Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Женский образ кисти Ореста кипренского.

11.04.2021 в 07:27

Наталья швец.
Женский образ - портрет Екатерины ростопчиной, созданный признанным мастером портрета Орестом кипренским, искусствоведы по праву считают одним из лучших в истории русского искусства. Работа, о которой ниже пойдёт речь, покоряет удивительным проникновением в глубины души, неповторимым своеобразием облика, тончайшим мастерством исполнения.
Женский образ кисти Ореста кипренского.
Портрет графини Екатерины Петровны ростопчиной (1775-1859), урождённой Протасовой, хранится в государственной третьяковской галерее. Этот женский образ Орест Адамович кипренский написал в 1809 году вместе с портретом ее супруга, графа Фёдора Васильевича ростопчина (1765-1826. К тому времени, когда был написан портрет, графиня под влиянием посланника королевства Сардиния графа Жозефа де местра перешла в католичество.
Современники утверждают, что Екатерина Петровна по характеру и поведению сильно отличалась от мужа. Она сторонилась светской жизни, одевалась подчёркнуто скромно. Именно такой её и представил на портрете кипренский. Женщина одета в закрытое тёмное платье, скорее подходящее прислуге, нежели госпоже. На голове чепец из тонких кружев. Ничто в одеянии женщины не может поразить зрителя, не прельщает она и красотой, и в тоже время в её облике есть что-то притягательное. И это прежде всего одухотворённый взгляд, мечтательный и слегка беспокойный.
К слову, гости, которые впервые бывали в доме, порой, за тихий нрав и скромный вид действительно принимали её за служанку.
Счастливый брак.
Графиня Екатерина Петровна ростопчина, супруга московского генерал-губернатора Фёдора ростопчина и мать писательницы графини де сегюр, родилась 30 ноября 1776 года в семье сенатора, генерал - поручика Петра Степановича Протасова. Девочка рано осиротела и вместе с четырьмя сёстрами воспитывалась в доме у тётки, Анны Степановны Протасовой, камер-фрейлины и личного друга императрицы Екатерины II.
Родственница дала своим племянницам блестящее по Меркам того времени образование, особое внимание уделялось иностранным языкам, в том числе латыни и греческому, однако же русский язык, отечественная история и религия не оставались в забвении. По просьбе тётки те из племянниц, кто не был замужем к моменту коронации Александра I, получили графское достоинство.
В молодости Екатерина, чей образ увековечил кипренский, была очень хороша собой. Высокая, с правильными и выразительными чертами лица и чёрными глазами, полными живости и огня. Однако при этом она обладала сдержанным и необщительным характером, избегала светских развлечений и появлений в свете.
Тем не менее, в 1791 году эта девушка была пожалована фрейлиной. И в феврале того же года вместе с великим князем Александром Павловичем открывала бал в таврическом дворце на известном потёмкинском празднике. Через три года она вышла замуж за любимца цесаревича Павла Петровича Фёдора Васильевича ростопчина.
Безумно влюбленный в неё ростопчин писал: "я питаю страсть, которая может только сделать меня несчастным: я люблю племянницу госпожи Протасовой. Не могу никак удостовериться, нравлюсь ли я ей, или нет. Брак со мной не представляет ей ничего блестящего и, щадя своё самолюбие, живу в мучительной неизвестности … теряю голову и надежду, обладать этим божественным созданием".
Их брак был счастливым, пока Екатерина Петровна не перешла в католичество ….
Усердие к вере.
После отставки супруга, случившейся в 1801 году, семейство переехало в подмосковное имение вороново. Всё своё время графиня хозяйству и воспитанию детей посвящала.
В 1806 году под влиянием графа Жозефа де местра Екатерина Петровна, как и её сёстры, тайно перешла в католичество. Со временем этот факт стал общеизвестным и сильно усложнил положение её мужа. К тому же, в ходе отечественной войны 1812 года Фёдор ростопчин был московским генерал-губернатором и главнокомандующим и всячески выказывал усердие к православной вере, а его жена, будучи ревностной католичкой, должна была изображать хозяйку первопрестольной ….
После того как в 1814 году Фёдор ростопчин оставил должность московского главнокомандующего, он уехал лечиться в карлсбад. Екатерина Петровна с детьми в Петербурге осталась. В октябре 1816 года она приезжала в Москву, о чем одна из её современниц писала:
"Графиня ростопчина вернулась от вас совсем другим человеком; мы её просто не узнали. Прежде она вечно носила огромный чепец, точно прабабушка, а теперь показывается с непокрытой головой; правда, на ней парик, и прическа её очень оригинальна; в былое время она считала грехом ходить без чепчика. С полчаса мы с ней разговаривали … она только и толкует о балах, да о выездах … дочери её недурны. Старшая красивая, но вероятно не умна, потому что поминутно смеется без всякого толка. К тому же она жеманится по-петербургски, говорит сквозь зубы. Вторая очень милая, удивительно похожа на отца, у неё гордое выражение лица, держит себя с достоинством, но без всяких ужимок, словом, в ней есть что-то привлекательное".
Отношения супругов испортились.
В 1825 году семью постигло несчастье. От туберкулёза скончалась восемнадцатилетняя дочь Елизавета, любимица отца. Внимание! Только в том случае, если верить рассказам, перед смертью мать вместе с компаньонкой удерживала дочь, "в то Время как Католический Священник Насильно Вкладывал ей в рот Причастие … Последним Усилием Лиза Вырвалась, Выплюнула Причастие с Потоком Крови и Упала Мёртвой". Отношения супругов ростопчиных окончательно испортились, и Екатерина Петровна вновь стала вести уединённый и замкнутый образ жизни, редко показываясь в свете.
Смерть дочери сломила графа. "Только два Раза ты Сделала мне Больно", - написал он жене, имея ввиду смену вероисповедания её и дочери. Граф скончался в 1826 году и перед смертью он успел отстранить супругу от воспитания малолетнего сына Андрея и управления завещанным ему состоянием. Более того, она не присутствовала даже на похоронах мужа.
Интересный факт. В год смерти мужа, 1826, графиня ростопчина в защиту католического учения представила митрополиту московскому Филарету выписки из славянских книг. Филарет с ней в полемику вступил. Ему даже пришлось провести расследование по поводу дошедших сведений, что живший у ростопчиной аббат боржуа входил в священническом облачении в алтарь церкви села вороново, доставшейся ей в наследство от мужа. Тогда же выяснилось, что у неё на воспитании находилось несколько девочек в возрасте 7-14 лет. Впоследствии в Воронове был устроен и католический храм.
Женский образ, но иной ….
Сдержанный и замкнутый характер её с годами только усиливался. Графиня жила замкнуто, летом в усадьбе, зимой в старом доме на басманной, окружённая француженками - компаньонками и воспитанницами и католическими аббатами. Естественно, все они активно использовали её состояние для католической пропаганды. От прежней красавицы не осталось и следа. Вот как о ней написал Дмитрий, сын писателя Михаила Загоскина в 1857 году. Когда читаешь строки, даже не верится, что этот женский образ некогда так восторгал современников.
"Она была высокого роста, крепкого телосложения и отличалась грубыми, неприятными чертами лица и огромными выпуклыми глазами. Она одевалась по моде 1820-х годов, но ходила не иначе, как в чёрном платье и валяных туфлях. Тёмные волосы её, почти без седины, были острижены, всклокочены и щетинисты, а уши огромного размера покрыты ранами, из которых постоянно сочилась кровь, вследствие привычки царапать и чесать их ногтями … почти не выходя из дома, она в течение дня развлекалась двумя ручными попугаями, которых носила на пальцах, сталкивая их лбами и потешаясь неистовыми их криками. Такой дикой, неприветливой старой дамы я никогда и нигде более не встречал".
Скончалась графиня 16 сентября 1859 года в возрасте 83 лет. Похоронена на иноверческом кладбище на Введенских горах.
Но всё это будет ещё не скоро … через полвека после того, как Орест кипренский, кстати, потом также принявший католичество, создал этот удивительный по своему мастерству женский образ.

Женский образ кисти Ореста кипренского. 01