Что такое привязанность и страстное желание?
Это беспокоящее состояние ума, которое преувеличивает положительные качества объекта. Страстное желание и привязанность - две разновидности этого состояния.
Первая направлена на объект, которым не обладаем, и ей сопутствует эмоция: "Я Должен это Заполучить".
Вторая привязанность, направлена на то, что у нас уже есть, с чувством: "я не хочу это терять! " И то, и другое основано на преувеличении положительных качеств объекта - или того, что мы считаем положительными качествами.
Есть и третья разновидность - жадность, также направленная на объект, который у нас уже есть. Из-за неё мы не чувствуем удовлетворённости, всегда хотим большего.
Во всех случаях мы не осознаём подлинную реальность, истину того, чем объект является. Другими словами, мы не просто видим хорошие качества объекта, но и преувеличиваем их или даже добавляем достоинства, которых на самом деле нет. Как правило, одновременно с этим мы недооцениваем или полностью игнорируем недостатки объекта.
Таким образом, мы не осознаём, какие хорошие и плохие качества на самом деле у него есть. Объектом может быть знакомый нам человек, которого мы находим очень привлекательным и замечательным, или неодушевлённая вещь, например, мороженое.
Допустим, мы испытываем страстное желание и привязанность к человеку. Мы можем преувеличивать его или её красоту, или другое качество, которое кажется нам столь привлекательным: нам кажется, что это самый красивый человек, которого мы встречали, и так далее. При этом мы склонны не замечать недостатки этого человека: нам не хочется думать о том, что он ворчлив или храпит.
В относительном смысле человек действительно может быть красивым, мы можем считать его очень красивым. Мы этого не отрицаем, просто именно преувеличение данного качества вызывает страстное желание, привязанность и нежелание замечать или недооценивать его недостатки. В конечном счёте такое состояние ума приведёт к проблемам, потому что наша увлечённость человеком будет уменьшаться. И когда его недостатки станут заметны, наша любовь может легко превратиться в раздражение и гнев.
В случае гнева и раздражения всё происходит наоборот. Мы преувеличиваем недостатки человека или вещи и игнорируем достоинства. Например, нам кажется очень важным то, что человек не убирается в своей комнате, неряшлив, не помогает нам мыть посуду - что угодно. Мы преувеличиваем данный недостаток, считая его намного более значимым, чем он есть на самом деле, и тогда злимся и расстраиваемся. В то же время мы игнорируем, теряем из виду хорошие качества человека: он может быть очень добрым, ответственным, надёжным.
Эти примеры показывают, что за привязанностью и гневом стоит неосознавание относительной, поверхностной истины о ком-либо: каковы его достоинства и недостатки. Мы их или не знаем, или игнорируем, или преувеличиваем, или понимаем неправильно. Но на более глубоком уровне в основе нашей привязанности и гнева также лежит неосознавание глубочайшей истины - того, как объект существует.
Нам кажется, что этот человек существует как некая сущность где-то там, обведённая толстой сплошной линией, он как бы упакован в пластик. И вот он перед нами, как будто он именно такой, каким кажется, - застывший, как на фотографии. Из-за такого ошибочного восприятия он кажется нам прочной сущностью, которая существует сама по себе, независимо от причин, условий, влияний и так далее, постоянной и неизменной. Это заблуждение, потому что на самом деле его настроение, тело, эмоциональное состояние постоянно меняется. В нём нет ничего прочного, как бы навсегда упакованного в пластик.
В случае если мы избавимся от этих двух аспектов неосознавания, из-за которых мы думаем, что другой человек - прочный и постоянный, беспокоящие эмоции не будут возникать. Мы осознаём, что он постоянно меняется, подвержен изменениям, готов к изменениям, и он не прочный объект в пластиковой упаковке. Понимая это, мы перестаём думать, что этот объект, облачённый в пластик и находящийся где-то там, обладает постоянным набором хороших качеств, которые мы преувеличиваем или даже выдумываем.
Тогда мы восприимчивы к его подлинным хорошим и плохим качествам, а также понимаем, что у всех есть достоинства и недостатки. Мы не будем ни преувеличивать их, ни отрицать. Благодаря этому мы сможем взаимодействовать зрело, с добротой, любовью, терпимостью, терпением, пониманием и так далее, не будем ни цепляться, ни раздражаться.
Временный метод для работы с желанием и привязанностью к другим.
В буддизме с беспокоящими эмоциями работают на двух уровнях. Есть временные методы, которые помогают нам правильно видеть относительную истину о явлениях, и окончательные (глубочайшие) методы, предполагающие понимание глубочайшей истины об объекте, на который направлена беспокоящая эмоция.
Глубочайшие методы нуждаются в тщательном изучении и размышлении, поэтому мы начинаем с практики временных методов, понять и применять которые проще. Давайте рассмотрим примеры временных техник.
Размышление о том, что внутри тела.
Внимание! Только в том случае, если мы испытываем к кому-либо привязанность или страстное желание, особенно если мы сильно влюблены и преувеличиваем красоту его или её тела, а также если мы привязаны к собственному телу, то медитируем на так называемое "Уродство Тела". Однако слово "Уродство" нас отталкивает: это неприятное слово. Поэтому, я думаю, мы можем обойтись без него и даже без слова "Нечистота", которое также используют.
В современном обществе, где преобладает низкая самооценка, у обоих слов есть нездоровый подтекст. Вместо этого давайте взглянем на тело - другого человека или собственное - просто с точки зрения относительной истины, которую мы обсуждали, то есть того, чем объект является.
Можно использовать аналогию со свёртком. Свёрток включает упаковку, как, например, красиво запакованный подарок. И есть содержимое - то, что внутри. Точно так же наше тело или тело другого человека обёрнуто в кожу, и обычно мы видим только её. Кожа эту очень красивую упаковку напоминает. Подобно тому как подарок может быть упакован в яркую, дорогую бумагу и украшен ленточками, тело можно завернуть в красивую, дорогую одежду, чтобы оно смотрелось ещё более привлекательно.
Но одежда - тоже всего лишь упаковка. Чтобы привлечь к товару в магазине ещё больше внимания, производители не ленятся сделать особый дизайн упаковки и сопроводить всё это броской рекламой. Точно так же многие люди пытаются сделать свою кожу ещё более привлекательной с помощью макияжа, модных причёсок и парфюмерии или более заметной с помощью замысловатых татуировок, пирсинга и так далее.
Но свёрток - это не только упаковка, но и содержимое. Внутри "Свёртка" тела - скелет, мышцы, органы и так далее. Когда выходит наружу содержимое желудка, это рвота. Внутри кишечника находятся экскременты, внутри мочевого пузыря - моча, а по артериям и венам циркулирует кровь. Такова реальность, это истина о том, что находится внутри свёртка, под кожей. Мы не можем этого отрицать.
Только в том случае, если мы достанем содержимое желудка, слюну изо рта, сопли из носа, фекалии из кишечника, мочу из мочевого пузыря, кровь из вен и артерий, и кожа будет отдельно от всего этого, ведь это уже будет не совсем наш любимый человек, правда? Реальность в том, что он или она - весь "Свёрток". Нам не нужна одна лишь кожа любимого, набитая хлопком, как в музее естественной истории. Мы хотим, чтобы человек был живым, и вот реальность того, что внутри упаковки, нравится нам это или нет.
Очень интересный вопрос: что мы находим красивым и некрасивым? Что кажется нам чистым, а что - грязным? Некоторым людям кожа может казаться очень красивой, а скелет - безобразным, но что такого уродливого в скелете? Это просто скелет. Допустим, мы посмотрим на операцию в больнице и увидим все внутренности. Что в них некрасивого или отталкивающего? Это просто наше отношение, не правда ли?
Определённо, врачи, выполняющие хирургическую операцию, не считают всё это неприятным и мерзким. Это просто содержимое тела.
Избегаем преувеличивать достоинства, например, красоту.
Смысл в том, чтобы не преувеличивать хорошие качества. Кроме того, они относительны и субъективны. Например, мне может показаться красивым человек, который вам совсем не понравится или я нахожу кого-нибудь некрасивым, а вам этот человек кажется прекрасным. Это полностью субъективно. Таким образом, если кожа человека и форма его или её тела кажется нам привлекательной - хорошо, значит, для нас это красиво, в этом нет ничего плохого. Смысл в том, чтобы это не преувеличивать.
Нет ничего неправильного в том, что нам приятно видеть этого человека. Нам нравится, как он или она выглядит, мы счастливы. Проблема возникает тогда, когда мы преувеличиваем это и возникает чувство: "Мне Постоянно Нужно Дотрагиваться до его Тела, мы Должны Обниматься при Каждой Встрече, он Всегда Должен Быть Рядом". Это проблема. В случае если на человека страстно смотрит кто-нибудь другой, мы расстраиваемся: "Он мой, его Тело моё".
Только в том случае, если мы начинаем сильно преувеличивать "Упаковку", то есть внешность человека, полезно развить что-то наподобие рентгеновского зрения - представить его или её скелет. Это нетрудно сделать, особенно если мы знаем, как скелет выглядит. Образ необязательно должен быть совершенным: мы не на уроке анатомии. Мы череп под кожей лица и головы представляем. Это помогает нам отрезвиться.
… лаская живот любимого человека и думая: "Это так Прекрасно", попробуйте вспомнить о том, что бы вы гладили, если бы ваши руки оказались на три или четыре сантиметра под кожей. Это не значит, что нам нужно чувствовать отвращение. Просто важно не преувеличивать удовольствие от того, что мы ласкаем чьё-либо тело. Данные методы дают нам эмоциональное равновесие.
Метод разбора страстного желания и привязанности.
Подобные методы лишь временные: они не избавляют от страстного желания и привязанности. Но они временно смягчают эти беспокоящие эмоции, возникающие в тех или иных ситуациях. Чтобы на самом деле от них избавиться, нужно по-настоящему понять, как на самом деле существует человек, и не делать из него "Вещи". Но это очень сложно, это продвинутый уровень. Поэтому сначала мы временные методы применяем. Чтобы это сделать, необходим трёхступенчатый процесс слушания, размышления и медитации. Александр Берзин.