Кика - забытый головной убор русских женщин.
Россия@Slaviane история@Slaviane быт@Slaviane.
Ки Ка (кичка, сорока, рога, колотовка, шамшура, увязка, шеломок) - русский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока - без рогов, кокошник - с высоким передом.
Национальный костюм многообразен русской женщины очень. По одежде можно было узнать не только регион, но и семейное положение россиянки. Особенно много было вариаций головных уборов. К сожалению, большинство из нас знают только кокошник. И только очень немногие вспомнят, что такое "Кика".
Особое место в русском национальном костюме занимали головные уборы, которые в исторических документах называются "Рогатыя Кички".
Замужняя женщина обязательно носила сложный головной убор из нескольких деталей, закрывающий ее волосы. Один из таких - кика рогатая. Название этой "Шляпы" происходит от старославянского слова "кыка" - "волосы". В болгарском и хорватском языках "Кика" также означала косу или чуб. Со временем такое имя получили и женские головные уборы.
Крой кички отличался твердой налобной частью с особым возвышением. В разное время и в разных регионах возвышение выполняли в виде копытца или Лопатки, но самой древней считается форма с рогами.
В представлении славян рога были символом плодородия, поэтому часто право носить рогатую кику женщина получала только после рождения первого ребенка. Рога могли достигать до 30 см в высоту, и той, кто их носил, приходилось высоко поднимать голову, чтобы головной убор не упал. Так и появилось слово "Кичиться" - ходить, задрав нос.
Рогатые кички были особенно популярны на юге Руси. Их твердую основу делали из разных материалов: в ход шли дерево, береста, валики с соломой, плотно простеганный холст, а также луб - внутренняя часть коры. В итоге рожки могли быть либо совсем небольшими, либо весьма внушительными - до 20-30 сантиметров. Их обшивали тканью.
Кики делались мастерицами, как правило, подолгу; купленные в подарок от мужей - женам, они во всех домах хранились с особым тщанием. Мягкая тулья кики шилась точно по голове ее хозяйки; на тулью крепился жесткий верх разнообразных форм и объемов.
Другие формы кичек родились из рогатой: смотрящие в стороны острые углы у "Копытца" и "Лопатки", скорее всего, остались как след былых рогов.
Кика копытообразная - это праздничный убор модификация рогатой кики. В XIV веке женщины носили производные от нее в виде копыта, котелка или еще чего-нибудь.
Очелье, то есть налобную часть, обшивали красивой материей, могли украсить еще и золотом, а крепили на голову обычно с помощью лент. Так же, как подкова в доме над порогом защищала владельцев от пришедших к ним не с добром, кика в форме копыта или подковы оберегала женщину от плохого глаза.
Кики носили преимущественно в тульской, рязанской, калужской, орловской и других южных губерниях. Возникнув в одной местности, бытуя в другой, тот или иной вид женского головного убора сохранял в названии имя своей родины: например, "Кика Новгородская" или "торопецкий каблучок".
Кичка всегда была обильно украшена: ее великолепие должно было затмить красоту естественной прически. Чем наряднее был убор, тем больший почет получала его обладательница. Жемчуг, бисер, золотное шитье - все это отражало высокий социальный статус хозяйки.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную жемчугом, бисером и другими драгоценными камнями. Собственно непосредственно кикой назывался не только весь убор, но и его нижняя часть, которая изготавливалась из проклеенного холста. Так как эта часть прикрывала волосы, то другим его наименованием было волосник. Передней части убора с помощью вставок из твёрдых материалов, например, бересты, придавалась форма рогов, копытца или Лопатки. Сзади надевался бисерный позатыльник, а сверху - нарядная сорока.
Внимание! Только в том случае, если в украшении использовалась вышивка - то чаще всего это был растительный орнамент или стилизованные птицы. Любая кика дополнялась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус - "Поднизью" или "очельем".
Поскольку кика носилась не один день и надевалась не только на свадьбу, но и на другие большие праздники (на пасху, на рождество), в ее декоре использовались такие детали, которые призваны было скрыть следы времени на женском лице. Такую роль выполняла и упомянутое выше жемчужное "Очелье", которое низко, до бровей спускалось на лоб, и тонкие поблескивающие "ряски" или "рясны" - привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Они успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей.
Впервые "Чело Кичное" упоминается в документе 1328 года. Рогатые кики носились ещё в древности, их особенная форма была связана с существующими в то время поверьями. Позже кика стала атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего "Венца", полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться "Короной Замужества". Кики носили преимущественно в тульской, рязанской, калужской, орловской и других южных губерниях.
На юге России пели частушку: "рязанские рога/не кину никогда/буду есть одну мякину, /а рогов своих не кину! " Самые суеверные женщины использовали кику и в качестве амулета против сглаза. Головной убор вешали над входной дверью рядом с подковой. Ближайшей "Родственницей" кики была так называемая сорока - прямоугольная или полукруглая шапка, богато украшенная камнями и вышивкой.
В XIX веке ношение кики стало преследоваться православным духовенством - от крестьянок требовали ношение кокошника.
Сохранились документы, из которых следует, что священникам строго предписывалось не допускать женщину в кике не только к причастию, но и в церковь. Запрет действовал на протяжении очень долгого времени вплоть до конца XIX века.
В связи с этим к началу XX века этот головной убор почти повсеместно сменился повойником или платком, лишь изредка кику можно было встретить в южных областях России.
"В некоторых захолустьях еще и в настоящее время можно видеть у крестьянок и горожанок головной убор, похожий на перевернутый кузовок. Иногда он с рогами, сделан из лубка или проклеенного холста, обтянут позументом или тканью яркого цвета, украшен разными вышивками и бисером. У богатых баб я видел даже кики, украшенные дорогими каменьями", - так описывал кику знаток русского быта, этнограф и историк П. савваитов.
Автор знаменитого "Словаря" Владимир Иванович даль записал о кике: "это некрасивый, но богатый головной убор, выходящий из обычая. " Между тем, в деревне и в маленьких провинциальных городах не только в его время (в конце позапрошлого столетия), но и много позже любовь к девичьим венцам и женским кикам держалась, несмотря ни на какие запреты и капризы переменчивой моды. В воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов.