Одежда. Традиция@Kyddeda.
Одежда в традиционной культуре славян выступает как противоположность наготе по признаку "Культура - Природа" и идентифицирует человека по этническим, половым, возрастным, ритуальным и другим признакам, маркируя оппозицию свой - чужой, мужской - женский, старый - новый, будни - праздники, обыденное - сакральное.
Разные части одежды имеют неодинаковую семантическую нагрузку и функционируют в различных сферах народной культуры. Так, среди деталей мужской одежды наиболее "Нагруженными" являются рубашка, шапка, штаны и пояс, из женских атрибутов - рубашка, пояс, фартук, используемые в календарной и семейной обрядности как охранительные и продуцирующие средства.
У славян широко известно поверье, что первая одежда человека воздействует на всю его последующую жизнь. Поэтому новорожденного нередко принимали в рубашку, сшитую самой старой женщиной в семье, чтобы он унаследовал ее судьбу и жил долго; в старую нестираную рубашку отца, "Чтобы он его Любил"; старую одежду отца или матери, а для пеленок использовали части одежды взрослых, чтобы ребенок непременно унаследовал их положительные качества. Таким образом, если в семье умирали дети, то повитуха принимала новорожденного в штаны отца или в рубашку, сшитую старой женщиной во время родов.
У славян существовали особые виды одежды, свидетельствующие о вступлении в брачный возраст: понева - вид женской набедренной одежды, фартук и украшения у девушки, пояс и шерстяные штаны у парня. Замужние женщины отличались особой прической (убранные волосы) и головным убором: чепец, кокошник, наметка, белый платок. Молодая в первый год после замужества носила яркую, праздничную одежду со множеством украшений, что имело охранительную и продуцирующую функцию.
Новая одежда использовалась в свадебном обряде (костюм жениха и невесты), при похоронах, первом севе, посеве льна. Хорошо известен обычай в русской армии надевать новую (чистую) рубаху перед тем, как идти в атаку. У русских в первый день нового года девушки надевали все новое, чтобы у них всегда были обновы. Старая одежда использовалась чаще в качестве апотропея (в родинах, ряжении, аграрно - скотоводческой магии. В московской губернии отелившуюся корову окуривали из старого лаптя, стоптанный лапоть вывешивали в курятнике.
Одежда часто выступает в роли двойника человека, метонимически замещая его. Так, у сербов краины беременная женщина, у которой не держатся дети, до рождения просит попа окрестить ребенка, совершив ритуал над его рубашкой, чтобы защитить его от смерти. В Болгарии известны случаи помолвки и даже бракосочетания невесты с шапкой или штанами жениха. Южно - славянский погребальный обряд предусматривает возможность оплакивания и даже погребения одежды покойного, если смерть случилась вдали от дома. Сходные по семантике действия известны и русским, где на сороковой день в дом приходил обмывалыцик в одежде покойного, как бы представляя последнего (пензенская губерния.
Широко известны магические манипуляции с одеждой в народной медицине, любовной и вредоносной магии. Одежду больного относили на дерево, на придорожный или кладбищенский крест, протаскивали через прокоп в земле, через расщепленный ствол дерева, бросали в воду источника и др. В северо-западной Сербии верили, что венчальная одежда помогает при родах, а у русских в подобных случаях использовали штаны мужа роженицы. В свадебное платье или фартук невесты словаки закутывали детей, страдающих "Слабостью", а в полесской традиции ребенка во время судорог накрывали " вінчаним платтям".
Желая обеспечить себе любовь до смерти, девушка должна была связать кусок своего белья и кусок от белья парня и закопать их на кладбище под могильным крестом (спиш, Словакия), в полесье известно поверье, что плодовитость невесты можно уничтожить, надев на нее мужскую одежду.
В календарной обрядности одежда использовалась при ряжении (колядование, масленичные обходы) и в аграрной магии. У всех славян широко известно переодевание в одежду противоположного пола, что имело продуцирующее значение. Переодевались и на южно - славянской свадьбе при замешивании хлеба, и в маскарадных играх после объявления о невинности молодой. На брянщине при посеве льна хозяин надевал женский фартук, куда клал семена, а в рязанской области, отправляясь сеять, мужчина нес семена в собственных штанах.
Во многих славянских традициях известен обычай подкладывания под порог хлева различных частей одежды (фартука, штанов, пояса. Считалось, что расстеленная под ногами скота одежда "Привязывает" его к дому, хозяевам.
У южных славян в мужских и женских календарных обходах использовалась свадебная одежда, что должно было обеспечить молодежи скорое вступление в брак.
Существовал ряд запретов на изготовление одежды в определенные периоды времени. В Словении женщины не пряли в доме, пока там лежит покойник, иначе будут неметь руки. У словаков в горегронье нельзя было прясть в пепельную среду: конопля и лен не вырастут, а нитки принесут несчастье тому, кто носит одежду из них. У южных славян запрещалось шить и чинить одежду в средопостную среду, Андреев день, Лазарев день. У балканских славян широко известно табу на изготовление мужской одежды во время "Волчьих Дней", чтобы волки не трогали пастуха и его стадо или охотника.
Нередко в обрядах и повседневной жизни использовалась одежда, вывернутая наизнанку для защиты от "Злых сил" и "сглаза", ночного путника, роженицы, жениха и невесты на свадьбе, родственников покойного во время траура, чтобы душа не узнала их и не смогла бы им причинить вреда, если те случайно обидят ее. Но надетая навыворот шуба могла иметь и продуцирующее значение, как пожелание богатства, плодовитости и благополучия в свадебном обряде и при крещении ребенка, когда его перед выводом в церковь клали на вывернутую шубу.
Цвет одежды имеет знаковую функцию в семейной обрядности: при трауре - черный и белый; на свадьбе - красный и белый; носят черную одежду; у некоторых мифологических персонажей: демоны судьбы - в черной одежде, гады, самовилы, ведьмы - в белой, змеи имеют серебряную рубашку.
В фольклоре известны "Чудесные" атрибуты одежды: шапка - невидимка, сапоги - скороходы, плащ - невидимка у южных славян. Автор: о. Берегова.
Подробнее читайте о свадебных прическах фото http://pricheski.ru-best.com/foto-prichesok/svadebnye-pricheski-foto