Одежда казаков и казачек на Кубани. Одежда донских казачек.
- Одежда казаков и казачек на Кубани. Одежда донских казачек.
- Связанные вопросы и ответы
- Кубанские народные костюмы. Костюм кубанских казаков
- Какой из предметов одежды кубанские Казаки позаимствовали у соседних кавказских народов. Что кубанские казаки позаимствовали у кавказских народов
- Кубанский костюм рисунок. Одежда жителей Кубани
- Одежда казачек донских и кубанских. Девичьи головные уборы
- Прически казачек своими руками. Женская казачья одежда, украшения
- Головные украшения казачек. Одежда, обувь, головные уборы и украшения казаков
- Прически казаков
Одежда казаков и казачек на Кубани. Одежда донских казачек.
(Продолжение).
Женскому головному убору и в этот период большое значение придавалось. С начала XIX века получил большое распространение на Дону колпак - тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром, иногда украшенный бисером и вышивкой. Предполагают, что он был заимствован у татар. Действительно, по форме и видоизмененному названию он очень напоминает татарский калфак. Но если татарский калфак является девичьим головным убором, то казачий колпак - женским
. Расплетение косы, укладка волос по-женски и наддевание колпака входили в казачий свадебный обряд.
В начале XX века в моду у молодых женщин вошла шлычка. Внимание! Только в том случае, если она надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой, она называлась шлычка на шиш. В "Тихом Доне" М. Шолохова есть описание именно этого комплекта женского одеяния: "ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкий пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи".
Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку (фаньжон, фаржон, фаршон. Эта шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос, с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину.
Новак Л., фрадкина Н. как у нас - то было на тихом Дону: историко - этнографический очерк. Ростов-на-дону. 1985. с. 63-64. Продолжение читайте 20 марта.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какими основными элементами была характеризована одежда казаков на Кубани
Казаки на Кубани носили основными элементами своей одежды высокие черные широкие шаровары, черные башмаки и высокие черные папахи. Традиционным верхним предметом одежды был черный кафтан с красной подкладкой. Казачьи мужчины дополняли свой образ широкими поясами, на которых носили оружие. На голове казаки нередко носили шапки-папахи.
2. Какими материалами обычно изготавливалась одежда казачек на Кубани
Одежда казачек на Кубани чаще всего изготавливалась из льна, хлопка и шерсти. Обычно казачки носили длинные юбки и кофты, украшенные вышивкой. Также популярными были атласные платки и широкие пояса. В холодное время года казачки надевали теплые шерстяные накидки.
3. Почему казаки на Кубани предпочитали черный цвет в одежде
Казаки на Кубани предпочитали черный цвет в одежде, так как считалось, что черный цвет символизирует силу, мужество и непоколебимость. Кроме того, черный цвет хорошо защищал от пыли и грязи, что было важно для жителей казачьих поселений. Также черный цвет считался элегантным и статусным.
4. Какие элементы украшений были характерны для одежды казаков на Кубани
На одежде казаков на Кубани часто можно было увидеть элементы узорной вышивки, золотые нашивки и пуговицы, а также крупные поясные и орнаментальные пряжки. Казачьи кубанки также украшались разнообразными драгоценностями. Роскошные украшения на одежде казаков подчеркивали их статус и социальное положение.
5. Как менялся стиль одежды казачек на Кубани в разные исторические периоды
В разные исторические периоды стиль одежды казачек на Кубани мог меняться под влиянием моды и условий жизни. Например, во времена Великого переселения казаков казачки носили простые и удобные одежды для повседневной жизни. В периоды войн и боевых действий казачки предпочитали прочные и удобные наряды. В более мирные времена казачки могли позволить себе более изысканные и украшенные наряды.
6. Какое значение имели различные элементы одежды казаков и казачек на Кубани
Различные элементы одежды казаков и казачек на Кубани имели большое символическое значение. Например, черный цвет казачьей одежды символизировал мужество и силу. Золотые нашивки и украшения свидетельствовали о статусе и богатстве их обладателей. Узорная вышивка и орнаменты на одежде часто передавали национальные мотивы и традиции.
7. Какие особенности и функциональные назначения были характерны для одежды казаков на Кубани
Одежда казаков на Кубани имела ряд особенностей и функциональных назначений. Например, широкие шаровары и башмаки обеспечивали удобство и свободу движений, что было важно для казачьих ездовых навыков. Высокие черные папахи и кафтаны защищали от солнца, ветра и пыли. Широкие пояса использовались для ношения оружия и других предметов первой необходимости.
Кубанские народные костюмы. Костюм кубанских казаков
Внешний облик кубанского казака складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев.
С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска.
Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески черного цвета, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, а зимой ещё бурки и папахи. Сам перечень наименований одежды говорил о её «происхождении». Например, черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет -- нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению -- это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс. Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.
Какой из предметов одежды кубанские Казаки позаимствовали у соседних кавказских народов. Что кубанские казаки позаимствовали у кавказских народов
С освоением плодородных земель Кубани казаками постепенно развивались культурные и хозяйственные связи с местным горским населением. Две культуры, казачья поселенческая и местная горская взаимопроникали и обогащали друг друга. Развивалась меновая торговля с горцами, казаки покупали у горских народов конскую сбрую и седла, бурки и папахи, изделия из кожи и войлока, кабардинских и черкесских коней, разный скот, дагестанские кинжалы, мед и шерсть, хлеб и молочные продукты. Горцы получали взамен ружья и порох, соль и чай, сахар и рыбу, икру и ткани.
Заимствования в костюме
Характерной особенностью военного костюма казаков стали кавказская черкеска и бурка. Костюм современных казаков иногда удивляет своим непривычным кавказским видом. Именно практичная черкеска стала наиболее удобной одеждой для жизни в суровых условиях гор. Сначала черкеска понравилась российским офицерам, и они с удовольствием переняли удобную горскую одежду в свою амуницию. За офицерами русской армии черкеску взяли в обмундирование кубанские казаки.
Теплая бурка является безрукавным длинным плащом из хорошо выделанного тонкого войлока из мягкой козьей шерсти. Бурка традиционно стала неотъемлемой частью одежды горцев пастухов и охотников. При защите казаками рубежей государства, многие из них долгое время проводили в походах и военных операциях. Здесь, вне родного дома, в военном походе теплая, мягкая и удобная бурка пришлась, как нельзя кстати. Бурки казаки покупали у горцев, пользовались при необходимости сами, как ценнейший подарок, бурку дарили лучшим друзьям
.
Некоторые другие предметы казачьего военного и повседневного гардероба пришли именно с Кавказа, это папахи, бешметы и башлыки. Традиционным казачьим кафтаном или полукафтаном является бешмет. Он одевается на нижнюю рубаху, аналог современного пиджака у казаков может быть стеганным и (барским) нарядным. Казачью меховую папаху казаки переняли тоже у горцев, с которыми они жили рядом, временами воевали. Простого кроя узкий капюшон, называемый казачьим башлыком, помогает казакам защитить при непогоде шею.
Заимствования в оружии
В вооружение кубанских и позже терских казаков был принят так называемый боевой комплекс горцев, состоящий из шашки, ружья и кинжала. Это обусловлено хорошей приспособленностью данного оружия к проведению боев в горной местности. Казачья шашка является разновидностью сабли, но от сабли она отличается отсутствием на рукояти, защищающей руку гарды. Одним из любимых видов оружия горцев является кавказский кинжал, искусство изготовления которых здесь доводится до совершенства. Кавказские ружья обладают легкостью и чрезвычайной меткостью, поэтому тоже понравились казакам. Оружие постепенно стало неотъемлемой частью казачьего костюма.
Кубанский костюм рисунок. Одежда жителей Кубани
Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Знакомство со старинной одеждой кубанцев – отличная возможность понять колорит их культуры.
Без описания национальных костюмов жителей Кубани невозможно сложить полноценную историю о Краснодарском крае . В костюмах местного населения отражены все вехи становления народа и изменения, происходящие с их родной землей. Их вещи – не куски материи, а настоящий памятник прошлому.
Мужская одежда
Одежда кубанского казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Нижняя казацкая рубаха шилась из белого льняного полотна. Ее редко украшали вышивкой. Верхнюю кроили из белоснежной ткани, ворот пестрел вышитыми женской рукой узорами. Рубахи никогда не заправлялись, носились навыпуск.
Поверх рубашки дома и на улице носили бешмет. Без этого элемента невозможно представить полного костюма казака. Сейчас его называют курткой или гимнастеркой. Существовало несколько видов бешмета, носили как короткие, так и удлиненные модели.
Разнообразие цветов позволяло подобрать бешмет любой расцветки: желтый, коричневый, зеленый, синий, серый, черный. Его также подпоясывали ремнем, на который цепляли украшения и оружие.
Одежда казачек донских и кубанских. Девичьи головные уборы
Таркич (торкач)
«Таркичем повязывали голову так, что один конец или угол его покрывал или обвертывал значительную часть косы, которая заплеталась сзади головы, спускалась по спине во всю свою длину и оканчивалась косником из ленты».
«Девицы украшают голову лентами и торкачем (платком), коим обвязав голову, длинные концы опускают по косе, которая аки труба по плечам лежаху.»
«Гейслер Х. Г. Хемпль Ф. Изображение и описание народов находящихся под управлением Российского Императора Александра I»
Слева замужняя казачка в повойнике, справа девушка в таркиче
Таркич представлял из себя обыкновенный платок треугольной или квадратной формы, сложенный по диагонали. Одевался он так, что один его конец покрывал, заплетенную косу, спускающуюся по спине, два других конца продевались под косой и завязывались на темени. Таркич — головной убор молодых незамужних казачек, надевался в комплекте с кубелеком, сарафаном, сукманом.
Челоуч (челоух)
— праздничный головной убор нижнедонских незамужних казачек, сочетался в комплекте с кубелеком и кавраком.
«Иллюстрация к книге А.Ригельмана «История или повествования о донских козаках…» 1846.»
Девушка в челоуче
«Челоуч «много сходствовал с нынешней скуфьей и делалася обыкновенно из красного бархата, унизанного жемчугом и усаженного драгоценными каменьями. На краях челоуча, который просто накладывался на голову, была особенного вида нашивка из золотых цепочек и иногда из мелкой монеты.»
«Челоух, шапка или кокошник, род камилавки из красного бархата, вышивается жемчугом и каменьями.»
Перевязка
— девичий головной убор донских казачек средней части Дона, носился в сочетании с кубелеком.
иллюстрация из книги Е.Котельникова «Историческое сведение о станице Верхне-Кумоярской 1818 года»
«Перевязка» представляет собой шапочку по форме головы, усаженную медными вызолоченными «япраками» (вероятно «гвоздики») и «морьянами» (алые крупные смолистые бусы). По краям «перевязка» обшивалась серебристой или золоченой бахрамой. Из под шапочки по спине висела коса, с яркими лентами, лопастниками и мохрами с колокольчиками.
«Девицы или ничего не носят на голове, или повязывают по лбу широкую ленту, называемую повязкою, которая подшита вдвое или в трое, раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою на подобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.»
Прически казачек своими руками. Женская казачья одежда, украшения
Ну вот, добралась до одежды! Спрашивали - получите!:) Правда, все это об одежде донских казачек!:( К сожалению, очень мало информации об одежде других "казачьих войск":(
Итак, что носили казачки?
Сарафан, сукман и перстенек
Казачки долго сохраняли одежду тех мест, откуда были родом. На Нижнем и Среднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве пленниц татарки, турчанки, ногайские женщины, чувствовалось влияние Востока. Верхнее платье – кубелек напоминало по покрою и форме татарский камзол. Жены казачьих старшин в одежде отличались восточной пышностью и богатством, наряды шили из парчи с серебряными или позолоченными пуговицами. Пояс был из цветного бархата, расшитого жемчугом.
Выйдя замуж, чтобы не принести вреда родне мужа, казачка должна была покрывать голову. Еще от древних славян идет поверье, что женщина обладает огромной магической силой. На Дону головные уборы казачек были заимствованы у русских. Девушки носили челоуч – налобную повязку, косу украшали лентами. Женщины надевали повойнички – мягкую шапочку, поверх которой повязывался платок. Шубы у казачек были длинные. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, украшенные на подъеме вышивкой. Поверх сапожек надевали туфли из мягкой кожи на невысоком каблуке.
Как и все женщины, казачки любили украшения. Богатые носили серебряные и золотые браслеты, перстни. Серебряное кольцо на пальце левой руки означало, что девушка на выданье, на правой – просватана. Если кольцо с бирюзой – жених служит, ибо это камень тоски. Золотое кольцо на правой руке – замужем. Два золотых кольца на пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа).
Одежда с поневой (юбкой), сарафаном бытовала обычно на Верхнем Дону. Совершеннолетие отмечалось обрядом, когда «загоняли в поньку». Девочки начинали носить юбки с 15 лет при условии, что старшая сестра была просватана. Если же она была не замужем, то младшие должны были ходить в платьях, чтобы «не посадить старшую под корыто».
В середине XIX века казачки носили и сарафаны. На Дону их шили в основном без спинки, с высоким нагрудником, множеством оборок сзади, а украшали цветными лентами. А со временем в моду вошли юбки с кофточками. Чтобы юбка выглядела пышной, надевали под нее несколько нижних (иногда до пяти). Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской (такие кофточки назывались «кирассой»).
Отдельные детали гардероба казаков сохранились и по сей день. Во время работы женщины в разных районах Дона по-особому повязывают платки, а мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, в которые заправляют брюки, а всю легкую обувь называют «чириками».
http://www.narodru.ru/smi26.html
Головы казачки должны были обязательно покрывать. Покрытие головы связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой. Выходя замуж, она становилась членом чужого рода и, чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, должна была тщательно скрывать свои волосы.
Одежда казачки, живущей в верховьях Дона, в начале XVIII века состояла из рубахи, балахона, зáвески. Рубашка является самой древней одеждой обитателей Восточной Европы, в том числе и славян.
«Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться павлово-посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей и платков на тонкой шерстяной ткани — кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским» (1, с. 79).
Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.
Таким образом, в заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. Старинные русские тканые шали и набивные платки и сегодня восхищают красотой, бесчисленностью сказочных узоров, удивительносмелыми композициями, праздничными цветовыми сочетаниями. Это богатейшее наследство наших предков.
Удивительно красивые платки, шали, подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Спрос на них был огромный. «Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались за золото. Мерное полотно под названием „кашемировоењ не замедлило привлечь внимание зарубежных деловых людей. Так, мерное полотно помещицы Веры Андреевны Елисеевой из Нижне-девицкого уезда турки покупали и увозили в Турцию, разрезали его на куски, пришивали к нему свою бахрому и продавали даже в Багдаде и Басре, выдавая за всемирно известные в то время шали индийского княжества Кашмир» (2, с. 78).
На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.
Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки.
http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2241.html
Об украшениях сказано немного - буквально несколько строк на каждом сайте:
Казачки очень любили украшения, и самые характерные из них — чикилики. Это широкая лента из алого атласа, украшенная жемчугом, к которой прикреплялась густая сетка из крупного жемчуга. Лента обвязывалась вокруг головы, а жемчужная сетка свисала из-под головного убора, частично прикрывая щеки.
Жемчужное украшение, прикрепленное на плечах и спускавшееся до груди, называлось перла, коробчак. Руки украшали браслеты.
http://cossackweb.narod.ru/kazaki/r_kzodzhd.htm - там же есть про одежду казачек
Казачки по-прежнему носили много украшений - серьги, кольца, ожерелья. Но большая их часть была уже серийной, недорогой работы. Многие элементы не канули в лета, а нашли отражение в современной моде.
http://irinakugut.narod.ru/str5.htm
Украшения и бижутерии, ленты, гребни, кружева приобретались у торговцев – шаболятников, которые ездили по селениям и деревням. Это были броши из стекла и металла, клипсы из керамики, деревянные гребни, разноцветные ленты..
http://www.ethnos.creatalk.ru/Nar.html
Как и все женщины, казачки любили украшения. Богатые носили серебряные и золотые браслеты, перстни. Серебряное кольцо на пальце левой руки означало, что девушка на выданье, на правой – просватана. Если кольцо с бирюзой – жених служит, ибо это камень тоски. Золотое кольцо на правой руке – замужем. Два золотых кольца на пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа).
Головные украшения казачек. Одежда, обувь, головные уборы и украшения казаков
Одним из этноидентифицирующих признаков, составляющих глубинный пласт материальной культуры, наименее подверженный изменениям, но в то же время отражающий совокупность местных традиций и внешних влияний является одежда.
В отношении территорий, заселенных казаками (в данном случае - территории области войска Донского) эти традиции попадают в поле зрения исследователей только с того периода, когда внешний наблюдатель получает возможность пребывания в казачьей среде без каких либо существенных ограничений или статусных оговорок, то есть с начала - середины XVIII века.
Народный костюм - это память, традиции, быт, история, мировоззрение определенного народа.
Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, но время, особенно лихолетье 20-го века не пощадило многого, традиционная казачья одежда почти исчезла из повседневной жизни. Отдельные детали гардероба, продиктованные условиями быта, все же сохраняются. Женщины во время работы по-особому в разных районах Дона повязывают платки, мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, которые заправляют в брюки, а всю легкую обувь называют «чириками».
Национальный костюм донских казаков уникален, не похож на костюм великороссов. Донцы всегда выделялись своим внешним видом, своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками, и казаки ревностно относились к своей самостоятельности. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом. С образцами настоящей казачьей одежды можно познакомиться в этнографических музеях, экспозиции которых позволяют судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров. Фольклорные коллективы использовали в качестве «народного» костюма военную форму и женскую «двойку» - длинную юбку и блузки с баской, сшитых зачастую из дешёвых синтетических тканей. В последние годы, когда движение возрождения казачества стало развиваться, всё больше коллективов стало обращаться к старинным образцам казачьего костюма.
Прически казаков
Прически, принятые у казаков в разных регионов, имели символическое значение. Так, чуб-оселедец (чупрына) был знаком принадлежности к воинскому братству Запорожской Сечи. Любопытно, что похожие длинные клоки волос на выбритой голове носили норманны, посвятившие себя богу Одину, а также воины Святослава Киевского.
Казак с чубом-оселедцем.
С клятвами мести казаки бросали вырванные или срезанные пряди оселедцев в могилы товарищей. Волосы из чубов вырывали и тогда, когда произносили проклятия.
Казацкая стрижка под горшок.
Яицкие и терские казаки стриглись «под горшок» («в скобку»), что отличало их от представителей местных племен. Состриженные волосы зарывали в землю, чтобы избежать наведения порчи.