Искусство. Агриппина младшая в образе жрицы.
Бронза.
49-50 гг. н. э.
Неаполь, национальный археологический музей.
Бронзовая статуя представляет внушительную женскую фигуру, изображенную фронтально, в тунике с рукавами и в широкой палле, накинутой поверх туники, и оставляющей частично открытыми в косом овальном просвете правую руку и голову
. Фигура стоит с опорой на левую ногу, правая слегка согнута и отведена в сторону; внизу складки столы покрывают ноги; руки, покрытые тканью, образующей поперечные складки, простерты вперед в призывающем жесте; в обеих руках когда-то лежали предметы. Плечо, покрытое легкой тканью и обозначенное зубчатыми складками, контрастирует своей мелкой горизонтальной фактурой с тяжелой драпировкой, частые складки которой спускаются наискось по левой стороне фигуры, особенно в верхней ее части, и прерываются длинной горизонтальной полой, ниспадающей с левого плеча и делящей композицию на две части, которая заканчивается сбоку внизу колористической игрой вертикальных складок каймы. Посаженная на удлиненную шею голова знатной дамы в жреческом одеянии в почти неощутимом движении чуть повернута вправо, в направлении покрытой тканью руки, благодаря чему создается восхитительный вид не только во фронтальном ракурсе, но и в три четверти. Голова Агриппины младшей относится к типу Stuttgart (S. Adamo Muscettola, Ritratto e Societ ad Ercolano, in Gli Antichi Ercolanesi. Antropologia, Societ, Economia, Catalogo Mostra Ercolano, 30 Marzo - 26 Luglio 2000, a Cura di M. Pagano, Napoli 2000, p. 112 и сходна по стилю, чертам лица и прическе, состоящей из пластичных рядов коротких завитков на лбу, с головой другой статуи этой же императрицы Mann 5612 (cat. 39), также, вероятно, стоявшей в театре, чье выражение, однако, более открыто, тогда как наш портрет отражает сосредоточенность и самоуглубленность, и отличается тяжестью взгляда, что типично для портретов нероновской эпохи. Верхняя часть головы в изгибе покрова несет следы крепления украшения, вороятно, полулунной диадемы, указывавшей на достоинство августы, титула, полученного ею в 50 г. н. э. на территории, прилегающей к Везувию, сходный статуарный тип имеет женская мраморная скульптура эпохи Нерона (Mann 6041), обнаруженная в помпеях на мясном рынке (Macellum), представлявшая местную даму в позе и одеянии жрицы, которая, судя по ее графическому изображению, относилась, в соответствии с римскими вкусами той эпохи, к типу Артемиды из мавзолея в галикарнассе (A. de Franciscis, Il Ritratto Romano a Pompei, Napoli 1951, pp. 63-65, Figg. 72-73;. P. Zanker, Augusto e il Potere Delle Immagini, Torino 1989, pp. 341-343, fig. 253. Изображения Агриппины августы с ниспадающими вдоль шеи волосами и тремя рядами мелких завитков на лбу встречается на золотых монетах Клавдия 50-51 гг. н. э. (H. Mattingly, Coins of the Roman Empire in the British Museum, I, Oxford 1983, pp. 197-198, tav. 34, . n. 3, периода, когда была изготовлена статуя из геркуланума. Одеяние жрицы на бронзовой Агриппине из августеума, заставляет вспомнить упоминаемый в источниках эпизод ее триумфального прибытия на капитолий на повозке - честь, которой удостаивались только жрицы и священные образы, - когда амбициозная августа, единственная на имперском небосклоне сестра, супруга и мать императоров, желала наиболее зримо обозначить великолепие своего положения (Tac., Ann., XII, 42.