За кулисами съемок спецвыпуска "Шерлока".
Что-то изменилось в гостиной дома 221b по Бейкер стрит, где с начала современных приключений Шерлока в 2010 году Бенедикт камбербэтч и Мартин Фримен много раз ругались и мирились в ролях Холмса и Уотсона. Серебристый макбук уотсона заменила издающая громкие шелчки пишущая машинка. Голова быка на стене больше не носит свои чудесные наушники, а вид из окна представляет нам мрачные жилища конца 19 века, а не привычную суматоху улиц сегодняшнего Лондона.
Для спецвыпуска "Шерлока" его создатели, Стивен моффта и Марк гатисс, отправили свою современную телеадаптацию в путешествие назад во времени, в эпоху жизни сэра Артура Конан - дойла, а в самом эпизоде наиболее заметны готическая стилистика, тонкая интрига, роскошные усы и фирменная шапка с двумя козырьками.
Переодеваясь в бристольской боттл ярд студиос, камбербатч не может скрыть радости: "я думал, что мне хотя бы прическу поменяют. Можно было бы избавиться от этих безумных пружинящих кудряшек на моей голове". И его желание исполнилось: на этот раз волосы актера прилизаны назад в стиле викторианских джентльменов, а носит он рубашку с накрахмаленным воротничком и элегантный костюм. Но потом я опомнился - вы с ума сошли", - Продолжает он, -"я абсолютно не понимаю, как вы избавитесь от всего этого! Как и его коллегам, камбербэтчу дозволено обсуждать лишь самые непротиворечивые темы о Шерлоке. Впереди четвертый сезон, но на вопрос о том, как эта викторианская постановка связана с современным сеттингом шоу или как она касается шокирующего финала третьего сезона, камбербэтч лишь демонстрирует дипломатичную улыбку: "Хорошая Попытка", - иронично замечает он, соглашаясь лишь с тем, что это путешествие в 19 век "очень забавно и расскажет что-то о будущем, оно существует не само по себе".
Зато он гораздо более свободно делиться впечатлениями о том, как происходит его погружение в оригинальный персонаж Конан - дойла: "перенести его в ту эру, когда он был написан, - невероятно здорово, ведь он в каком-то смысле человек, родившийся не в то время. В современной версии мне приходилось обыгрывать его отличительные черты - физическую силу, телосложение, - а здесь можно просто прибегнуть к помощи костюмов: воротники, шляпы, плащи. Но переход к более вежливую эпоху не отразился на безжалостной прямоте Шерлока. "Он выдающийся человек, он борется с посредственностью. Не важно, что леди вы, или лорд, или управляете двухколесным экипажем, или входите в группы уличных мальчишек - помощников: важно лишь, чего вы стоите и каковы ваши моральные качества, а вовсе не социальный статус. Так что да, он все еще груб. Он груб по отношению к идиотам, напыщенным людям и сексистам. В этом смысле он почти крестоносец".
Фримен, который в новом образе Уотсона носит роскошные накладные усы, говорит о них так: "мы пытаемся не обращать на это внимания, не копаться в себе. Иногда сюжеты развиваются, например, в семидесятых, и это такой способ посмеяться людьми того времени. По-моему, это не очень интересно".
Зато, добавляет он, атмосфера 19 века "заставляет лишь слегка изменить традиционную роль Уотсона. Мы не планировали представлять совершенно иного персонажа или придумывать какую-то смесь, а связали обоих героев и по комплекции, и по тону".
Удивительная нежность отношений Холмса и Уотсона, традиционная мужская дружба, также успешно переживает перемещение в более манерную эпоху. "Мне Кажется, что Викторианский Уотсон Более Терпелив", - размышляет Фримен. "По сравнению с современным Уотсоном он более благороден в своих рассуждениях и всегда соглашается с тем, что его друг - гений. Современный Уотсон, конечно, тоже считает своего друга гением, но в то же время и большой занозой в заднице".
Моффат и гатисс бегают вверх и вниз по лестнице, управляя подготовкой к съемке очередной сцены. Они представляют собой не менее очаровательную парочку, чем Холмс и Уотсон: гатисс - стройный и улыбчивый блондин, а моффат - задумчивый невысокий шотен. Зато им удается с чувством дружеской поддержки на ходу завершать предложения друг за друга.
Гатисс отрицает, что викторианский спецвыпуск являлся их давней мечтой, потому что "тогда это означало бы, что мы с неохотой занимаемся современной версией. Мы давно шутили на эту тему, но нам обоим она очень нравится. Единственные, кто делал это раньше исполнял роль Шерлока в современном и историческом сеттингах - Бэзил рэтбоун и Найджел Брюс". Моффат добавляет: "Шоу Должно Быть не Менее Важным, чем Важно для нас Создать Нечто Настолько Безумное".
В действительности, продолжает моффат, сложный облик викторианской эпохи относится к самым легким задачам сценариста. "Мы Думали Только о том, Какие Эквиваленты Современности мы Должны Добавить". Перенос дружбы Шерлока и Уотсона в прошлое был "тем же Трюком, Который мы Придумали для"этюда в розовых тонах". Мы тогда сказали: смотрите, ведь он все тот же Шерлок Холмс? Даже несмотря на то, что мы все изменили".
В офисе для монтажа даже мимолетный взгляд на отснятый материал подтверждает, что под украшениями 19 века перед нами предстает все тот же знакомый "Шерлока. Держа в руке журнал Strand Magazine, Уотсон пытается отстоять свое намерение излагать в своих заметках лишь правдивые факты перед хозяйкой, миссис хадсон, в исполнении Уны стаббс. "У вас в Рассказе я Просто Провожаю Людей в ваш Кабинет и Подаю вам Завтрак", - жалуется она, - "я хозяйка этого дома, а не сюжетный ход! "Не вы Одна, Миссис Хадсон", - замечает камбербэтч, - "в рассказе про собаку про меня тоже почти ни слова".
Рядом стоит Аманда эббингтон, супруга Фримена и по сюжету, и в реальной жизни. В конце прошлого сезона мы выяснили, что она была наемной убийцей с загадочным и темным прошлым. "Мы Сохранили ее Живость и Обаяние", - говорит Аманда с уверенностью, - "иногда она бывает непоследовательной, и мы не хотели упустить эту черту".
Ее смешит вопрос о том, есть ли в их семье правило "Никаких Разговоров о Шерлоке". "Конечно нет! Она." - утверждает "Мы садимся и смотрим его всей семьей. Мои дети выучили несколько сцен и репетируют их друг с другом. Грейс обычно играет убийцу и стреляет в Джо. То есть, никакого запрета на Шерлока, мы его обожаем! Во время подготовки к очередной сцене камбербэтч и Фримен шепчутся о переходе шоу в жанр исторической драмы. Фримен огорчается, что теперь не может самостоятельно одеться, а камбербэтчу и вовсе приходится заниматься настоящей магией, включающей обращение с пенковой трубкой, которая, по его мрачным словам, представляет собой "пиротехническое устройство. Не то, чтобы она взрывается перед моим лицом, просто я не курю".
Уже давно распространились слухи о том, что четвертый сезон "Шерлока" может быть последним. И хотя гатисс с усмешкой констатирует, что "мы Лишь Заставляем Людей Ждать: Между Сезонами"Шерлока" успели образоваться и пасть целые цивилизации", нарастающая, как снежный ком, известность ведущих актеров сделала все более затруднительной синхронизацию их рабочих графиков. Но, видимо, это не печалит ни того, ни другого: "Я Всегда Верил в то, что Любым Делом Нужно Заниматься, Пока это Тебе Нравится", - говорит Фримен.
И если эта реплика кажется вам слегка двусмысленной, камбербатч в своих словах более однозначен: "я не знаю актера, который был бы так же испорчен своей ролью. Я уже много раз говорил он том, что был бы рад состариться с Шерлоком. Мы с Мартином начали сниматься в этом сериале еще молодыми по сравнению с другими дуэтами Холмса и Уотсона. Так почему бы и нет?