Накосные украшения бурят. Прическа у бурят.
- Накосные украшения бурят. Прическа у бурят.
- Накосные украшения кыргызов 19 века. Некоторые виды одежды кыргызов в XIX-м и в начале XX-века...
- Накосные украшения тувинцев. Использование народных мер при изготовлении тувинских накосных украшений
- Накосные украшения народов. Украшения в национальном стиле: красота как традиция
- Накосные украшения ненцев. Девичья причёска и накосные украшения
- Верхняя одежда у бурят называется. Особенности
- Национальный костюм западных бурят. Бурятский национальный костюм
Накосные украшения бурят. Прическа у бурят.
Прическа всегда признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду служила.
Мужская прическа.
Как мужчины так и мальчики косу носили. Достижение мальчиком пяти лет у бурят считалось важным моментом в его жизни и отмечалось особым обрядом - уhэнэй hара (месяц волос) и заключался в торжественной стрижке волос, после которой мальчик считался полноправным членом семьи
. Причем, если мальчику, смотря по способностям, предназначено было быть "Простым Человеком" (Хара хун"), то ему сбривали волосы, оставляя пучок волос на темени, который заплетали в косу (гэзэгэ. Волосы сбривали без остатка, если мальчик должен был стать ламой - духовным лицом.
Со дня проведения обряда yhэнэй hара мальчик уже занимал.
Привилегированное положение в семье по сравнению с девочками.
Косу всячески украшали: приплетом, крупным кораллом, круглой пластиной или обрамляли монетами. Косу жениха к свадьбе украшали круглой пластиной, кистями на конце, коралловыми бусами. Подобную роскошь могли позволить себе только состоятельные буряты. В конце XIX - начале ХХ в. косы носили лишь немногие мужчины, распространенной становится короткая стрижка по образцу русских. Казаки - буряты, несшие пограничную службы, были обязаны сбривать волосы наголо.
Женская прическа.
Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа.
В 13-15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках (шанха. Из затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы (гэзэгэ. Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14-16 лет на гэзэгэ надевали украшение саажа, а на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы - юбун. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов.
На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы - обряд назывался уhэ заhаха ( "Переплетение Волос". Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы гребнем матери жениха расчесывали.
Своеобразным отличием прически замужних женщин рода цонгол были накосники - чехлы - шэбэргэл из черного бархата с нашитыми на них кораллами, металлическими пластинами.
Женщиной, равной всем женщинам улуса, невестка может стать лишь после проведения обряда уhээ зahaxa, боолто боохо - замены девичьей прически на женскую.
В прошлом этот обряд проводился после рождения первенца, перед обрядом захоронения последа. Позже это правило уже не соблюдалось, часто две женские косы невестке заплетали уже при переодевании ее в женский наряд. Смена прически на женскую означала, что невестка отныне вошла в состав женщин - матерей. Это было переломным моментом в ее жизни, теперь она полностью принадлежала семье мужа, его роду.
Особым обрядом сопровождалось одно небольшое изменение в прическе женщины 45-50 лет, имевшей крепкую и многочисленную семью, здоровье, выше среднего достаток: волосы женщине распускали и заплетали в три пряди, но чуть ниже подбородка.
(Расстояние измерялось шириной ладони), одну из прядей обертывали вокруг и только затем плели косу далее. С тех пор женщина должна была заплетать волосы только так. Этот обряд женщину в статус благополучной переводил.
Женщины преклонного возраста сохраняли две косы, только украшения были более простые - в виде серебряной круглой пластины или коралловой бусины в металлической оправе.
С древнейших времен прическа почти всегда служила признаком принадлежности человека к определенной возрастной категории.
Способы ношения кос замужними женщинами:
- Спущенными по спине. Этот способ также у всех народов средней Азии отмечен. У бурят он мог появиться в 5-7 вв., когда они были в зависимости от тюркоязычных племен и народностей.
- Спущенными по груди. Этот способ преобладающим был. Концы обычно убирали за безрукавку, а украшения оставляли поверх нее. Молодые замужние женщины, не обремененные семьей продолжали носить косы, спущенные по спине, сохраняя при этом наспинно - накосное украшение саажа, как и до замужества. Бурятки цонгольских родов носили косы в накосниках шэбэргэл из ткани с нашивками коралла. Ношение кос на груди - старинный обычай, связанный с обычаями древнемонгольских племен, у которых прическа являлась знаком этнического различия.
У всех народов мира существовало и существует до сих пор множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. Особенно распространены суеверия, связанные со стрижкой волос. У одних народов они вызваны боязнью нечистой силы, которые могут завладеть остриженными волосами и, оказывая на них магическое воздействие, сумеют лишить здоровья и даже жизни человека, у других считается недопустимым тревожить духа, обитающего в волосах.
Накосные украшения кыргызов 19 века. Некоторые виды одежды кыргызов в XIX-м и в начале XX-века...
Некоторые виды одежды кыргызов в XIX-м и в начале XX-века…
Женский
киргизский гардероб также как и мужской состоял из нательной и верхней одежды.
К нательным относились платье-рубаха - «койнек» и шаровары. На груди женских
рубах всегда имелась вышивка или надевался нагрудник - «ёнур», «жака», расшитые
цветными нитками.
Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка - «бельдемчи»,
головной убор тюрбан - «элечек». Однако эти виды одежды носили только замужние
женщины. «Бельдемчи», кстати, использовали и мужчины, но в качестве боевой
одежды. В этих случаях их обычно покрывали металлическими пластинами.
Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные
украшения из серебра, жемчуга, кораллов. Так же женщины носили тюбетейки и
меховые шапки, которые назывались «топу» и «тебетей» соответственно.
Поверх платья-рубахи женщины надевали короткую или длинную безрукавку -
«чыптама», камзол с короткими рукавами - «кемсел», халат - «чапан», стеганый
халат - «чепкен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб - «ичик». В состав
головного убора «элечек», «келеек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя»,
которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан.
Обувь для женщин обычно покупали готовую. Это были цветные, чаще зеленые или
красные сапожки на каблуках, иногда орнаментированные.
В зависимости от возрастных категорий наряд женщины дополнялся различными
серебряными украшениями и амулетами. Кроме того, известно, что женщинам и
девушкам было свойственно прятать свои косы. Для этих целей они носили
специальные «накосники» - длинные бархатные полоски в виде трубочек - «чачпак»,
на которые нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий
женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения
- «чач учтук», «чач мончок», серьги - «сойке», «сойке желбурееч», нагрудные -
«тумар», «бой тумар», браслеты - «билерик», кольца - «шакек». Детская и девичья
одежда также украшались серебряными пуговицами - «топчу», «бучулук», кораллом -
«шуру», различными амулетами и оберегами.
В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для
изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в
качестве оплаты.
Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не
сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого
солнца. Верх украшали кисточкой. Киргизские колпаки были разнообразны в покрое.
Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом.
Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки
украшали красным бархатом или красной материей.
Разновидность колпака — ай колпай — была без разрезных полей. Войлочный колпак
носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.
Малахай — особый вид головного убора, отличительная особенность которого —
длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными
наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или
оленя, а верх покрывали тканью. Малахаем называли также широкий кафтан без
пояса.
Тебетей — распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского
киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют
его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или
куницей, а в районах Тянь-Шаня — мехом чёрного барашка.
Кызыл тебетей — красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.
В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его
"визитной карточкой" был предъявленный гонцом тебетей этого
начальника.
Чапан — мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из
дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с
ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной
хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В
настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди. Существует несколько вариантов
этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан — широкий
туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама
чапан — покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой
узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.
Кементай — широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она
защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили
зажиточные киргизы.
Белдемчи — часть женского киргизского национального костюма в виде распашной
юбки на широком поясе. Такие юбки издревле носили во многих азиатских странах.
Одежда в виде распашной юбки известна также на Украине, в Молдавии и в
Прибалтике.
В Киргизии женщины начинали носить белдемчи поверх платья или халата после
рождения первого ребёнка. В условиях кочевой жизни такая одежда не стесняла
движений и защищала от холода.
Известно несколько видов белдемчи: распашная юбка — сильно сосборенная, сшитая
из трёх-четырёх скошенных кусков чёрного бархата. Её края сходились спереди.
Юбку украшали шелковой вышивкой.
Другой вид — юбка без сборок из цветного бархата или из ярких полушёлковых
тканей. Спереди полы юбки не сходились на 15 сантиметров. Края обшивали
полосками меха выдры, куницы, мерлушки. Встречались юбки, сделанные из овчины.
Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх
частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой
прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх
всего — чалма из белой материи.
У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы — от
простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую
кику.
В Киргизии чалма получила большое распространение.
Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название
бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой,
отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную
группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый
элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного
счастья.
Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за
водой.
Накосные украшения тувинцев. Использование народных мер при изготовлении тувинских накосных украшений
XXI век - век нанотехнологий, компьютеризации, автоматизации, электронных услуг… Так характеризуется наше общество, наша жизнь, наш быт. А если заглянуть в прошлое? Вернуться к традициям, народным знаниям. Вряд ли современный человек сможет обойтись без обыкновенных средств измерения. Как же обходились в прошлом без всего этого?
У тувинцев была разработана целая система народных мер длины, объема и массы. В основе мер длины лежали измерения, определяемые различными частями тела человека. Меры эти имели в жизни тувинцев большое практическое значение. Их применяли при изготовлении деревянных частей решетчатой юрты, ее войлочного покрытия, при раскрое одежды, и обуви т.д. Длительное применение этой системы выработало у тувинцев определенную систему мер и возможность их применения при изготовлении различных изделий без предварительного обмера . Измерения такого вида называют антропометрическими.
Народные меры представляют собой большой интерес в обширной области народных знаний. Ч.М. Ондар рассматривает их как необходимые не только в практической деятельности человека, но и составляющие основу первых математических понятий, связанных с величиной и числом . К народным мерам относят: единицы длины, связанные с пальцами, руками человека; единицы расстояния; единицы площади; единицы объема жидких тел; единицы объема сыпучих тел. Первая группа вышеуказанных мер отражает содержание рассматриваемого нами вопроса. Специфику технологии изготовления накосных украшений хотелось бы связать с системой народных мер. С этой целью определимся с основными мерами. Илиг - мера длины, равная толщине пальца (приблизительно 1,5-2,0 см); ийи илиг- ширина сложенных вместе указательного и среднего пальцев (приблизительно 4,0-5,0 см); ?ш илиг - ширина сложенных вместе указательного, среднего и безымянного пальцев(приблизительно 5,0-6,0 см); д?рт илиг - ширина четырех сложенных вместе пальцев: указательного, среднего, безымянного и мизинца (приблизительно 7,0-8,0 см); с??м- пядь, расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (приблизительно16,0-20,0см); мугур с??м - малая пядь, расстояние между концами вытянутого большого и согнутого указательного пальцев (приблизительно11,0-15,0см); карыш - пядь- расстояние между концами раздвинутых пальцев- среднего и большого (приблизительно 20,0-23,0см .
Накосные украшения народов. Украшения в национальном стиле: красота как традиция
Многим с детства памятны милые куколки в национальных костюмах. Одним — безупречно достоверные «европейки» фирмы Mattel, другим — «пятнадцать республик-сестёр» производства Советской Родины. Сборные серии иногда дополнялись «бонусами», например — красотками в мехах из Коми-Пермяцкого автономного округа. Все эти барышни снабжались комплектиками «ювелирных украшений» — почти всегда, увы, несъёмными. Свои первые образцы традиционных украшений народов мира девочки и мальчики изучали именно так – просто играя в куклы.
Особенности традиционных народных украшений
Настоящие национальные украшения характерны и легко узнаваемы. Кстати, именно это их отличает от ювелирной этники — более сглаженной модной стилизации с «народными элементами».
Традиционные ювелирные изделия часто бывают покрыты чеканным или орнаментом в технике скани. Они могут быть крупными, как узорчатая брошь или подвеска на виски, волосы или грудь, либо многосоставными. Яркие примеры — комплекты тонких обручей на руки или ноги и ожерелья-монисты из мелких монеток.
Примеры традиционных украшений разных народов
Турция, Афганистан, Пакистан
Свои разновидности национальных украшений предназначались жителям любого пола и возраста — женщинам, мужчинам, детям и старикам:
Как часть народного костюма, ювелирные изделия указывали на национальную (родо-племенную) принадлежность и статус человека. Определённые виды украшений могли иметь даже табуированный характер. Например, вдова не могла надеть то же самое, что и «молодуха», а «гражданин с улицы» не смел посягнуть на «знаки отличия» жреца или вождя.
Ювелирное «оформление» представителей разных народов мира
Кения, Китай, страны Балтии:
Индия, Тибет, Туркмения:
Знатоки дальних странствий особенно хорошо знакомы с явлением «национальные украшения» – самый популярный вариант сувенира. Обычно это кустарное поточное производство с ярко выраженным местным колоритом.
Примеры традиционных украшений народов Африки:
Примеры традиционных украшений народов Индии:
Интересно, что и сегодня заложенные в традиционные изделия смысловые коды хорошо считываются. В сознании большинства трилистник – это Ирландия, лилия — Франция, звезда Давида — Израиль, аусеклис (auseklis) — утренняя звезда, латышский национальный символ. Так реальность, сведённая к орнаменту, становится народной эмблемой .
Трилистник, кладдах (символ дружбы и верности), кельтский узел, трискелион и другие символы Ирландии:
Французская лилия (fleur-de-lys):
Латышская «утренняя звезда» (auseklis):
Израильские звезда Давида, рука Давида (хамса):
Ювелирные традиции Востока и Азии
Женщины Востока и Азии неустанно и умело себя украшают. Ювелирные изделия играют в этом процессе ключевую роль.
Индия, Киргизия, Непал
Монгольские этносы из Афганистана, Пакистан, Таджикистан
У большинства традиционных южных, ближневосточных, азиатских народов дамы укомплектованы ювелирными изделиями более чем в полной мере — маслом кашу не испортишь! Ожерелья и налобники из монет, височные украшения, подвески для кос, множество обручей-браслетов на руках и ногах. Всё это — своеобразный запас «на случай». Ведь иным почтенным мужьям довольно сказать «ты мне больше не жена» при двух свидетелях, и женщина покидает дом в чём была. Чадра скрывала не только лицо владелицы, но и состояние её «золотого запаса».
Ларец Европы
Традиционные украшения стран Балтии
Ювелирная «нагрузка», скажем, эстонок едва ли уступала амуниции восточных сестёр. В ходу были шейные и нагрудные украшения из серебра: заколки-фибулы, конусообразные броши «кухик-сыпьг» (автор лично потеряла такую, о чем крайне сожалеет), плоские, украшенные по краям камнями «преэс», плетеные цепи, крупные, полые внутри бусы «крылль».
Украинские национальные украшения
А теперь вслушайтесь: бранзолета, гривна, заушницы, намисто. Конечно, это названия позиций в ларце украинской красавицы. Когда муж в походе, шкатулка — хорошая эмоциональная и материальная поддержка.
«Дукачи» (дукачі) — подвеска с крупной монетой, обычно использовавшаяся в качестве центрального элемента ожерелий, и «дукаты» (дукаті) — ожерелья из множества монет в сопровождении бисерных нитей и других элементов декора:
Колье-обереги «згарди» с гуцульскими крестами:
Салби — дукаты, выполненные в форме ожерелий-нагрудников:
Кораллы — любимый камень в украинском украшении, и «писаны пацорки» (писані пацьорки) — разноцветные бусы из непрозрачного стекла или венецианских бусин:
Ювелирные традиции народов Кавказа
По праву гордится своими ювелирными промыслами Кавказ: к концу 19 века там доминировала дагестанская (кубачи), тбилисская, владикавказская школы. Армянские мастера работали преимущественно с золотом. В Азербайджане золото украшали эмалями.
Родные узоры: традиции русских украшений
Чем сегодня у нас представлены русские ювелирные стили (в реальности — промыслы)? Первыми приходят на ум финифть и скань. А также бисероплетение – крайне популярное массовое хобби на грани промысла. Конечно, сюда нужно отнести и резьбу по кости (якутская, холмогорская, хотьковская). «При царизме» мастера художественно вырезали ларцы, кубки и прочее, а сегодня нередко можно встретить авторские женские костяные украшения — сквозные, рельефные или гладкие.
Народная тропа народных украшений
Как попадают в семейные шкатулки сограждан настоящие артефакты (то есть — аутентичные национальные украшения)?
Вариант один: ваша сельская пра-пра-бабушка сберегла-таки в слаломе истории свой сундук с приданым. Вариант два: кто-то из родственников поучаствовал в бесконечном выменивании «того на это» в годы войны, не говоря уж о трофейных сувенирах. Ещё один способ — почтенное приобретение «старины» в комиссионках и на блошиных рынках.
Конечно, и сегодня можно найти есть места, где сидят мастера и создают национальные украшения. Но — сбыт? Многие ли из нас попеременно семь дней в неделю украшаются холмогорской резьбой по кости, ростовской финифтью (в ее классическом стиле), нижегородской сканью, браслетами и брошами Палеха и Федоскино? В своём отечестве пророка нет — помните «Аленький цветочек»? «Привези мне, батюшка, убор ЗАМОРСКИЙ».
И все-таки: с чем носить традиционные украшения?Ношение национальных украшений не так трудно, как может показаться. Джинсы и майка любое количество (и локацию) национальных украшений превратят в стиль хиппи. Обилие южного, восточного, кавказского серебра украсит наряд тёмных, насыщенных цветов. Прибалтийская брошь внесёт пряную ноту в офисный образ. Резная кость романтично освежит одежду тёмных тонов (растительная резьба), но с джинсовой одеждой может создать имидж бойкой бестии (геометрическая резьба).
Итак, украшения всех стран, объединяйтесь! Если и не на конкретной женщине, то в отдельно взятой шкатулке.
Накосные украшения ненцев. Девичья причёска и накосные украшения
Девичья причёска и накосные украшения
( отрывок из статьи « Традиционная женская одежда алтайцев». «Ажуда», январь 2004 г.)
«…Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения. Девочкам до 12 лет заплетали столько косичек, сколько ей полных лет. За всю жизнь волосы девочки стригли всего один раз, в годовалом возрасте. Этого почётного права удостаивался «таай» - дядя по материнской линии.
Девочек до брачного возраста называли «сырмалу бала», т.е. - «имеющая причёску «сырмал». Эта причёска была довольно сложной: делался косой пробор (у женщин - строго прямой), чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.
Девушка, так и не вышедшая замуж, до смерти носила девичью причёску и хоронили её с ней же. По сообщенью этнографа В.П. Дьяконовой, женщины, имевшие внебрачного ребёнка - «сурас» и не вышедшие замуж, заплетали свои волосы в три косы. В девичьей причёске косичка, как и в мужской, называлась «Kejere», а в женской - «тулун».
Критерием красоты волос считались их густота и длина. В косметических целях волосы мыли молочной сывороткой, что способствовало их росту и придавало ей шелковистость. С этой же целью использовали мыло, которое изготовляли в домашних условиях путём уваривания золы травы «самын» с животным жиром. Молоденьким девушкам строго - настрого запрещалось мыть волосы в речке. Считалось, что вместе с водой может уплыть счастье девушки. К волосам вообще относились очень бережно. Выпавшие волосы никогда не выбрасывали, их собирали в мешочек на протяжении всей жизни и подкладывали усопшему под голову.
Чтобы зрительно удлинить волосы, к ним прикалывали специальное украшение из конских волос «шургуул». Традиционная девичья причёска претерпела незначительные изменения. Например, начиная с 20-30-х годов прошлого века, многокосье сменилось одной косой. Двукосье же до наших дней остаётся элементом костюма замужней женщины. Двукосье у девушек допускалось лишь в том случае, когда волосы заплетались повыше (замужние женщины носили две косы, которые заплетались за ушами).
Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. «Кыстын бажын кара салбас» - говорилось в народе, что означает: «Девичью голову нельзя держать чёрной», т.е. она не должна быть без украшений.
При рождении девочки родные и близкие дарили новорождённой различные украшения - бисер, бусы, раковины каури («jbmaMam»), кисточки из шёлковых кисточек, перламутовые кисточки и т.д., с расчётом, что они понадобятся малышке для её будущих украшений. По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме они напоминают глаз, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза. Каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.
Круглой пуговице «топчы» приписывали силу дарить долголетие. От «топчы», якобы, исходит пожелание: «Пусть живёт так долго, как я, да сбудется моё благопожелание!». Бусины (jhhjh) и бисер «уркене» считались символами многодетности и богатства.
Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение «шалтрак». Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на неё различные украшения, подаренные при рождении.
Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстёгивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение - «шымырак». Шымырак собирали из деталей шалтрак. Особых норм здесь не придерживались, важно было, чтобы косы были украшены.
Девушке, достигшей 14 лет, вплетали в косы особое украшение - «шанкы». Шанкы - это знак того, что девушка достигла брачного возраста. Шанкы обычно изготовляли из пяти квадратиков парчовой ткани с пришитыми к ней ракушками каури. Эти квадратики чередовались связками бус из восьми параллельных ниток. Последняя снизка бус была вдвое длиннее остальных и каждая нитка в ней оканчивалась маленькими колокольчиками или каури. Считалось, что звук от трения раковин и звон колокольчиков отпугивал злых духов, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки. Социовозрастная ступень-«шанкылу бала» подразумевала святость, чистоту и требовала от девушек данного возраста соблюдения определённых норм поведения, главными из которых являлись скоомность и сдержанность».
Верхняя одежда у бурят называется. Особенности
Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.
Буряты – это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.
Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды – это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.
Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.
Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.
После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.
Национальный костюм западных бурят. Бурятский национальный костюм
Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его эстетика, культура, обычаи.
Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни.
Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Из овчин шили шубы, из кожи — сапоги, из шерсти — чулки и т.д.
Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра. По одежде можно было определить социальный статус, место проживания человека и род (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры).
Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах — дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний).
Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата.
В свою очередь дэгэлы имеют две полы — верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.
Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр), где вшиваются три разноцветные полосы. Внизу желто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине чёрного цвета (хара унгээ), на верху разнообразные: белый (саган унгээ), зелёный (ногон унгээ) или синий (хухэ унгээ).
Первоначальный вариант был — желто-красный, чёрный, белый. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) — Хуасай, Харгана, Сагаангууд.
Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.
Женская одежда состояла из рубахи — самса и штанов — умдэ, поверх которых носили халат — дэгэл. Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию.
В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма-тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»).