Масляный портрет ксении блаженной обнаружили в фондах эрмитажа.
По мнению исследователей, это единственное прижизненное изображение небесной покровительницы Санкт-петербурга.
"Когда у музея такое колоссальное собрание, естественно, что какие-то предметы не сразу входят в научный оборот. В процессе систематизации фондов мы остановились на портрете, на который раньше никто не обращал особого внимания", - рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Гусев.
Небольшое полотно поступило в эрмитаж из расформированного перед войной историко - бытового отдела русского музея. Там картина оказалась в 1930 году: ее привез со смоленского кладбища собиратель Федор морозов. В результате лабораторных исследований - в частности, химического анализа грунта - в эрмитаже выяснили, что картина была написана в конце Xviii или в самом начале XIX века.
"Видно, что портрет почитался, за ним ухаживали. В красочном слое была обильная копоть и ожоги, то есть перед картиной стояла свеча или масляный светильник. Перед тем, как полотно попало в музей, его неоднократно очищали от накопившейся грязи, освежали новыми красками и даже вносили кое-какие изменения", - сообщил художник - реставратор Николай Малиновский. Оказалось, в более позднее время кто-то удлинил вырез белой рубахи, "Прирастил" Ксении плечи и прическу, сделав ее более женственной: на самом раннем слое виден контур более короткой стрижки. Также при расчистке изображения проступила седина. Показательно, что лицо святой прорисовано конкретно, а фон, приоткрытая грудь с крестом и рубаха - более условно.
"Портрет написан как-то спонтанно - быстро и уверенно, за один прием, - считает Николай Малиновский. - вероятно, художник набросал черты Ксении, пока она сидела. В любом случае, портрет предельно индивидуален, это не фантазия и не обобщение. Глаза художника явно видели того, кого он изобразил", - сказал художник.