикам, но не имеют наушников; носятся, как видно, с подзатыльнями; это кокошники без гребня, видоизменённые под явным влиянием шапок и кик, причём кокошники и потеряли свой гребень.
Женские шапки вообще оказали довольно сильное влияние на иные головные уборы восточно - славянских женщин. Даже сороки иногда превращаются в шапочки (срв. Рис. 23) причём назади вверху изредка ещё сохраняются маленькие рожки.

Украинские цилиндрические очипки с плоским дном (т. наз. Каптури) получили свою новую форму от шапок. На рис. 42 изображен южновеликорусский кокошник из малинового бархата, сшитый в виде шапочки.
Почти все названия шапок, одинаково женских и мужских, у восточных славян заимствованы исчужа: колп? К, чеб? К, малах? й, кабардинка с Востока; ш? Пка, капт? р с Запада.

В форме шапок легко рассмотреть, между прочим, влияние греческих церковных митр и камилавок (срв. Рис. 41-42. В полную противоположность двум первым из рассмотренных нами женских головных уборов, мы третий цикл, шапок, считаем сплошь заимствованными с Востока и с Запада.
Повязка и наколка.
Нам остаётся ещё сказать о новейших головных уборах восточно - славянских женщин. Таковы п? И нак вязка? Лка, - уборы, можно сказать, интернациональные, в том смысле, что они распространились в XIX в. по всей территории восточных славян, минуя всякие этнографические границы. Великорусская повязка, например, тверской губернии ничем, в сущности, не отличается от украинской повязки (рис. 43. Это полу - культурный убор мелкобуржуазных слоёв городского населения, который проник в деревню и быстро привился в ней. Никифоровский описывает, как белорусские крестьянки позаимствовали этот убор от великорусских колонистов - староверов.
И п? Вязка и наколка одинаково делаются из головного платка; в этом смысле они восходят к предшественнице платка - наметке, т. е. относятся к первому из рассмотренных нами трех циклов головных уборов. Но сменили они гл. Обр. Очип и повойники.
- отличие повязки и наколки сказалось и в самом их названии: п? Вязка - платок связанный узлом, наколка.
- платок наколотый при помощи булавок.

Для наколки почти всегда, а для повязки изредка употребляется не цельный платок, а только половина его, отрезанная по диагонали. По этому последнему признаку данные головные уборы зовутся ещё: косынка, кос? К, косич? К (от слова кос? й.
Раз повязанный или сколотый булавками платок, чаще шёлковый, уже не развязывается, а б. частью сшивается в повязанном виде, после чего надевается и снимается подобно шапочке. Концы платка завязываются на лбу изящным бантом. У украинцев такой бант (рис. 43) носит техническое название мет? Лик (собственно: бабочка), а середина его: по? Шка.

У великоруссов города Мологи в 1820-30-х годах в узел косынки на лбу ввязывался большой перстень с камнем (труды ярославского губ. Статистич. Комитета, I, 1866, с. 3, статья а. фенютина.

И в гор. Онеге концы ск? Лки продеваются в серебряное колечко, которое и приходится как раз на середине лба (вс. Миллер, системат. Опис. Коллекций дашк. Музея, III, 9.

Нак? Лку или ск? Лку делают иногда таким образом: косы закручивают на макушку и кладут на них обмазанный сверху клейстером кусок тонкой ткани, на который наклеивают листы писчей бумаги; все это приглаживается к причёске, чтоб получить её форму; носят все это на голове, пока не высохнет. Просохший убор снимают и "Накалывают" на него булавками шелковую ткань с бантами напереди и назади (глуховский у. черниговской губ. Весьма характерно, что, в полную противоположность очипку и повойнику, п? Вязка не требует для себя никакого прикрытия; в ней открыто ходят повсюду, даже и в церковь, куда в одном очипке, не покрытом сверху платком, никогда не показываются.
- в этом мы усматриваем смутную память о том, что очипок, хотя бы и самый нарядный, восходит к интимной сетке на волосах, а повязка - к наметке, т. е. к верхнему покрывалу.
Заключение.
Итак, всё пёстрое разнообразие головных уборов восточно - славянских женщин мы пытаемся распределить по трём главным циклам.

В первом цикле первобытная, праславянская наметка, простая перевязка волос и мистический оберег в виде рогов животного - слились в одно целое и дали в конечном результате сороку, а потом кокошник с гребнем.

Во втором цикле древняя сетка на волосах постепенно развилась в повойник - очипок. В развитии этих циклов скачков не заметно, но бесспорно влияние уборов третьего, исчужа взятого цикла - шапок.

Однорогие (редкие) кокошники тоже, по-видимому, возникли под сторонним влиянием.

Особняком стоят девичьи головные уборы, которые восходят к простой перевязке волос стеблем или веревкой. Женские уборы освящены особым обрядом повиванья или окрученья новобрачной на свадьбе; этому обряду иногда предшествует даже особое религиозно - церковное освящение самого убора.

Так, в Сибири "Раньше Обязательно, а Теперь Редко - к Венчанию Молодая Приготовляла Кокошник; поп в Церкви Освящал его, Возлагая на Престол" (а. М. селищев, забайкальские старообрядцы. Иркутск, 1920, с. 7.

- девичий же убор сохранялся неизменно главным образом в силу своего символического значения: открытые волосы означали символически девственность. В Приуралье у северо - великоруссов есть обычай, в силу коего девица - невеста во время брака жертвует ленту из своей девичьей косы в церковь, в качестве закладки для напрестольного евангелия; но такая символическая жертва приемлется только от невесты, соблюдшей до брака своё девство; жертва без этого условия навлекает на жертвующую гнев божества. Дм. Зеленин Русь_этнография_история_источники.