Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Накосные украшения из чего. "…Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения.

17.03.2017 в 10:27

Накосные украшения из чего. "…Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения.

Девочкам до 12 лет заплетали столько косичек, сколько ей полных лет. За всю жизнь волосы девочки стригли всего один раз, в годовалом возрасте. Этого почётного права удостаивался "Таай" - дядя по материнской линии.
Накосные украшения из чего. "…Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения.Девочек до брачного возраста называли "Сырмалу Бала", т. е. - "имеющая причёску "сырмал". Эта причёска была довольно сложной: делался косой пробор (у женщин - строго прямой), чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.
Девушка, так и не вышедшая замуж, до смерти носила девичью причёску и хоронили её с ней же. По сообщенью этнографа в. П. Дьяконовой, женщины, имевшие внебрачного ребёнка - "Сурас" и не вышедшие замуж, заплетали свои волосы в три косы. В девичьей причёске косичка, как и в мужской, называлась "Kejere", а в женской - "Тулун"

Накосные украшения бурят https://krasivyepricheski.com/uroki/pricheska-u-buryat
Критерием красоты волос считались их густота и длина. В косметических целях волосы мыли молочной сывороткой, что способствовало их росту и придавало ей шелковистость. С этой же целью использовали мыло, которое изготовляли в домашних условиях путём уваривания золы травы "Самын" с животным жиром. Молоденьким девушкам строго - настрого запрещалось мыть волосы в речке. Считалось, что вместе с водой может уплыть счастье девушки. К волосам вообще относились очень бережно. Выпавшие волосы никогда не выбрасывали, их собирали в мешочек на протяжении всей жизни и подкладывали усопшему под голову.
Чтобы зрительно удлинить волосы, к ним прикалывали специальное украшение из конских волос "Шургуул". Традиционная девичья причёска незначительные изменения претерпела. Например, начиная с 20-30-х годов прошлого века, многокосье сменилось одной косой. Двукосье же до наших дней остаётся элементом костюма замужней женщины. Двукосье у девушек допускалось лишь в том случае, когда волосы заплетались повыше (замужние женщины носили две косы, которые заплетались за ушами.
Девичья причёска и накосные украшения на Алтае.
Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. "Кыстын Бажын Кара Салбас" - говорилось в народе, что означает: "девичью голову нельзя держать чёрной", т. е. она не должна быть без украшений.
При рождении девочки родные и близкие дарили новорождённой различные украшения - бисер, бусы, раковины каури ( "Jbmamam"), кисточки из шёлковых кисточек, перламутовые кисточки и т. д., с расчётом, что они понадобятся малышке для её будущих украшений. По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме они напоминают глаз, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза. Каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.
Круглой пуговице "Топчы" приписывали силу дарить долголетие. От "Топчы", якобы, исходит пожелание: "пусть живёт так долго, как я, да сбудется моё благопожелание! Бусины (Jhhjh) и бисер "Уркене" считались символами многодетности и богатства.
Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение "Шалтрак". Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на неё различные украшения, подаренные при рождении.
Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстёгивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение - "Шымырак". Шымырак собирали из деталей шалтрак. Особых норм здесь не придерживались, важно было, чтобы косы были украшены.
Девушке, достигшей 14 лет, вплетали в косы особое украшение - "Шанкы". Шанкы - это знак того, что девушка достигла брачного возраста. Шанкы обычно изготовляли из пяти квадратиков парчовой ткани с пришитыми к ней ракушками каури. Эти квадратики связками бус из восьми параллельных ниток чередовались. Последняя снизка бус была вдвое длиннее остальных и каждая нитка в ней оканчивалась маленькими колокольчиками или каури. Считалось, что звук от трения раковин и звон колокольчиков отпугивал злых духов, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки. Социовозрастная ступень-"шанкылу бала "Подразумевала Святость, Чистоту и Требовала от Девушек Данного Возраста Соблюдения Определённых Норм Поведения, Главными из Которых Являлись Скоомность и Сдержанность". Ас_причёска.

Накосные украшения из чего. "…Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения.

Алтайские накосные украшения шанкы. Просмотр содержимого документа «Учебно-исследовательская работа «Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин.»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Онгудайская средняя общеобразовательная школа имени С.Т.Пекпеева»

« Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин. »

Учебно-исследовательская работа

Алтайские накосные украшения шанкы. Просмотр содержимого документа «Учебно-исследовательская работа «Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин.»»

Выполнила : Аларушкина Алина Руслановна,

обучающаяся 2«Д» класса

Руководитель : Епишкина

Ольга Александровна, классный руководитель

Консультант: Селешева Наталья Сергеевна, мама

Глава 1. Теоретическая часть.

1.Девичья причёска алтайских женщин.

2.Алтайские накосные украшения.

- Шалтрак.

- Шымырак.

-Шанкы

-Тана

Глава 2. Практическая часть.

Заключение

Литература

Тема: Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин.

Цель: Узнать об алтайских национальных накосных украшениях.

Задачи:

    изучить литературу об алтайских накосных украшений , об возникновении накосных украшений алтайской женщины;

    изучить последовательность ношения накосных украшений в соответствии с возрастом девушки.

    Попробовать изготовить накосное украшение

Предмет исследования: накосное украшение

Объект исследования: значение накосных украшений алтайских женщин.

Гипотеза: значение накосных украшений алтайских женщин в современности сохранилось.

Методы исследования: опрос, изучение литературы, анализ, сравнение.

Актуальность: Все началось в детском саду, когда мне было 6 лет. На празднование «Чага Байрам» бы объявлен конкурс национальных алтайских костюмов. К этому мероприятию мне сшили костюм и накосное украшение. Я даже не знала, что это за украшение и как оно называется. Мне захотелось побольше о нем узнать: как оно произошло, что оно означает и вообще какие накосные украшения еще бывают. Ведь я же должна знать культуру, обычаи и традиции своего народа. В повседневной жизни мы не носим национальную одежду и украшения, видим ее только на свадьбах и других национальных праздниках. Поэтому очень важно самим знать и изучать материал о своей родной культуре.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.Девичья причёска алтайских женщин.

Украшения алтайских женщин словно паспорт: по ним можно узнать, замужем она или нет, есть ли у нее дети и сколько их, мальчики это или девочки. Если это молодая девушка, то можно узнать сколько ей лет. Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения. Девочкам до 12 лет заплетали столько косичек, сколько ей полных лет.

Девочек до брачного возраста называли «сырмалу бала», т.е. - «имеющая причёску «сырмал». Эта причёска была довольно сложной: делался косой пробор, чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.

Чтобы зрительно удлинить волосы, к ним прикалывали специальное украшение из конских волос «шургуул». Традиционная девичья причёска претерпела незначительные изменения. Например двукосье у девушек допускалось лишь в том случае, когда волосы заплетались повыше (замужние женщины носили две косы, которые заплетались за ушами). Вывод: таким образом, прическа женщины была не только красива, но и функциональна, по ней можно было определить возраст и статус женщины.

2.Алтайские накосные украшения.

Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. «Кыстын бажын кара салбас» - говорилось в народе, что означает: «Девичью голову нельзя держать чёрной», т.е. она не должна быть без украшений.

- Шалтрак.

При рождении девочки родные и близкие дарили новорождённой различные украшения - бисер, бусы, раковины каури («jыламаш»), кисточки из шёлковых кисточек, перламутовые кисточки и т.д., с расчётом, что они понадобятся малышке для её будущих украшений. Бусины и бисер считались символами многодетности и богатства. Сначала их прикрепляли к дужке колыбели, а позже использовали при изготовлении шалтрака – оберег-погремушки. Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение «шалтрак». Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на неё различные украшения, подаренные при рождении.

К шалтраку пришивали пуговицы, когти, раковины каури и т.д.. При трении предметов шалтрака издавался шорох, звон, чтобы домашние всегда могли знать по звуку, где находится ребенок. В наспинные украшения входили зубы животных, мешочки с собачьей шерстью. По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме они напоминают глаз, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза. Каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.

Круглой пуговице «топчы» приписывали силу дарить долголетие. От «топчы», якобы, исходит пожелание: «Пусть живёт так долго, как я, да сбудется моё благопожелание!».

Вывод: таким образом, украшения оберегали ребенка от сглаза.

- Шымырак.

Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстёгивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение - «шымырак». Шымырак собирали из деталей шалтрак. Особых норм здесь не придерживались, важно было, чтобы косы были украшены.

Накосные украшения девушек добрачного возраста состояли из шести нитей с жёлтыми и голубыми стеклянными бусами и раковинами каури. Длина такого накосника доходила до 30 см. Причёска была довольно сложной: делался косой пробор, чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.

Вывод:таким образом, накосные украшения не только были определителями возраста в девичьем костюме.

-Шанкы.

Девушке, достигшей 14 лет, вплетали в косы особое украшение - «шанкы». Шанкы - это знак того, что девушка достигла брачного возраста. Шанкы обычно изготовляли из пяти квадратиков парчовой ткани с пришитыми к ней ракушками каури. Эти квадратики чередовались связками бус из восьми параллельных ниток. Последняя снизка бус была вдвое длиннее остальных и каждая нитка в ней оканчивалась маленькими колокольчиками или каури. Каждый год к шанкы прибавляются звенья с раковинами каури, так что по количеству звеньев можно посчитать, сколько ей лет.

Считалось, что что характерный звук трения раковин каури друг о друга и звон колокольчиков отпугивал злых духов, болезни и неприятности, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки.А еще украшения звенят, у каждой девушки по разному, в зависимости от длины, количества бус и раковин. По звону шанкы алтайские мамы, обычно, не видя, могли определить, какая из дочерей идет .

Вывод: таким образом, накосные украшения не только были определителями возраста в девичьем костюме, но служили также оповещением окружающих о наличии незамужней девушки.

-Тана.

Алтайская девушка носит одну, три, семь и более кос. Когда девушка выходит замуж, ее косы расплетаются и заплетаются две косы. Это делается с песнями, за специальной занавеской. На девушку одевают чегедек - женскую одежду- длинный жилет с приподнятым плечом - как крылья.

Снятые с прически «сырмал» украшение «шанкы» тут же раздавались детям. А молодой женщи­не в косы вплетали новое украшение — «тана». «Тана» — это белые плоские пуговицы, нанизанные на черные нити под цвет волос.

Замужние женщины носят на косах украшения - диламаш, в которые вплетаются раковины каури - символ плодородия, а еще их в народе называют слезками океана, поэтому их не принято носить по одной.

Глава 2. Практическая часть.

Алтайские накосные украшения шанкы. Просмотр содержимого документа «Учебно-исследовательская работа «Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин.»»Алтайские накосные украшения шанкы. Просмотр содержимого документа «Учебно-исследовательская работа «Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин.»»Алтайские накосные украшения шанкы. Просмотр содержимого документа «Учебно-исследовательская работа «Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин.»»

Алтайские накосные украшения шанкы. Просмотр содержимого документа «Учебно-исследовательская работа «Девичья причёска и накосные украшения алтайских женщин.»»

Заключение

Мне было очень интересно работать по данной теме. Я узнала, что украшения обладают не только эстетическими свойствами, но и способностью предохранять, защищать человека от бед и сглаза.

Можно отметить, что национальная одежда алтайцев в настоящее время продолжает использоваться, хотя и в несколько измененном виде. Традиционная национальная одежда и украшения носятся в основном во время свадеб и национальных праздников. Тем не менее интерес к традиционной алтайской одежде не исчезает. В Республике Алтай почти в каждом селе есть свои мастерицы, сохранившие традиции и передающие их последующим поколениям. И нам самим нужно изучать, приобщаться и знать культуру своего народа.

Выводы:

Я пришла к следующим выводам:

- Я достигла своей цели и выполнила поставленные задачи.

- Гипотеза получила подтверждение: значение накосных украшений алтайских женщин в современности сохранилось.

    Накосные украшения народов. Украшения в национальном стиле: красота как традиция

    Многим с детства памятны милые куколки в национальных костюмах. Одним — безупречно достоверные «европейки» фирмы Mattel, другим — «пятнадцать республик-сестёр» производства Советской Родины. Сборные серии иногда дополнялись «бонусами», например — красотками в мехах из Коми-Пермяцкого автономного округа. Все эти барышни снабжались комплектиками «ювелирных украшений» — почти всегда, увы, несъёмными. Свои первые образцы традиционных украшений народов мира девочки и мальчики изучали именно так – просто играя в куклы.

    Особенности традиционных народных украшений

    Настоящие национальные украшения характерны и легко узнаваемы. Кстати, именно это их отличает от ювелирной этники — более сглаженной модной стилизации с «народными элементами».

    Традиционные ювелирные изделия часто бывают покрыты чеканным или орнаментом в технике скани. Они могут быть крупными, как узорчатая брошь или подвеска на виски, волосы или грудь, либо многосоставными. Яркие примеры — комплекты тонких обручей на руки или ноги и ожерелья-монисты из мелких монеток.

    Примеры традиционных украшений разных народов

    Турция, Афганистан, Пакистан

    Свои разновидности национальных украшений предназначались жителям любого пола и возраста — женщинам, мужчинам, детям и старикам:

    Как часть народного костюма, ювелирные изделия указывали на национальную (родо-племенную) принадлежность и статус человека. Определённые виды украшений могли иметь даже табуированный характер. Например, вдова не могла надеть то же самое, что и «молодуха», а «гражданин с улицы» не смел посягнуть на «знаки отличия» жреца или вождя.

    Ювелирное «оформление» представителей разных народов мира

    Кения, Китай, страны Балтии:

    Индия, Тибет, Туркмения:

    Знатоки дальних странствий особенно хорошо знакомы с явлением «национальные украшения» – самый популярный вариант сувенира. Обычно это кустарное поточное производство с ярко выраженным местным колоритом.

    Примеры традиционных украшений народов Африки:

    Примеры традиционных украшений народов Индии:

    Интересно, что и сегодня заложенные в традиционные изделия смысловые коды хорошо считываются. В сознании большинства трилистник – это Ирландия, лилия — Франция, звезда Давида — Израиль, аусеклис (auseklis) — утренняя звезда, латышский национальный символ. Так реальность, сведённая к орнаменту, становится народной эмблемой .

    Трилистник, кладдах (символ дружбы и верности), кельтский узел, трискелион и другие символы Ирландии:

    Французская лилия (fleur-de-lys):

    Латышская «утренняя звезда» (auseklis):

    Израильские звезда Давида, рука Давида (хамса):

    Ювелирные традиции Востока и Азии

    Женщины Востока и Азии неустанно и умело себя украшают. Ювелирные изделия играют в этом процессе ключевую роль.

    Индия, Киргизия, Непал

    Монгольские этносы из Афганистана, Пакистан, Таджикистан

    У большинства традиционных южных, ближневосточных, азиатских народов дамы укомплектованы ювелирными изделиями более чем в полной мере — маслом кашу не испортишь! Ожерелья и налобники из монет, височные украшения, подвески для кос, множество обручей-браслетов на руках и ногах. Всё это — своеобразный запас «на случай». Ведь иным почтенным мужьям довольно сказать «ты мне больше не жена» при двух свидетелях, и женщина покидает дом в чём была. Чадра скрывала не только лицо владелицы, но и состояние её «золотого запаса».

    Ларец Европы

    Традиционные украшения стран Балтии

    Ювелирная «нагрузка», скажем, эстонок едва ли уступала амуниции восточных сестёр. В ходу были шейные и нагрудные украшения из серебра: заколки-фибулы, конусообразные броши «кухик-сыпьг» (автор лично потеряла такую, о чем крайне сожалеет), плоские, украшенные по краям камнями «преэс», плетеные цепи, крупные, полые внутри бусы «крылль».

    Украинские национальные украшения

    А теперь вслушайтесь: бранзолета, гривна, заушницы, намисто. Конечно, это названия позиций в ларце украинской красавицы. Когда муж в походе, шкатулка — хорошая эмоциональная и материальная поддержка.

    «Дукачи» (дукачі) — подвеска с крупной монетой, обычно использовавшаяся в качестве центрального элемента ожерелий, и «дукаты» (дукаті) — ожерелья из множества монет в сопровождении бисерных нитей и других элементов декора:

    Колье-обереги «згарди» с гуцульскими крестами:

    Салби — дукаты, выполненные в форме ожерелий-нагрудников:

    Кораллы — любимый камень в украинском украшении, и «писаны пацорки» (писані пацьорки) — разноцветные бусы из непрозрачного стекла или венецианских бусин:

    Ювелирные традиции народов Кавказа

    По праву гордится своими ювелирными промыслами Кавказ: к концу 19 века там доминировала дагестанская (кубачи), тбилисская, владикавказская школы. Армянские мастера работали преимущественно с золотом. В Азербайджане золото украшали эмалями.

    Родные узоры: традиции русских украшений

    Чем сегодня у нас представлены русские ювелирные стили (в реальности — промыслы)? Первыми приходят на ум финифть и скань. А также бисероплетение – крайне популярное массовое хобби на грани промысла. Конечно, сюда нужно отнести и резьбу по кости (якутская, холмогорская, хотьковская). «При царизме» мастера художественно вырезали ларцы, кубки и прочее, а сегодня нередко можно встретить авторские женские костяные украшения — сквозные, рельефные или гладкие.

    Народная тропа народных украшений

    Как попадают в семейные шкатулки сограждан настоящие артефакты (то есть — аутентичные национальные украшения)?

    Вариант один: ваша сельская пра-пра-бабушка сберегла-таки в слаломе истории свой сундук с приданым. Вариант два: кто-то из родственников поучаствовал в бесконечном выменивании «того на это» в годы войны, не говоря уж о трофейных сувенирах. Ещё один способ — почтенное приобретение «старины» в комиссионках и на блошиных рынках.

    Конечно, и сегодня можно найти есть места, где сидят мастера и создают национальные украшения. Но — сбыт? Многие ли из нас попеременно семь дней в неделю украшаются холмогорской резьбой по кости, ростовской финифтью (в ее классическом стиле), нижегородской сканью, браслетами и брошами Палеха и Федоскино? В своём отечестве пророка нет — помните «Аленький цветочек»? «Привези мне, батюшка, убор ЗАМОРСКИЙ».

    И все-таки: с чем носить традиционные украшения?Ношение национальных украшений не так трудно, как может показаться. Джинсы и майка любое количество (и локацию) национальных украшений превратят в стиль хиппи. Обилие южного, восточного, кавказского серебра украсит наряд тёмных, насыщенных цветов. Прибалтийская брошь внесёт пряную ноту в офисный образ. Резная кость романтично освежит одежду тёмных тонов (растительная резьба), но с джинсовой одеждой может создать имидж бойкой бестии (геометрическая резьба).

    Итак, украшения всех стран, объединяйтесь! Если и не на конкретной женщине, то в отдельно взятой шкатулке.

    Накосные украшения тувинцев. Использование народных мер при изготовлении тувинских накосных украшений

    XXI век - век нанотехнологий, компьютеризации, автоматизации, электронных услуг… Так характеризуется наше общество, наша жизнь, наш быт. А если заглянуть в прошлое? Вернуться к традициям, народным знаниям. Вряд ли современный человек сможет обойтись без обыкновенных средств измерения. Как же обходились в прошлом без всего этого?

    У тувинцев была разработана целая система народных мер длины, объема и массы. В основе мер длины лежали измерения, определяемые различными частями тела человека. Меры эти имели в жизни тувинцев большое практическое значение. Их применяли при изготовлении деревянных частей решетчатой юрты, ее войлочного покрытия, при раскрое одежды, и обуви т.д. Длительное применение этой системы выработало у тувинцев определенную систему мер и возможность их применения при изготовлении различных изделий без предварительного обмера . Измерения такого вида называют антропометрическими.

    Народные меры представляют собой большой интерес в обширной области народных знаний. Ч.М. Ондар рассматривает их как необходимые не только в практической деятельности человека, но и составляющие основу первых математических понятий, связанных с величиной и числом . К народным мерам относят: единицы длины, связанные с пальцами, руками человека; единицы расстояния; единицы площади; единицы объема жидких тел; единицы объема сыпучих тел. Первая группа вышеуказанных мер отражает содержание рассматриваемого нами вопроса. Специфику технологии изготовления накосных украшений хотелось бы связать с системой народных мер. С этой целью определимся с основными мерами. Илиг - мера длины, равная толщине пальца (приблизительно 1,5-2,0 см); ийи илиг- ширина сложенных вместе указательного и среднего пальцев (приблизительно 4,0-5,0 см); ?ш илиг - ширина сложенных вместе указательного, среднего и безымянного пальцев(приблизительно 5,0-6,0 см); д?рт илиг - ширина четырех сложенных вместе пальцев: указательного, среднего, безымянного и мизинца (приблизительно 7,0-8,0 см); с??м- пядь, расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (приблизительно16,0-20,0см); мугур с??м - малая пядь, расстояние между концами вытянутого большого и согнутого указательного пальцев (приблизительно11,0-15,0см); карыш - пядь- расстояние между концами раздвинутых пальцев- среднего и большого (приблизительно 20,0-23,0см .

    Накосные украшения башкир. Башкирские традиционные украшения

    Башкирские традиционные украшения — объекты и приёмы убранства человеческого тела у башкир с эстетической целью.

    Башкирские национальные традиционные украшения отображали эстетические воззрения башкир, служили талисманами, оберегами, являлись показателями родовой принадлежности, статуса семьи. С обретением религии появились украшения с записями молитв, имён Аллаха (Бетеу).

    Украшения разделялись на мужские и женские. Образцы украшений представлены в Национальном музее Республики Башкортостан , Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской академии наук, Краеведческих музеях городов Стерлитамака и Салавата , археологическом музее Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

    Накосные украшения башкир. Башкирские традиционные украшения

    Башкиры. Картина М. Букаря, 1872 год

    Башкирские украшения создавались и формировалась на протяжении многовековой истории народа. Башкирский костюм и его украшения сложились под влиянием традиций скотоводческого образа жизни народа.

    Башкирские традиционные украшения изучали учёные разного профиля: искусствоведы, этнографы, историки, археологи и др. Среди них учёные П. С. Паллас , С. И. Руденко , В. А. Арнольдов, Н. В. Бикбулатов, И. Г. Георги, А. Емельянов, А. Игнатович, Г.Х. Казбулатова, Р. Г. Кузеев, И. И. Лепехин и др. Украшения собирались и изучались в многочисленных экспедициях по краю.

    Молодая башкирка

    Ювелирные украшения, как и украшения одежды разделались на мужские и женские.

    К мужским относились перстни-печатки. К женским - браслеты, подвески, ожерелья, коралловые запястья, серьги, сулпы- парного украшения в виде серебряных или медных подвесок.

    Одежда украшалась башкирами связками серебряных монет, раковин, бисера. На ткань одежды нашивали кораллы, ювелирных изделия. В украшениях использовали такие материалы как сердолик, морские раковины, янтарь, бисер, обработанное стекло, серебро и др. Часть этих материалов покупалась у народов стран Востока, Кавказа.

    В качестве женских нагрудных украшений использовали нагрудники, перевязи, ожерелья. Нагрудники шили из плотной ткани, на неё нашивали кораллы, бисер, раковины-каури, монеты, цепочки, бубенчики. Из них собирались разнообразные узоры, сетки.

    Женщины украшали косы косоплётками, накосниками. Косоплётки состояли их тесьмы или шнуров, сплетённых из шерсти или конского волоса. К кособлетками пришивали подвески, монеты. Были распространены затылочные украшения (елкәлек).

    Украшение Хараус является женским налобным украшением и представляет собой ткань с орнаментом из холщовой ткани, обшитую полосками ткани красного или коричневого цвета.

    В разных этнографических групп башкир украшения отличались по названию, размерам, форме, количеству металлических и коралловых нашивок, их соотношению и расположению на ткани.

    К украшениям одежды относились каптырма(серебряное украшение в виде застёжки-пряжки с бляхами, крючком, подвесками), пояса с металлическим набором.

    Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964;

    Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979;

    Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995.