Женские головные уборы на Руси.
- Женские головные уборы на Руси.
- В старину на Руси женские головные уборы различались на замужние и девичьи в чем же было различие. Девичий головной убор
- Русские головные уборы женские на Руси своими руками. Русские головные уборы женские своими руками
- Кокошник-старинный женский головной убор, как называется его задняя часть. Что это за головной убор?
- Как в старину называли женский головной убор. Платок, или убрус
- Виды женских головных уборов. Виды и названия головных уборов
- Русские головные уборы женские на Руси. Головные уборы русского севера
Женские головные уборы на Руси.
В русском народном костюме особое место женский головной убор занимал. Глядя на него можно было определить, из какой местности его владелица, сколько ей лет, её общественное и семейное положение.
Традиционно форма русского народного головного убора сочеталась с причёской. Девушки заплетали косу, а их головной убор чаще всего выглядел как перевязка или обруч открытой макушкой.
Замужние крестьянки заплетали две косы и свёртывали их спереди в пучок. Головной убор должен был полностью скрывать полосы замужней женщины. Традиционные женские головные уборы в русском народном костюме состояли, как правило, из нескольких частей.
Кичка - часть кичкообразного головного убора на твёрдой основе. Кички разнообразием фасонов отличались. Они были рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала - фантазийность решений были безгранична
Сорока - так называлась верхняя украшенная головного убора. Она изготавливалась из ткани и натягивалась на кичку.
Ещё один элемент кичкообразного головного убора - позатыльник. Он выполнялся из ткани (как правило, из порчи) или был бисерным. Позатыльник подвязывали сзади под сороку, чтобы скрыть сзади кички волосы женщины.
Кокошник в отличие от сороки был только праздничным головным убором, в том числе и свадебным. В северных губерниях его часто украшали жемчугом. Таким образом, если кичку носили крестьянки, то купчихи и мещанки одевали на голову кокошник.
Кокошники изготавливали в монастырях или мастерицы в больших сёлах и продавали на ярмарках. К концу 19-го века кокошник пракически полностью вытеснил кичку, а затем и кокошник ушёл с арены, уступив место платкам. Сначала платки повязывали поверх головного убора, а позже и как отдельный головной убор, заколов или завязав под подбородком.
В старину на Руси женские головные уборы различались на замужние и девичьи в чем же было различие. Девичий головной убор
Женские и девичьи головные уборы на Руси. Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния Повязка, сарафан, душегрея
Головные уборы шились в зависимости от того какую какого статуса была женщина. Надо сказать, что головной убор у девушки мог быть довольно разнообразным. Назывался он венцом, лентой, пчелкой, венчиком, тканкой. Кроме этих названий были и другие.
Женские и девичьи головные уборы на Руси. Старинный девичий головной убор — венец «челка»
Головные уборы изготавливали из ткани и парчи, которую складывали как ленту. Самым торжественным головным убором считалась коруна. Мы можем назвать ее короной и делалась ее основа из проволоки, фольги или даже простого картона. Основу обтягивали тканью и росшивали бисером, жемчугом и камнями. Также в ход шёл перламутр, монеты и раковины… Все что смотрелось красиво и гармонично на каждом конкретном изделии.
Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок
Особенно красивой были коруны в северных губерниях. Они украшались драгоценными камнями. Коруны носили девушки на выдании вплоть до ХХ века.
Русские головные уборы женские на Руси своими руками. Русские головные уборы женские своими руками
По мнению некоторых историков, идея кокошника была привезена византийскими купцами. Как бы там ни было, он считается традиционным русским головным убором. Замужние женщины на Руси с непокрытой головой не ходили. “Опростоволоситься” считалось и грехом, и позором. А кокошник считался привилегией незамужних девушек. При этом волосы частично открыты — для молодых девушек это было допустимо. Праздничный кокошник поражал своей нарядностью и красотой. Его расшивали жемчугом, украшали, насколько хватало фантазии. По этой причине большой и широкий головной убор был доступен только девицам из состоятельных семей. В статье рассмотрим, как изготовить русские головные уборы женские своими руками.
Технология выполнения
По своей форме головной убор напоминает веер:
- Изготавливают самодельный кокошник из тонкого картона или с применением ленты из металла.
- Основу делают из различных видов текстиля — холста, кумача, парчи или бархата.
- Верхняя часть украшается так, как подсказывает фантазия мастерицы. Искусственный и натуральный речной жемчуг, стеклярус, бусы, парча, бисер, цветы — этот список можно продолжать и дальше.
- С обеих сторон пришиваются ленты, которые нужны для того, чтобы надежно зафиксировать готовое изделие.
Важно! Есть кокошники с плетеным украшением, закрывающим весь лоб. Иногда изделие выполняют так, что полупрозрачная ткань полностью прикрывает волосы сзади.
Рассмотрим 2 техники изготовления: простую и несколько более сложную.
Вариант 1
Этот вариант изготовления русского головного убора связан со сборкой изделия из картона:
- Выполните выкройку. Это совсем несложно, даже если у вас нет и намека на художественные способности.
- Используя полученное лекало, перенесите контур на картон. Это — основа гребня. Далее полученный каркас будет использоваться как выкройка для изготовления из ткани передней и задней части головного убора. Из тканей лучше всего использовать атлас, парчу или сатин.
Важно! Вырезая детали из текстиля, обязательно учтите припуски на швы (1-2 см).
- Предположим, вы хотите декорировать готовое изделие текстилем. Вырежьте из ткани цветы, звезды, геометрические фигуры.
- Наклейте полученный декор на дублерин — для дополнительной жесткости.
- Сшейте вместе переднюю и заднюю половины чехла, вырезанные из ткани. Материал перегибайте при этом внутрь. Оставьте нижний край не прошитым, чтобы можно было вывернуть изделие и надеть на каркас.
- Наденьте чехол, сшитый из материи, на каркас из картона. Зашейте нижнюю часть. Можно выполнить это вручную.
- С двух сторон пришейте резинки или ленты, которые будут удерживать на голове всю конструкцию.
- Прикрепите декор. Украшают кокошник по направлению от краев к центру.
Важно! Не переусердствуйте с украшениями. Картон — не слишком прочный материал, поэтому большую тяжесть он вряд ли выдержит.
- Если вы владеете техникой бисероплетения, украсьте лобную часть тонкой сеточкой из бисера.
Вариант 2
Это — техника изготовления русского женского головного убора своими руками на каркасе из металла.
Итак, вам понадобятся:
- Стальная 3-миллиметровая проволока.
- Толстый картон.
- Плоскогубцы.
- Парча.
- Ленты.
- Декор.
Последовательность действий такая:
- Изготовьте из проволоки обод. Чтобы изделие получилось красивым, нужно, чтобы форма была выдержана идеально.
- Вырежьте из картона основу. Это — та часть изделия, которая прилегает к голове.
- Выкроите из ткани 2 детали основы. Нужно сделать это заранее, поскольку, когда основа будет пришита к ободку из металла, вряд ли удастся сделать точные выкройки.
- Пришейте основу из картона к металлическому ободку. Шаг стежка составляет 5 мм. Более частые стежки делать не нужно, поскольку картон попросту разорвется.
- По такому же принципу выполните верхнюю часть головного убора (гребень). После того, как все выполнено, пришейте его к проволочной основе.
- Сшейте все детали из ткани в единое целое. Аккуратно наденьте на основу.
- Пришейте нижнюю основу, а затем — ленточки.
- Последний этап — украшение уже готового изделия. Русский народный головной убор для девочки своими руками можно украсить так, как подскажет ваша фантазия.
Вот так просто вы сможете создать оригинальный и милый кокошник для себя или своей дочки для тематического праздника. Ничего сложного в этом нет — попробуйте, и убедитесь.
Кокошник-старинный женский головной убор, как называется его задняя часть. Что это за головной убор?
Кокошник — это высокая, расшитая, нарядная конструкция женского головного убора, скрывающая волосы. В названии — древнерусское слово «петух». Наверное, его геометрия ассоциировалась у наших предков с петушиным гребнем. Символично, что главной отличительной чертой его является наличие оригинального элемента – гребня, вокруг которого и строится вся композиция.
Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.
В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.
Важно! По головному убору на Руси можно было определить многое. Кокошник служил показателем статуса своей владелицы, её социального положения, возраста и местности происхождения.
Историческая справка
Появление в женском наряде такого затейливого головного убора доподлинно не выяснено. Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек . Так или иначе, но кокошник известен на Руси больше 10 веков, чему существуют многочисленные подтверждения, найденные в раскопках древних курганов.
Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.
Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.
Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола .
Придворные дамы носили по западному открытые наряды и русский кокошник, который сохранялся у светских львиц вплоть до революционных событий начала XX века.
Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.
Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором . А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.
Как в старину называли женский головной убор. Платок, или убрус
Этот старинный женский головной убор особенно нравился девушкам. В разных регионах его называли по-разному. Среди наиболее распространенных наименований: ширинка, полотенце, подширье, наметка, фата и так далее. Этот платок состоял из достаточно тонкого полотнища прямоугольной формы, длина которого достигала пары метров, а ширина была около 50 сантиметров.
Один из концов убруса всегда украшался вышивкой шелковыми нитями, серебром, золотом. Он свисал на плечо и никогда не прятался под одежду. Второй же конец был предназначен для того, чтобы обвязывать им голову и скалывать внизу подбородка. В 10-11 веках было принято поверх такого платка помещать красивый набор ювелирных мелочей – висячие кольца и всевозможные украшения.
Некоторое время спустя убрус стали делать треугольной формы. В таком случае оба конца скалывали под подбородком или же завязывали на макушке фигурным узлом, но для этого требовалось особое умение, которым владела далеко не каждая русская женщина. Также концы могли спускаться на плечи или спину и богато расшивались. Такая мода ношения платков пришла в Россию лишь в 18-19 веках из Германии. Ранее же платок просто обхватывал шею девушки, а узел располагался на самой вершине макушки и затягивался довольно туго. Данный метод называли "головкой". Один из современников 18 века писал, что выразительность платка была необходима для того, чтобы "возвысить красоту и придать еще большую цветность" лицам женщин.
Виды женских головных уборов. Виды и названия головных уборов
Сегодня расширяем наш модный словарь и поговорим про названия головных уборов.
Знаете для чего нам это нужно?
Для того, чтобы сократить время на поиски информации в интернете и облегчить интернет шоппинг!
Бандана (bandana) — треугольный или квадратный платок, который носят чаще всего на голове или шее.
Бейсбольная кепка/бейсболка (baseball cap) — мягкая шапочка с жесткими краями и козырьком, сзади кепки имеется регулятор ширины, с помощью которого ее можно подогнать под голову владельца.
Кепка дальнобойщика (Trucker cap) — похожа на бейсбольную кепку, но с более удлиненным и изогнутым козырьком и вместо задней части у такой кепки обычно вместо ткани — сетка.
Берет (beret) — мягкая круглая шапочка, чаще всего вязаная, встречаются варианты из прессованной шерсти. Может иметь декоративные элементы.
Бини (beanie)/Вязаная шерстяная шапка (tuque) — это традиционные вязаные из шерсти шапочки, в виде плотно прилегающих к голове вязаных труб, с сужающимися закрытыми кончиками. Одна половина этой трубы вкладывается в другую, таким образом эта шапка получается двухслойной. На конце они украшаются кисточкой или помпоном.
Перуанская шапка (peruvian Hat) — вязаная шапка из шерсти ламы или альпаки с деталями, прикрывающими уши, на завязках. Часто выполнена с помпоном. Обычно с красивым вязаным орнаментом.
Шапка с помпоном (bobble hat) — вязаная шапочка, заканчивающаяся помпоном.
Шляпа-корзина (bucket hat/grevi hat) — мягкая летняя шляпа с полями, опущенными вниз. Обычно шьётся из плотных тканей: хлопка или денима. В России шляпу-ведро обычно называют панамой.
Бретонская кепка (Breton cap/fisherman´s hat) — вид фуражки из шерсти с мягким околышком. В России бретонская кепка известна под названием «картуз». В интернет-магазинах ее чаще можно найти по названию fisherman´s hat, т.к. она она похожа на головной убор, который носят капитаны яхт и рыболовецких судов.
Пилотка (garrison cap) — небольшая лёгкая шапочка, сплюснутая по бокам.
Плоская кепка (flat cap) — округлая шапка с небольшим козырьком спереди.
Тюрбан (turban) — это собирательное название головных уборов, выглядящих как длинная полоса ткани, наматываемая на голову. В наши дни тюрбанами называют и шапки, имитирующие настоящий тюрбан.
Ушанка (ushanka) — шапка из меха или овчины со слегка сужающимися или прямыми полями и плоской круглой тульей с клапанами по бокам (их можно либо завязать на макушке подняв их (если не очень холодно), либо опустить и завязать под подбородком, закрывая уши (если холодно)). Ушанки предназначены для защиты от холода.
Кубанка (Flat round Fur Hat) — меховая шапка в виде трубы, имеющая плоский верх.
Клош (cloche hat) — шляпка в форме цветка колокольчика с полусферической тульей и опущенными полями.
Трильби (trilby) — мягкая фетровая шляпа с характерной длинной складкой по всему верху и вмятиной впереди. У основания тульи, как правило, трильби перехватываются узкими шляпными лентами.
Федора (fedora) – мягкая фетровая шляпа, один раз обвитая лентой. Отличительной ее чертой являются три вмятины на тулье.
Хомбург (Homburg) — фетровая шляпа с загнутыми вверх полями и тульей в виде усеченного конуса (часто со складкой сверху), декорированная широкой лентой по тулье.
Шляпа-котелок (bowler Hat) — фетровая мужская шляпа полусферической формы, с небольшими загнутыми вверх полями.
Цилиндр (top hat/topper) — цилиндрическая мужская шляпа с плоским верхом. Как правило, в средине она уже, чем сверху и снизу, у нее жесткие узкие поля, загнутые по бокам.
Шляпка-таблетка (pillbox hat) — небольшая шляпка без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. Иногда декорируется вуалеткой.
Канотье (boater) — жёсткая соломенная шляпа с цилиндрической тульей и прямыми полями, часто декорируется лентой.
Шляпа-поркпай (pork pie hat) — шляпа с цилиндрической тульей, имеющей небольшое углубление сверху, и достаточно широкими полями, по форме напоминающая канотье. Часто декорируется лентой по тулье.
Сомбреро (Sombrero) — соломенная или войлочная шляпа с высокой конической тульей и очень широкими, часто загнутыми по краям полями.
Панама (Panama) — лёгкая летняя шляпа с мягкими полями, часто декорируется контрастной лентой по тулье. Чаще всего изготавливается из соломы. В России, собственно панаму, т.е. летний головной убор с широким полями и высокой тульей, принято называть шляпой, а панамами чаще всего называют все детские летние мягкие головные уборы и bucket-hat.
Капюшон (hood) — мягкий головной убор, крепящийся к одежде.
Кепи (Kepi) — разновидность кепки с плоской круглой тульей и небольшим козырьком.
Более подробно тему головных уборов обсудим на вебинаре «Дело в шляпе. Головные уборы в вашем гардеробе. Как выбирать, что с чем носить.» Присоединяйтесь!
Понравилось и было полезно?
Делитесь с друзьями, используя кнопки социальных сетей!
С уважением, Галина Галышина Ваш Имиджмейкер
Будьте неповторимы и очаровательны!
Попали на страницу случайно? И не подписаны на рассылку проекта «Больше чем стиль», регистрируйтесь по ссылке ниже и получите подарок!
Русские головные уборы женские на Руси. Головные уборы русского севера
Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.
В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.
По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.
После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.