Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Распорядок дня в древнем риме. Распорядок дня древних римлян.

03.12.2015 в 09:53

Распорядок дня в древнем риме. Распорядок дня древних римлян.

Утренний туалет и богатого человека, и бедного ремесленника был одинаково прост: сунуть ноги в сандалии, вымыть лицо, и руки (при ежедневном мытье в бане большего и не требовалось), прополоскать рот и накинуть плащ, если было холодно.
Распорядок дня в древнем риме. Распорядок дня древних римлян.У богатых людей, имевших своего цирюльника, за этим следовала стрижка и бритье - операция настолько неприятная, что марциал объявил единственным разумным существом на земле козла, "Который Живет с Бородой" (XI. 84. 17-18. Дело в том, что наточить железную бритву (стальных не было) до требуемой остроты было невозможно; мыла древняя Италия не знала: перед бритьем щеки и подбородок только смачивали водой. У марциала все лицо было в шрамах и порезах; если цирюльник действовал осторожно, то работа у него подвигалась так медленно, что, по уверениям марциала, пока он брил щеки, у клиента уже отрастала борода (VII. 83. пантагафу, искусному цирюльнику, который стриг и брил, "Едва Касаясь Лица Железом", умершему в юности, поэт посвятил строки, полные неподдельного сожаления (VI. 52: умение брить было в Риме, видимо, трудным искусством.

Некоторое время спустя после вставания полагался первый завтрак (Ientaculum), состоявший обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазанного медом или просто посыпанного солью, оливок, сыра. Дети по дороге в школу покупали себе на завтрак оладьи или лепешки, жареные в сале.

По старинному обычаю все домочадцы, включая рабов, приходили поздороваться с хозяином. По словам светония, это был старинный, вышедший из моды обычай, но гальба придерживался его (Galb. 4. 4), и он сохранялся еще в доме Антонинов. Затем шли занятия делами хозяйственными, проверка счетов и отчетов и отдача распоряжений по текущим делам. И начинался прием клиентов, занимавший при большом их количестве часа два. Сенаторы, магистраты, люди, выступавшие в суде, иногда бывали заняты до вечера, до солнечного заката, но обычно все дела кончались к 12 часам дня. Таким образом, если день был свободен от официальных дел, то подвертывались такие, о которых Плиний младший говорил, что "Каждый День в Риме Полон или Кажется Полным Смысла, а Если Соединить Вместе Несколько, то Никакого Смысла не Окажется". И он перечисляет, чем бывают люди заняты: присутствуют на семейном празднике в честь совершеннолетия сына, на сговоре или на свадьбе; "Один Пригласил Меня Подписать Завещание, Другой Выступить на его Защиту в Суде, Третий Подать ему Совет" (Pl Epist. I. 9. 1-3. Отказаться от этих "Пустых Занятий" было невежливо: в римском обществе они считались почти столь же обязательными, как дела должностные. Марциал оставил ядовитые зарисовки присяжных бездельников - франтов, у которых вся жизнь проходит в хлопотливом ничегонеделанье. Они чрезвычайно озабочены своей внешностью; прическа для них - предмет живейшего беспокойства (марциал пресерьезно уверял, что юноша - цирюльник, пока возился с локонами своего клиента, успел обрасти бородой, - Viii. 52);. Они выщипывают волосы у себя на руках и на голенях; жесты у них рассчитано плавны; на устах - последние песенки, привезенные в Рим из канопа или из гадеса; они благоухают ароматами. Они завсегдатаи в женских собраниях, получают и рассылают множество записочек, им известны все городские сплетни: кто в кого влюблен, кто охотник до чужих обедов; они могут перечислить всех предков жеребца, победившего на цирковых состязаниях. Они декламируют, пишут мимы и эпиграммы, поют, играют на кифаре, рассказывают, танцуют.

Некоторых одолевает страсть к политике, и они сочиняют оглушительные новости: им известно все, что делается в парфии, за Рейном и у даков; они знают, каков урожай в Египте и сколько судов везет хлеб из Ливии (III. 63; IV. 78; II. 7; IX. 35.

И на этих рьяных болтунов приходил, однако, угомон. Полдень был чертой, разграничивающей день на две части; время до него считалось "Лучшей Частью дня", которую посвящали занятиям, оставляя, если было возможно, вторую часть для отдыха и развлечения. После полудня полагался второй завтрак (Prandium); те, кто ел только дважды в день, отодвигали эту первую для себя еду на срок более ранний. Был он тоже очень скромен: у Сенеки состоял из хлеба и сушеного инжира, так что ему не приходилось даже мыть после этой еды рук (Epist. 87. 3); Марк Аврелий добавлял к хлебу лук, бобы и мелкую соленую рыбешку (Front. ad M. Caes. IV. 6. 69. У рабочего люда приправой к хлебу служила свекла (Mart. Xiii. 13); мальчик, сын состоятельных родителей, вернувшись из школы, получал ломоть белого хлеба, маслины, сыр, сухой инжир и орехи (Corp. Gloss. III. 646. И теперь наступало время полуденного отдыха. "Если бы я не Раскалывал Летнего дня Полуденным Сном, я не мог бы Жить", - говорит старик фунданий, тесть варрона (Var. r. r. I. 2. 5. Плиний старший, дороживший каждой минутой, после завтрака "Спал Очень Немного" (Pl. Epist. III. 5. 11. Юноша Катулл, позавтракав, ложился (32. 10. Эта полуденная сиеста была настолько всеобщей, что Аларих правильно счел это время наиболее удобным для нападения на город, "ибо все, как Обычно, Поев, Погружаются в сон" (Procop. de Bello Vand. I. 2, p. 315.

После этого полуденного отдыха наступал черед мытья в банях, гимнастических упражнений, отдыха и прогулок. А потом семья в полном составе (не считая маленьких детей, которые ели отдельно) собиралась на обед, на который обычно приглашали еще кого-нибудь из друзей и добрых знакомых. Обед был маленьким домашним праздником: вокруг стола собирались близкие и милые люди, и удовольствие от еды, естественное для людей проголодавшихся, на этом празднике отнюдь не было главным. Это было время дружеской непринужденной беседы, веселой шутки и серьезного разговора. Гораций со вздохом вспоминал о тех "Божественных Обедах" в его сабинском поместье, за которыми шла беседа о высоких философских вопросах, перебиваемая нравоучительной и веселой басней (sat. II. 6. 65-79. Чтение за обедом в кругах римской интеллигенции вошло в обычай: раб - чтец читает обедающим и у Плиния старшего, и у его племянника, и у спуринны (Pl. Epist. III. 5. 11; I. 15. 2; IX. 36. 4; III. 1. 9. у аттика "Обед Никогда не Обходился без Чтения, он Хотел Доставить не Меньше Удовольствия Душе Сотрапезников, чем их Желудку" (Nep. Att. 14. 1. "Удовольствие" иногда оборачивалось своего рода наказанием: марциал с комическим ужасом рассказывает, что не подали еще второй перемены, а хозяин читает уже третий свиток стихов, "и четвертый читает, и пятый читает" (III. 50; ср. 45: ". Не хочу камбалы, не хочу двухфунтового окуня, не хочу шампиньонов, не хочу устриц: молчи". Иногда обед сопровождался музыкой; в богатых домах были свои музыканты. Милон с женой путешествовал в сопровождении целой домашней капеллы (Cic. pro Mil. 21. 55. У Хрисогона на его пирушках певцы и музыканты, игравшие на струнных и духовых инструментах, оглушали своей музыкой весь околоток (Cic. pro Rocc. Amer. 46. 134. В колумбарии статилиев есть табличка "Скирт, Музыкант" (CIL. VI. 6356;. В колумбарии, найденном в винограднике аквари, упомянут "Энифей, Музыкант" (CIL. VI. 6888. У тримальхиона музыка не умолкала в течение всего пира. Иногда ставились сценки из комедий (Pl. Epist. I. 15. 2; III. 1. 9;. IX. 17. 3, . Плутарх (Quaest. Conv. VII. 8. 3, . p. 712b рекомендовал брать Менандра. Иногда обедающих развлекали танцовщицы, плясавшие под звуки музыки или щелканье кастаньет; особенно славились гадитанки и сириянки. Скромный обед у марциала обходился без "Бесстыдных Гадитанок" (V. 78. 26-28), . И он считал это одним из его преимуществ; в строгие дома, вроде домов обоих Плиниев, их вообще не допускали.

Обед длился обычно несколько часов: торопиться было некуда. У спуринны он даже летом захватывал часть ночи; Плиний старший, очень дороживший временем, проводил за обедом не меньше трех часов. Во времена древние, когда деревенские привычки были преобладающими, обедали в полдень. В городе со множеством его дел, важных и пустых, люди освобождались только к вечеру, и к этому времени обед (Cena) и был отодвинут. В старину обедали в атрии: у очага зимой и в саду летом; в деревне рабы собирались к обеду "в Большой Деревенской Кухне" (Var. r. r. I. 13. 2. в городском особняке появляются особые комнаты, которые отводят для столовых. У богатых людей летом обедают в одних столовых, зимой - в других: летние делают с таким расчетом, чтобы туда не попадало солнце, зимние - наоборот (Var. r. r. I. 13. 7; Col. I. 6 1-2. Столовые называют греческим словом "Триклиний", так как вокруг стола расставляют три ложа. Мужчины обедали лежа; женщины за столом сидели: возлежание для женщины считалось неприличным.

Мы знаем только об обеденных обычаях состоятельного дома: ни один источник не рассказывает - о том, как проходил обед в бедной семье. Мы можем, однако, смело утверждать, что старинный обычай сидеть за столом (Var. У Serv. ad Aen. VII. 176: "Предки Наши Обедали Сидя") у бедняков оставался в полной силе, и не из уважения к старине, а потому, что на антресолях таберны или в тесной убогой квартирке негде было расставить ложа для лежания. Столовую мебель состоятельного дома составляли стол (чаще круглый) и три ложа, настолько широких, что на каждом могло поместиться по три человека; они лежали наискось, опираясь левой рукой на подушку, положенную на стороне, обращенной к столу; подушками отделены были одно от другого и места на ложе. Ложе, стоявшее справа от среднего (Lectus Medius), называлось "Верхним" (Lectus Summus), стоявшее слева - "нижним" (Lectus Imus); "верхнее" считалось почетным; на "нижнем" сидел хозяин. Более почетным местом ложа было "Верхнее" у спинки, находившейся на одной из узких его сторон; возлежавший левее лежал "ниже", и голова его приходилась примерно на уровне груди того, кто был "выше", занимал "верхнее место". Самым почетным местом, однако, было крайнее, левое место среднего ложа, находившееся в непосредственной близости к хозяйскому: оно называлось "Консульским". Назидиен, так весело осмеянный Горацием, предложил ег

Жизнь в древнем риме. Образ жизни древних римлян

Те, кто хоть немного знаком с историей Древнего Рима знают, что римляне – это высоко цивилизованный народ, далеко не варварский, у них был высокий уровень культуры, и поэтому подробности их повседневной жизни могут быть очень интересными.

жилища римлян

большинство состоятельных граждан рима жили в довольно просторных одноэтажных домах, который также включал и большой земельный участок. мебели в доме было минимум – римляне любили пространство. состоятельные граждане спали на кроватях, сидели на стульях или лавках, ели за небольшим столом. личные вещи хранили в специальных сундуках.
Более бедные граждане спали преимущественно на полу, их дома были небольшими, с минимумом мебели. Справляя естественные нужды, ночной горшок выливали прямо на улицу города – можете представить, какая там стояла вонь.
Богатые римляне имели собственный санузел, баню.

общественные постройки

в каждом римском городе были общественные туалеты, как для женщин, так и мужчин. интересно, но общественные бани были общими. вход в термальную баню чаще всего был бесплатным или стоил очень мало. именно в банях все римляне приводили свое тело в порядок после трудного рабочего дня.
Каждый римлян также мог посетить библиотеку, театр, арену для боев гладиаторов, форум (место, где происходила вся торговая и политическая жизнь общества).

питание

ели римляне ранним утром, с первыми лучами солнца, после чего сразу же отправлялись работать. завтра обычного гражданина был довольно бедным, а вот богатые римляне могли позволить себе фрукты, мясо, вина.
Кстати, воду римляне пили редко – преимущество это было разбавленное с водой вино.
Ужин мог начинаться поздней ночью и продолжаться довольно долго, так как римляне имели обычай часто ходить в гости. За такой трапезой могли начаться очень долгие разговоры.

одежда

мужчины носили тогу – что-то вроде мужского платья, которое завязывали поясом. на ногах были надеты сандалии. женщины носили тунику – та же тога, только несколько длиннее.

рабы

каждая римская семья имела право владеть собственными рабами, если этому позволял кошелек. рабы выполняли всю грязную работу за своих господ – иногда абсолютно всю работу. рабы не получали жалования, работали за еду, защиту и за крышу над головой.
Рабами могли быть не только военнопленные, но и римляне, которые залезли в большие долги, и таким образом отрабатывали долг.

Сергиенко древний рим. УЛИЦЫ

Центром государственной и общественной жизни древнего Рима была одна из низин — Форум; и как Рим был просто «городом», так и форум республиканского времени назывался только «форумом», без всяких дальнейших определений. От него во все стороны расходились улицы; и на этих улицах, пробиравшихся между холмами, и сосредоточивалась главным образом торговая и ремесленная жизнь города.
Самый Форум уже в IV в. до н. э. был окаймлен торговыми рядами: по южной его стороне шли Старые лавки (tabernae veteres), напротив расположились Новые (tabernae novae). Здесь была школа, которую посещала Виргиния; и у мясника, торговавшего тут же, отец ее выхватил нож, которым заколол дочь, спасая ее от бесчестия. Когда по сторонам Форума место торговых рядов заняли базилики (Порциева и Эмилиева), лавки разместились в них. И только постепенно торговая жизнь отхлынула от Форума, переместившись на Священную Дорогу, соседнюю улицу, а позднее на форум Траяна.