Головной убор древнерусский. Головные уборы на РУСИ.
Головной убор древнерусский. Головные уборы на РУСИ.
При изучении головных уборов надо учитывать, что древние изображения не могут дать сколько-нибудь исчерпывающих сведений, так как иерархические представления того времени заставляли художников изображать мужчин по большей части без головных.
Уборов, в особенности если на рисунке был и князь, которого обязательно рисовали в шапке. Исключение делалось для некоторых церковных иерархов, которые изображены в клобуках. Важно изображение скоморохов на фресках лестницы софийского собора в Киеве. На головах двух музыкантов островерхие, с несколько свисающими назад концами колпаки. Подобный же колпак - на голове гусляра, изображенного на одном из браслетов XII в. среди археологических Находок есть валяная темно-серая шапка из города орешка и плетенная из сосновых корней летняя круглая шляпа с плоской тульей и довольно большими полями из Новгорода, напоминающая более поздний украинский бриль или модную в начале XX столетия шляпу - канотье. Но эти Находки относятся к более позднему периоду - XIV - XV вв. Можно лишь предположить, что крестьяне и рядовые горожане носили шапки меховые, валяные и плетеные и что фасоны головных уборов были разнообразны.
Хорошо известны по многочисленным изображениям древнерусские княжеские шапки - этот важнейший признак феодала - сюзерена. Форма их - полусферическая тулья из яркой материи с меховой (по всей вероятности - собольей) опушкой - оказалась чрезвычайно устойчивой. Первые изображения русских князей в таких шапках относятся к XI в. в XIV в., получив в подарок золотую восьмиклинную тюбетейку бухарской работы, московский князь велел приделать к ней соболью опушку для сходства с традиционной княжеской шапкой, и только тогда она стала великокняжеским, а потом и царским венцом. Это и есть знаменитая "Шапка Мономаха". Цари ей до конца Xvii в венчались.
Древнерусский женский головной убор изучен лучше, чем мужской, благодаря обилию археологических Находок. Обычай, согласно которому замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы ( "Простоволосая Баба" могла якобы как-то вредить окружающим, "светя волосом"), очевидно, уходит своими корнями далеко в глубь веков, в дохристианские времена. Девушки в древней Руси, как и позднее, могли ходить без такого головного убора, который закрывал бы все волосы. Распущенные по плечам или заплетенные в одну или две косы волосы зачастую придерживались венчиком - узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке. Более сложный, богато украшенный венчик назывался коруной. Известны остатки таких корун, сделанных на проволочном каркасе, в киевских кладах домонгольского времени. Видимо, украшенная коруна была атрибутом богатой городской девушки и ценилась высоко. Несколько более скромные, но тоже снабженные металлическими украшениями венчики носили, по-видимому, и крестьянские девушки в северных русских землях. Венчик и коруна не закрывали ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушек.
Женский головной убор - повой, судя по изображениям, был полотенчатым, о чем говорит и встречающееся в летописи упоминание в связи с головным убором слова "Убрус" - полотенце. Он обвивался вокруг головы, закрывая целиком волосы женщины, спускался иногда и на плечи, оба конца могли свисать на грудь. Человек, который сорвет с женщины повой и она окажется простоволосой, наказывался в Новгороде в XII в. высоким штрафом, вдвое выше, чем за повреждение плаща, поскольку в этом случае женщина считалась опозоренной.
Археологические Находки позволяют реконструировать и более сложные формы древнерусских женских головных уборов. Еще а. в. арциховский отмечал в вятичских погребениях московской губ. XII - Xiii вв. Остатки головного убора в виде расположенных по сторонам лица рядов шерстяных лент с бахромой (вроде распространенной позднее в рязанской губ. Увивки, ширинки, кистей или тамбовской мохры. В крестьянских погребениях X - XI вв., раскопанных в вологодской области, найдены остатки, принадлежавшие, по мнению М. а. сабуровой, как к полотенчатым головным уборам - покрывалам с оттянутым книзу специальными грузиками концами, так и к расшитым бляшками кокошникам. Расшитый мелкими стеклянными бусами край матерчатого головного убора, закрывавший лоб женщины, прослежен нами в крестьянском погребении XII в. к северу от Москвы, у современной станции поворовка. Более определенно восстанавливают головной убор горожанки по материалам клада, найденного в старой Рязани, в. П. даркевич и в. П. Фролов. По их мнению, зажиточная горожанка носила в Xiii в. "Рогатую" кику с вышитыми золотом кринами на очелье. Головной убор горожанки из московской знати XII в. реконструировала Н. с. шеляпина по данным археологических наблюдений в московском кремле. Это также кичкообразный головной убор с богато вышитым очельем. Не занимаясь специально реконструкцией головного убора в целом, б. а. рыбаков показал способ ношения черниговских колтов тоже на каком-то расширяющемся кверху кичкообразном головном уборе с орнаментированной передней частью.
Таким образом, в рассматриваемый нами период, по-видимому, можно проследить все три типа женских головных уборов, которые развились в более поздние времена: полотенчатый (повой), кичкообразный и твердый кокошник. Ареалы их не могут быть точно зафиксированы ввиду редкости Находок, но интересно отметить, что кокошник встречен на севере, кичкообразный убор - в древних рязанской и черниговской землях; повой, кажется, был наиболее распространен - он встречается и в северных и в южных русских землях.
В обычное время на улице мужчины и женщины бывали в головных уборах. Но мужчина должен был "Ломать Шапку" в знак почтения перед встречными более высокого социального положения. Поэтому мужчины и изображены на большинстве миниатюр радзивилловской летописи без шапок. Женщины же по причинам, изложенным выше, всегда оставались в головных уборах. Неприкосновенность повоя замужней женщины охранялась, как уже сказано, законом, нарушение этой неприкосновенности каралось высоким штрафом. Головные уборы русских в Xiii - Xvii вв. Были весьма разнообразны. Их состав и конструкция отражали как древние традиции, так и различные влияния. Наиболее традиционным был, пожалуй, женский головной убор. Его состав и конструкция были продиктованы тем, что (как уже сказано в предыдущей главе) издавна считалось, что замужняя женщина никому не должна показывать свои волосы, а если она будет "Светить Волосом", то от этого может произойти даже какой-либо вред для окружающих. "Спаси Меня от Колдуна и от Девки Гладковолосой и от Бабы Простоволосой", - гласил старый заговор. Но девушкам, независимо от того, были ли их волосы кудрявыми или гладкими, полагалось дома, а в летнюю пору и на улице ходить с открытой головой (точнее - с непокрытым теменем. Девушки ходят с открытой головой, нося только укрепленную на лбу богатую повязку; волосы девушек спадают до плеч и с гордым изяществом заплетены в косы", - писал иностранец в 1698 г. в XVI - Xvii вв. Девушки нередко и завивали волосы (возможно, чтобы не быть "Гладковолосыми"), носили их распущенными или заплетали в косу (причем старались заплетать возможно слабее, чтобы коса казалась толще) и перевивали пряди нитками. Девичью косу украшал косник или накосник - вплетенная в нее золотная нить или чаще - треугольная привеска, обычно на жесткой основе, богато расшитая нитками и жемчугом, окаймленная кружевом или металлическими пластинками. Вокруг головы (заплетала ли девушка косу или носила волосы распущенными) была перевязка - шелковая лента, а у богатых - и из золотых нитей. Украшенная на лбу шитьем (иногда - жемчугом), она называлась также челом или челкой; если орнамент шел по всей окружности - венком или венцом.
Женский головной убор в источниках довольно подробно отражен. Основные части его перечислены в свадебном чине, рекомендованном в XVI в. домостроем. При приготовлениях к свадьбе предписывалось на блюдо возле "Места" молодых в доме невесты "положити кика да положити под кикой подзатыльник, да подубрусник, да волосник, да покрывало". Подубрусник или повойник представлял собой легкую мягкую шапочку из цветной материи; под него и убирались заплетенные в две косы волосы женщины. Сзади повязывался для той же цели одинаковой с повойником расцветки платок - подзатыльник. Поверх всего надевала убрус - полотенчатый, богато вышитый головной убор, закалывавшийся специальными булавками (другое его название - шлык), или волосник - сетку с околышем из золотных или вышитых золотом материй. Археологические Находки Волосников (в погребениях знатных женщин) датированы XVI и Xvii вв. В Москве на территории Знаменского монастыря под надгробной плитой 1603 г. найден волосник, на околыше которого вышиты изображения единорогов - символ смерти. Возможно, этот волосник был заготовлен хозяйкой специально, как смертная одежда. По мнению и. Е. Забелина, волосник надевали иногда вместе с убрусом - под убрус или поверх него.
Наконец, главной частью головного убора была (очевидно, в тех случаях, когда поверх волосника не надевался убрус или шлык) кика или кичка - символ замужества. Кика имела мягкую тулью, окруженную жестким, расширяющимся кверху подзором. Она была крыта яркой шелковой тканью, спереди имела расшитое жемчугом чело, у ушей - рясы, сзади - задок из куска бархата или собольей шкурки, закрывавший затылок и шею с боков. Поверх кики надевался иногда еще платок, так что оставалось видно чело. Кроме кики, источники Xvii в. называют еще сороку и (чаще) кокошник, но исследований конструкции этих уборов нет. Сам же характер упоминаний не позволяет судить об этом. Исследователи связь упоминаемых в XVI - Xvii отмечают вв. Кики, сороки и кокошника с женскими головными уборами, бытовавшими у крестьян и даже у горожан еще в середине XIX в. "В Некоторых Захолустьях, - Писал П. Савваитов, - еще и в Настоящее Время Можно Видеть не Только у Крестьянок, но Даже у Горожанок Головной Убор, Похожий на Бурак или Кузовок, Иногда с Рогами, Сделанными из Лубка или Подклеенного Холста, Обтянутый Позументом или Тканью Яркого Цвета и Украшенный Разными Вышивками и Бисером, а у Богатых баб - Даже Жемчугом и Дорогими Камнями". Но разницы между кикой, сорокой и кокошником савваитов не видел. В. и. даль в середине XIX в. писал о сороке: "Это Некрасивый, но Самый Богатый Убор, уже Выходящий из Обычая; но мне Самому еще Случалось Видеть Сороку в Десять Тысяч Рублей". Богато вышитую свадебную сороку - золотоломку, которую молодуха носила по праздникам и в первые два - три года после свадьбы и в XIX - начале XX в., отмечает Г. с. Маслова.
Головные уборы и их части обычно в составе приданого перечислены. В 1668 г. в г. Шуе описано три волосника: "волосник с ошивкою, ошивка низана зерны (жемчугом. - М. Р. ) половинчатыми с каменьи и с изумруды и с яхонты и с зерны; волосник золотный с ошивкой, ошивка шита битным золотом обнизаная; волосник золотный, ошивка шитая волоченым золотом с зерны; ошивка цепковая двойная". В том же городе в 1684 г., по-видимому, в семье феодала было дано в приданое три кокошника: "Кокошник Низан по Червчатому Атласу; Кокошник Шитой Золотом по Тафте; Кокошник Тафтяной с Галуном Серебряным". В 1646 г. в составе имущества посадского человека - шуянина было, между прочим, "8 сорок шиты золотом. Кичка дорогильна зелена, очелье шито золотом". В 1690 г. в одном московском завещании упомянут "Кокошник Низаной с Яхонты с Изумрудом". В 1694 г. в городе Муроме среди приданого девушки из рода Суворовых - "Кокошник Низаной, 5 Кокошников Шитых с Галунами, 5 Подбрусников Атласных и Камчатых, Ошивка Низаная, Ошивка Цепковая". В 1695 г. а. М. Квашнин давал за дочерью 11 кокошников - 3 парадных и 8 попроще. Кокошник получила в приданое и дочь а. тверьковой из города Кашина. В 1696 г. гость и. Ф. Нестеров дал за дочерью "Кокошник Жемчюжен с Каменьем". Различия здесь, скорее, социальные, чем территориальные: сорока и кика - у посадских людей, кокошник - у феодалов и высшего слоя купцов. Лишь в том случае, если вспомнить, что в середине Xvii в. мейерберг изобразил московскую крестьянку в кичкообразном (расширяющемся кверху) головном уборе, то можно предположить, что в центральных русских землях - бывших московском и владимирском княжествах - по крайней мере в Xvii в. был женский кичкообразный головной убор. Кокошники же были принадлежностью туалета знатных и богатых женщин повсеместно. Ранее мы говорили, что в северных русских землях какие-то уборы на жесткой основе существовали и до Xiii в. но кика и сопровождавшие ее части головного убора, о которых говорилось выше, вероятно, имели большее распространение и поэтому еще в XVI в. вошли в такое общерусское руководство к устройству семейной жизни, каким был домострой. Итак, традиционный, очень сложный по составу головной убор, который не снимали и дома, был характерен для всего рассматриваемого нами периода и удержался у некоторых социальных слоев также значительно позднее, еще почти на два столетия. Выходя на улицу, женщина надевала поверх этого убора платок или (у зажиточных слоев населения) шапку или шляпу. Источники знают, помимо общего названия шапка и шляпа, также специальные термины, обозначавшие женские уличные головные уборы различных фасонов: каптур, треух, столбунец и даже чепец. Женские шляпы были круглыми, с небольшими полями, богато украшались шнурами из жемчужных и золотых нитей, иногда - драгоценными камнями. Шапки были меховыми, по большей части - с матерчатым верхом. Шапка столбунец была высокой и напоминала мужскую горлатную шапку, но суживалась кверху и имела дополнительную меховую опушку на затылке. Каптур был круглым, с лопастями, закрывавшими затылок и щеки, треух напоминал современные ушанки и имел верх из дорогих тканей. Иногда платок - фата - повязывался поверх меховой шапки, так что угол его свешивался на спину.
Мужские головные уборы также в Xiii - Xvii претерпели вв. Существенные изменения. И сама прическа изменилась. В Xiii в. в моде были распущенные волосы, подстриженные чуть выше плеч. В XIV - XV вв. На севере Руси, по крайней мере в новгородской земле, мужчины носили длинные волосы, заплетая их в косы. B XV - Xvii вв. Волосы подстригали "в Кружок", "в скобку" или стригли очень коротко. Последнее, видимо, было связано с ношением дома небольшой, закрывавшей только макушку круглой шапочки вроде восточной тюбетейки - тафьи или скуфьи. Привычка к такой шапочке уже в XVI в. была так сильна, что Иван грозный, например, отказывался снимать тафью даже в церкви, несмотря на требования самого митрополита Филиппа. Тафья или скуфья могли быть простыми темными (у монахов) или богато расшитыми шелками и жемчугом. Пожалуй, наиболее распространенной формой собственно шапки был колпак или калпак - высокий, кверху суживавшийся (иногда так, что верх заламывался и отвисал. Внизу у колпака были узкие отвороты с одной - двумя прорехами, к которым прикреплялись украшения - пуговицы, запоны, меховая оторочка. Колпаки были распространены чрезвычайно широко. Они были вязаные и шитые из разных материй (от бели и бумаги до дорогих шерстяных тканей) - спальные, комнатные, уличные и парадные. В завещании начала XVI в. раскрывается любопытная история о том, как русский князь Иван взял у своей матери - волоцкой княгини - "во Временное Пользование" разные фамильные драгоценности - в том числе серьги из сестриного приданого - и пришил себе на колпак, да так и не отдал. Должно быть, этот колпак был очень нарядным головным убором щеголя. Столетием позже среди имущества Бориса Годунова упомянут "Колпак Саженой; на нем 8 Запон да на Прорехе 5 Пуговиц". Колпак или, как его тогда называли, клобук был распространен на Руси и в древности. Разновидностью колпака был в Xvii в. науруз (само слово иранского происхождения), имевший, в отличие от колпака, небольшие поля и также украшенный пуговицами и кистями. Поля науруза были иногда загнуты вверх, образуя острые уголки, которые любили изображать миниатюристы XVI в. Г. Г. громов считает, что при этом татарский колпак имел также заостренный верх, тогда как русский головной убор был сверху закруглен.
Мужские шляпы имели круглые поля ( "Полки") и были иногда валяными, как позднейшие крестьянские шляпы. Такая шляпа со скругленной тульей и небольшими, загнутыми кверху полями, принадлежавшая, по-видимому, рядовому горожанину, найдена в городе орешке в слое XIV в. среди зажиточных слоев населения в Xvii в. были распространены мурмолки - высокие.
Древнерусский головной убор женщин. Девичий головной убор
Женские и девичьи головные уборы на Руси. Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния Повязка, сарафан, душегрея
Головные уборы шились в зависимости от того какую какого статуса была женщина. Надо сказать, что головной убор у девушки мог быть довольно разнообразным. Назывался он венцом, лентой, пчелкой, венчиком, тканкой. Кроме этих названий были и другие.
Женские и девичьи головные уборы на Руси. Старинный девичий головной убор — венец «челка»
Головные уборы изготавливали из ткани и парчи, которую складывали как ленту. Самым торжественным головным убором считалась коруна. Мы можем назвать ее короной и делалась ее основа из проволоки, фольги или даже простого картона. Основу обтягивали тканью и росшивали бисером, жемчугом и камнями. Также в ход шёл перламутр, монеты и раковины… Все что смотрелось красиво и гармонично на каждом конкретном изделии.
Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок
Особенно красивой были коруны в северных губерниях. Они украшались драгоценными камнями. Коруны носили девушки на выдании вплоть до ХХ века.
Древнерусский головной убор мужской.
Мужские— интереснейший предмет исследования. Прежде всего, потому что в них тоже проявлялись все сословные различия — и это касалось всех времен и всех эпох.
Не будем останавливаться на шлемах воинов, а также на головных уборах священнослужителей. Начинать полагается с царских регалий, но в них как раз и вся закавыка.
Оказывается, на сей предмет идут ожесточенные споры. Вдаваться в них смысла нет, достаточно упомянуть известные регалии русских царей — шапку Мономаха и Казанскую шапку. Хранятся они в Оружейной палате Московского Кремля. А сетование на то, как тяжело быть правителем, пришло из пушкинского «Бориса Годунова» — «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!». Это выражение, ставшее крылатым, используется уж слишком часто к месту и не очень.
Какие же головные уборы носили «обычные мужчины», знатные и простые, а также крепостные? То, что было на головах, несколько разнилось в зависимости от того, какого происхождения был хозяин шапки.
По Сеньке шлык, коли косенько сшит. Каков Пахом, такова и шапка на нем. По Сеньке шапка, по Еремке (по Фоме) и колпак.
В деревне мужчины носили валяные шапки-колпаки (суконные, войлочные). Считается, что этот головной убор близок к древним скифским и сарматским. Валяная шапка (она же валенка, яломок, чепепенник, грешневик или гречушник — потому что были похожи на пирог с гречневой кашей) — из войлока, полусферической, цилиндрической, конусообразной формы, с высоко загнутыми полями носилась во многих областях. Назывались только по-разному. Подобные шапки носились повсеместно — до западных границ и дальше.
Колпак (слово тюркское) — традиционный мужской конусообразный головной убор. Его шили из белого атласа, иногда с околышем, украшенным жемчугом, драгоценными камнями и меховой опушкой. Жемчугом и золотыми пуговицами окаймлялись и продольные разрезы на колпаке.
До нас «дошли» только поварские колпаки, а также «литературные воспоминания» о ночных колпаках и о шутовских колпаках. Слово осталось в поговорках, скороговорках и загадках.
Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый (то есть не из шерсти ягненка) — это загадка о снеге на пне.
Шапка по отношению к снегу — не случайное слово. Облака на вершине, снег — это поэтическая шапка:
Снега как шапка на устьсысольце,
Леса — тулупы, предлесья — ноги,
Где пар медвежий да лосьи логи,
По шапке вьются пути-сузёмки,
По ним лишь душу нести в котомке
От мхов оленьих до кипарисов…
(Н. Клюев)
Колпаки были распространены и среди простого люда, и среди знати. Но богатые горожане одевались более затейливо. Дома на голове носили тафью — маленькую круглую шапочку, закрывающую макушку. Тафья — родом от татарских головных уборов, в летописях упоминается с 16 века. На тафью и надевался колпак.
Невысокий колпак с отворотами назывался мурмолка . « Шапки, которые мы называем шлыками, Москва называет м а рмурками, а так как московские бояре обыкновенно употребляют шапки из черной лисицы, поэтому и наши прозвали черных лисиц мармурками » — писал один из иностранных путешественников, посетивших Москву в самом начале 17 века.
Кабы знала я, кабы ведала,
Не смотрела бы из окошечка
Я на молодца разудалого,
Как он ехал по нашей улице,
Набекрень заломивши мурмолку,
Как лихого коня буланого,
Звонконогого, долгогривого,
Супротив окон на дыбы вздымал!
(А.К. Толстой)
Как известно, при входе в церковь полагалось шапки снимать, сложив все тафьи и колпаки перед входом. Отсюда дошедшее до нас выражение: успеть к шапочному разбору .
Четырехугольная шапка — распространенный мужской головной убор в допетровское время. Еще одна шапка — горлатная — занимала почетное место в гардеробе князей и бояр. Горлатные шапки — название идет оттого, что их шили из горлышек куницы, черно-бурой лисы или соболя. Шапка эта представляла собой высокий (в локоть), расширяющийся цилиндр, верх был из бархата или парчи. Колпак суживался кверху, горлатная шапка — расширялась. Надевали ее на тафью и колпак. А часто и не надевали, просто держали на сгибе левой руки.
Встречаясь на улице с близкими, люди могли обняться. Встречаясь просто со знакомыми — снимали шапки в знак приветствия. Отсюда, возможно, выражение « шапочное знакомство ». Возвращаясь домой, горожане вешали свои шапки на болванец — специальное и нарядно расписанное приспособление. « Болванец шапку бережет » — говаривали.
Простолюдины и крестьяне шили летние шапки и из холста — просто в виде полусферы. Зимой же носили овчинные шапки, малахаи или ушанки. Малахай (родом из калмыцких степей) — шапка на меху с длинными наушниками, закрывал от холода практически всю голову. Упоминается, например, в известной сказке Ершова:
Малахай — это еще и вид одежды. Ушанка — тоже родом из кочевых народов. Впоследствии разошлась по некоторым странам. Ушанка закрепилась прочно до нашего времени и в армии, и в милиции, и даже в представлении иностранцев о русских, гуляющих в обнимку с медведями по Красной площади и изредка улетающих в космос.
Другие названия шапок с наушниками — треух, долгуша, чебец. « Надел треух, так не будь вислоух !» — была такая назидательная пословица.
Что можно делать с шапкой? Шапку можно нахлобучить . Этот глагол с высокой степенью вероятности связан с другой шапкой, называемой клобук. Но клобук уже давно — головной убор священнослужителей. Шапку можно и ломать перед кем-то, то есть заискивать, усердно чинопочитать. А можно и не ломать шапку. Можно шапку также — долой, было бы перед кем. Шапку можно надеть набекрень ( шапочка в две денежки — и та набекрень ), очень симпатично, только желательно, чтобы о том, что в голове (мозги), так не сказали. А то по случаю могут дать по шапке.
Наконец, шапками можно всех врагов закидать. Тут — уж как повезет.
Кокошник-старинный женский головной убор, как называется его задняя часть. Что это за головной убор?
Кокошник — это высокая, расшитая, нарядная конструкция женского головного убора, скрывающая волосы. В названии — древнерусское слово «петух». Наверное, его геометрия ассоциировалась у наших предков с петушиным гребнем. Символично, что главной отличительной чертой его является наличие оригинального элемента – гребня, вокруг которого и строится вся композиция.
Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.
В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.
Важно! По головному убору на Руси можно было определить многое. Кокошник служил показателем статуса своей владелицы, её социального положения, возраста и местности происхождения.
Историческая справка
Появление в женском наряде такого затейливого головного убора доподлинно не выяснено. Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек . Так или иначе, но кокошник известен на Руси больше 10 веков, чему существуют многочисленные подтверждения, найденные в раскопках древних курганов.
Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.
Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.
Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола .
Придворные дамы носили по западному открытые наряды и русский кокошник, который сохранялся у светских львиц вплоть до революционных событий начала XX века.
Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.
Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором . А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.