Мусульманки о внешнем виде. Внешний вид мусульманки в КРУГУ семьи.
Мусульманки о внешнем виде. Внешний вид мусульманки в КРУГУ семьи.
Что касается внешнего вида мусульманки дома, в кругу семьи, перед мужем и детьми, то в этом вопросе также есть свои рекомендации. Жене перед мужем желательно выглядеть красиво. В том случае, если она специально для мужа ради Аллаhа украшает себя, то ей будет за это вознаграждение. Дома перед ним она может носить драгоценности, использовать духи, укладывать волосы в прическу. Из косметики разрешенным в Шари \u2018 ате является сурьма
. Ее наносят на внутреннюю поверхность век и она полезна для глаз. А также женщина может красить руки хной - это полезно для ее кожи. И, разумеется, женщина должна следить за личной гигиеной и ухаживать за своим телом. В этих вопросах также есть свои обязанности и рекомендации.
Мусульманки о внешнем виде. ИСЛАМ И ВНЕШНИЙ ОБЛИК ЖЕНЩИНЫ
Умарова Гульрухсор Абдусаломовна
старший преподаватель кафедры «Технология и конструирование изделий легкой промышленности», Худжандский Политехнический Институт Таджикского Технического Университета, г. Худжанд, Таджикистан,
аспирант Института истории им Марджани, г. Казань
Е-mail:
Предлагаемая статья посвящена основным положениям ислама об одежде женщин и её внешнем облике. В статье также рассматривается вопрос соблюдения этических норм в одежде с точки зрения ислама, раскрывается значение костюма в жизни таджикского народа.
Внешний облик женщин-таджичек ранее специально не исследовался, но сведения о нем содержатся в трудах, посвященных традиционной одежде таджиков, которая достаточно хорошо изучена и представлена в многочисленных монографиях и статьях этнографов .
Для этих работ характерно изучение костюма как части материальной культуры. Духовный же аспект учитывался в них лишь в контексте определенных мировоззренческих представлений, связанных с древними верованиями и обычаями, запечатленными в деталях традиционной одежды и украшений.
Наша задача состоит в том, чтобы проследить тенденции развития эстетических взглядов и этических норм в одежде с точки зрения ислама; а также определить степень проникновения во внешний облик таджичек новых черт, не свойственных типичной традиционной восточной культуре и возникших в результате развития региона и модернизации общества.
Внешний облик формирует первое представление о человеке — его профессиональных качествах, характере, темпераменте, воспитанности и отношении к другим. Еще со времен античности и до наших дней люди тратили много усилий на описание внешнего образа человека, что находило свое отражение в форме философских и теологических произведений. Отдельные религии и культуры предлагали свои представления и вероучения о внешнем облике человека.
А.А. Ильин писал: «Кто хочет понять народ, увидеть его в истинном свете и справедливо судить о нём…, он должен заглянуть в его историю, попытаться понять способ организации его труда и хозяйствования, изучить склад характера и дарований его души, вдуматься в его культуру, уяснить себе его религию и благочестие, открыть для себя его искусство, проникнуться его правосознанием в быту и политике, прислушаться к его поэзии — и понять» .
Одним из главных факторов формирования внешнего облика женщин сталислам.Установление новой религии среди мусульманского народа, в том числе таджиков, в определённой мере повлияло на особенности мировоззрения народа, его психический склад, быт, верование, традиции, нравы и т. д. Под влиянием нового вероучения все общественные отношения подверглись переоценке, согласуясь с требованиями канонических предписаний Корана.
Рассматривая положение женщины и её внешнего облика в соответствии с каноническими предписаниями, следует отметить, что целью данной статьине является религиозная пропаганда, в смысле навязывания идей исламского вероучения, мы стремимся дать объективный анализ ряда доктрин исламского вероучения: выявить сущность этих учений, указать на положительные и отрицательные моменты в их реализации на практике, которая иногда приводит к появлению стереотипов, формирующих превратное представление об исламе в целом.
Как же трактует ислам свои основные социальной доктрины о женщине и её внешнем облике и чем сегодня руководствуется человек в своём отношении к внешнему виду?
Для анализа истоков социальной доктрины ислама наибольшую ценность представляют аяты Корана, а также хадисы Пророка.
Идеи и учения, зафиксированные в главном источнике ислама, дали стимул для сбора хадисов и канонизации соответствующих сборников. Также они способствовали систематизации нравственно-этических норм, содержащихся в Коране и Сунне, и внедрению в практику общеобязательного требования совершать все, что предписано «священными» книгами и канонизированными сборниками норм этики и эстетики, избегая тех действий и поступков, которые не одобряются ими. Источники, содержащие нормы ислама относительно одежды женщины и её внешнего облика, много внимания уделяют проблеме нравственности.
Прежде всего, это непререкаемое утверждение о том, что все сущее (мир, человек, социальные институты, моральные нормы, религиозные предписания и др.) создано богом. При этом Коран утверждает: «Нет изменений в творении Аллаха». Вместе с тем в Коране имеется ряд аятов, в которых говорится о свободе воли человека: «Всякий поступает по своему подобию», «Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними».
При всей широте охватываемых вопросов классическая исламская социальная доктрина фактически смогла создать такой свод этических норм, который смог бы раскрыть природные наклонности человека и в то же время удержать человека от преступления границ морали и от нравственного падени я. В Коране, Сунне и шариате содержится ряд предписаний, касающихся одежды женщин. Им посвящено большое количество аятов (стихов), регламентирующих основные требования к внешнему облику, в частности одежде мусульманок. В Коране в общих чертах рассматриваются основные нормы и обосновывается их необходимость. В священном Коране в двух аятах говорится о женщине и её облике, и о том, как она должна одеваться. В одном из аятов имеется прямое предписание закрывать женские лица и тела: « О, Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои, так легче будет отличить их , и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо » (Коран, 33:59). « Скажи верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих …» (Коран 24:30—31). Следует подчеркнуть, что эти предписания в мусульманских источниках, касающиеся облика женщины, связаны прежде всего с морально-этическим аспектом. Представления об одежде в мусульманском менталитете упрощенно выглядит так: вера связана с одеванием, а безбожие — с раздеванием. Согласно исламскому учению, мусульманка должна обладать такими качествами, как скромность, стыдливость, преданность, покорность. В хадисе сказано: «Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой Ислама служит скромность» . В отношении соблюдения норм этичности в Коране содержится ряд норм и предписаний, в том числе не демонстрировать наряды посторонним, «потуплять свой взор», не проявлять эмоций. В Коране сказано: «О, Пророк, скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих красот, за исключением тех, которые видны, т. е. лицо и кисти рук» (сура «Ан-Нур», аят 31). Идеалом нравственности, образцом для мусульманок служат образы жен пророка Мухаммеда — Хадиджи и Айши — и его дочери Фатимы, которые запечатлены в письменных источниках и устном народном творчестве.