Шпаргалки_для_писателя@Typical_Writer.
Практические упражнения по теме "Звукопись в Художественной Речи".
Упражнение 1. в отрывках из произведений а. с. Пушкина укажите звуковые повторы, разграничивая аллитерацию (повторение согласных) и ассонанс (повторение гласных. Дайте оценку звуковой организации речи.
1. тиха украинская ночь. Небо. Звезды блещут. Своей своей дремоты превозмочь не хочет воздух. . пирует Петр. И горд, и ясен, и славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. 3. Наследников сердитый хор заводит непристойный спор. 4. Настанет ночь; луна обходит дозором дальный свод небес. И и соловей заводит во мгле древес напевы звучные. . пора, пора, рога трубят. 6. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм … 7. А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден. 8. Гляжу, как безумный, на черную шаль, и хладную душу терзает печаль. 9. Как часто милым лепетаньем иль упоительным лобзаньем задумчивость мою в минуту разогнать умела.
Упражнение 2. покажите фонетические средства создания звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки; против каждой строки выпишите ее ассонансы, аллитерации и проследите их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо!чудо! сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;.
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
(А. с. Пушкин. Упражнение 3. проанализируйте звуковую организацию отрывка стихотворения М. Ю. Лермонтова "Дары Терека". Назовите слова, объединенные общим звучанием; покажите зависимость между фонетическим подобием слов и художественно - смысловой стороной речи.
Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад, буре плач его подобен, слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь, он лукавый принял вид.
И, приветливо ласкаясь, морю Каспию журчит:
"Расступись, о старец - море, дай приют моей волне!
Погулял я на просторе, отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека, вскормлен грудью облаков, с чуждой властью человека.
Вечно вечно спорить был готов. , сынам твоим в забаву, разорил родной дарьял.
И валунов, им на славу, стадо целое пригнал".
Но, склонясь на мягкий берег, Каспий стихнул, будто спит, и опять, ласкаясь, Терек.
Старцу старцу на ухо журчит …. 4. покажите роль звуковой организации речи в отрывке из стихотворения Н. а. Некрасова "Зеленый Шум".
Идет - гудет зеленый шум, зеленый шум, весенний шум!
Играючи, расходится.
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые, подымет пыль цветочную, как облако, все зелено:
И и воздух и вода! - гудет зеленый шум, зеленый шум, весенний шум.
Как молоком облитые, стоят сады вишневые, тихохонько шумят;.
Пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые.
Сосновые леса;.
А а рядом новой зеленью. лепечут песню новую. липа бледнолистая, и белая березонька.
С с зеленою косой! тростинка малая, шумит высокий клен ….
Шумят они по-новому, по-новому, весеннему ….
Упражнение 5. и. сельвинский так объясняет звуковую организацию одного стихотворения М. Ю. Лермонтова: "Когда Лермонтову Понадобилось Изобразить Полет Ангела, он Стремился Удалить из Своего Стихотворения Тяжкие Звуки, в Особенности"р", для придания стиху невесомости:
По небу полуночи ангел летел.
И тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой.
Внимали внимали той песне святой. мысль требовала такого развития, которое никак не могло обойтись без этой буквы. В этом случае автор подбирал для звука "р" такие слова, смысл которых носил бы по крайней мере неземной или хотя бы возвышенный характер:
Он он о блаженстве безгрешных духов пел. кущами райских садов, о боге великом он пел, и хвала.
Его его непритворна была. , райский, непритворный - содержание этих понятий смягчает рокот этой громовой буквы и содействует невесомости ангельского полета".
Что общего в звуковом строе этих лермонтовских строк и приведенных ниже отрывков?
1. на темно-голубом эфире.
Златая златая плавала луна …. сквозь окны дом освещала мой. и палевым своим лучом. златые стекла рисовала. на лаковом полу моем. Державин).
2. в час полуночных явлений.
Я я не стану в виде тени. внезапу, то тишком.
С с воплем в твой являться дом. Батюшков).
3. в час полуночных видений.
В дыме облака, толпой, прах оставя гробовой.
С поздним месяца восходом, легким, светлым хороводом.
В в цепь воздушную свились. Жуковский).
4. ты помнишь: в страшной тишине, в ту ночь, как стала я твоею, меня любить ты клялся мне.
(Пушкин).
Упражнение 6. дайте стилистическое обоснование использованным поэтом созвучиям в отрывках.
1. он слышит, сокрушилась ель, станица вранов встрепетала, кремнистый холм дал.
Страшну щель, гора с богатствами упала;.
Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам.
(Державин).
2. случалося, что, бурею разима, дрожала твердая скала;.
А а мертвых вод поверхность..недвижима. была спокойнее стекла. Жуковский).
3. но ты поднялся, ты взыграл, ты прошумел грозой и славой -.
И бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый.
(Пушкин).
4. буря на небе вечернем, моря сердитого шум -.
Буря на небе и думы, много мучительных дум.
(Фет. 5. люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.
(Тютчев).
Упражнение 7. проанализируйте звуковую организацию речи; укажите типы звуковых повторов и их стилистические функции.
1. буря воет в саду, буря ломится в дом (Н. . 2. играючи расходится вдруг ветер верховой (Н. . 3. волга! Волга.волга. многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля (Н. . 4. горе вам, горе, пропащие головы (Н. . 5. и каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл. 6. самое это! С с донышка душ! , жженьем, железом, светом жарь, жги, режь, рушь! (Маяк. ) 7. прижались шлюпки в люльках входов к сосцам железных матерей. В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей (маяк. 8. съестного в чикагских барах чего - чего не начудено! Чудно чудно человеку в Чикаго! чудно человеку! и чудно! маяк. ) 9. возлюбленный мой! Дай мне руки - я по-иному не привык, - хочу омыть их в час разлуки я желтой пеной головы. Ах, толя, толя, ты ли, ты ли, в который миг, в который раз … (. Ес. 10. Свищет ветер, серебряный ветер, в шелковом шелесте снежного шума. В первый раз я в себе заметил - так я еще никогда не думал (Ес. . 11. Рожденные рожденные в года глухие пути не помнят своего. - дети страшных лет России - забыть не в силах ничего. Испепеляющие испепеляющие годы! ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - кровавый отсвет в лицах есть (Бл. . 12. О, если бы я только мог хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах. Бегах, погонях, нечаянности впопыхах, локтях, ладонях (паст. . 13. Когда я гляжу на летящие листья, слетающие на булыжный торец. Сметаемые - как художника кистью. Картину кончающего наконец … (. Цв. 14. Легши на бок, напрягши плечо, - я вперед уплываю еще, постепенно волной овладев. По по веселой и светлой воде. за мной, не оставив следа, завивает воронки вода (Н. а. . 15. По-чешски чешет, по-польски плачет, казачьим свистом по степи скачет и строем бьет из московских дверей от самой тайги до британских морей (луг. Упражнение 8. дайте оценку звуковой организации речи в отрывке из повести Н. в. гоголя "Старосветские Помещики". Назовите слова, усиленные звуковыми повторами, отметьте случаи звукописи. Определите, какова художественная роль фоники в данном отрывке.
Все эти давние, необыкновенные происшествия заменились спокойною и уединенною жизнию, теми дремлющими и вместе какими-то гармоническими грезами, которые ощущаете вы, сидя на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены, а между тем радуга крадется из-за деревьев и в виде полуразрушенного свода светит матовыми семью цветами на небе или когда укачивает вас коляска, ныряющая между зелеными кустарниками, а степной перепел гремит, и душистая трава вместе с хлебными колосьями и полевыми цветами лезет в дверцы коляски, приятно ударяя вас по рукам и лицу.
Упражнение 9. дайте оценку звуковой организации речи в следующих отрывках. Укажите звуковые повторы, разграничивая анафору (повторение начальных звуков в словах) и эпифору (повторение конечных звуков. Постарайтесь дать эстетическое обоснование усилению звуковой выразительности слов, подчеркнутых средствами фоники.
1. для нас не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им, хотя бы и не намеренно … в нашей жизни до сих пор нет публичности, кроме официальной; везде мы сталкиваемся не с живыми людьми, а с официальными лицами, служащими по той или другой части: в присутственных местах - с чистописателями, на балах - с танцорами, в клубах - с картежниками, в театрах - с парикмахерскими пациентами и т. д. всякий хоронит дальше свою душевную жизнь; всякий так и смотрит на вас, как будто говорит: "Ведь я Сюда Пришел, Чтоб Танцевать или Чтоб Прическу Показать; ну и Будь Доволен тем, что я Делаю Свое Дело, и не Вздумай, Пожалуйста, Выпытывать от Меня мои Чувства и Понятия". И действительно - никто никого не выпытывает, никто никем не интересуется, и все общество идет врозь … (добр. ) 2. во всем ее Елены существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое … (Т. ) 3. небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Т. . (с. ) и. б. Голуб "упражнения по стилистике русского языка: учебное пособие"- 3-е изд., испр., Москва, изд. Рольф, 2001 год.