Традиция ранних браков у казахов.
Традиции раннего брака у казахов имели и воспитательный характер, который выражался в соблюдении моральной этики, законов общества, нравственной чистоты и уважения к старшим. Переходным периодом для казахской девочки был возраст 12-13 лет. В этом возрасте заканчивался первый двенадцатилетний возрастной цикл - "м? Шел", и Девочка из Возрастной Группы"? ыз Бала "Переходила в Группу Девушек -"? ыз "
. С ранних лет начиналось воспитание девушки с учетом всех этикетных норм с целью подготовки её к замужеству. Взрослые женщины строго следили за исполнением этикета девушкой. Помимо этого, девушку с детских лет, помогавшую матери по хозяйству и в уходе за младшими детьми, начинали более активно привлекать к труду, обучать женским домашним ремеслам. И к 13-14 годам она уже обладала всеми навыками ведения хозяйства и ухода за детьми. Изменения происходили и во внешности девушки, менялись ее наряд и прическа. Все эти изменения были знаком того, что девушка готова к замужеству.
В 13-15 лет девушка была уже способна к деторождению и, следовательно, исходя из традиционных представлений, могла выйти замуж. Так называемый обряд "Тайного Приезда Жениха примечателен". Когда жених и невеста достигнут совершеннолетия, жених в сопровождении друзей приезжает в аул невесты. Надо отметить, что хотя и приезд жениха называется "Тайным", все об этом знают, а девицы и женщины со стороны невесты требуют " ентікпа " (вознаграждение. Жених не должен приезжать в аул с пустыми руками, он пригоняет одного верблюда своему тестю. Зачастую будущие молодожены не знают друг друга, ведь они были засватаны еще в детстве. Этот обычай "Тайного Приезда" жениха дает возможность ближе познакомиться молодым, при этом соблюсти невинность. Ведь настоящая близость может быть только после свадьбы.
При этом может случиться и такое, что невеста окажется не девственницей и лишена ее не женихом, тогда жених предъявляет претензию и отец невесты должен заплатить штраф в сорок кобылиц. Может быть и такое, что придется отдавать половину полученного калыма. Внимание! Только в том случае, если же жених совсем откажется от невесты, то ему предлагают на выбор другую дочь или уплаченный им калым, об этом упоминается в трудах а. а. диваева о воспитательной роли казахских народных традиций и обычаев. Стоит отметить, что у казахов по "Адату" - брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное табу, способствует предупреждению кровно - родственных смешений и, как следствие, благоприятно отражается на здоровье будущего потомства. Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к рождению здоровых детей. Поэтому девушек замуж в 13-14 лет выдавали. Однако сегодня, традиции ранних браков в Казахстане встречается уже не так часто, но все еще имеет место быть.
С точки зрения самих носителей традиции - казахов, ничего противоестественного в обычае выдачи замуж девочки в 12-14 лет не было. Для сравнения приведем данные по брачному возрасту казахских юношей: по данным адата, молодые люди 12-15 лет считались совершеннолетними, они имели право вступать в брак.
Но все же, как можно заметить, в конце XIX - начале XX века самым распространенным брачным возрастом девушки считался 15-16 летний рубеж (бойжеткен - "на Выданье". Именно в это время в ее костюме появлялись элементы особого добрачного возраста. И в этом смысле для девушки основными знаками, подчеркивающими ее возраст, были всевозможные украшения. Полный комплект украшений включал накосные украшения, серьги, браслеты, кольца, нагрудные украшения. В том случае, если в возрасте 13 лет девочки - подростки носили лишь отдельные части этого комплекта, то девушки 15 - 16 лет носили его в полном виде, что, по сути, являлось демонстрацией своеобразного посвящения их в возрастную группу невест. Некоторые детали девичьего костюма, например накосные украшения, молодые женщины продолжали носить и после замужества, а по прошествии времени дарили их своим сестрам или девушкам из семьи мужа. Таким образом, традиции раннего брака имели и воспитательный характер, который выражался в соблюдении моральной этики, законов общества, и нравственной чистоты.