Символика корейских украшений.
Для корейцев в древности, впрочем как и для других народов, украшения имели совсем другой смысл и ценность, чем в наше время. Они верили, что украшения несут магический смысл, защищают от злых чар, огорчений и даже от нападений. Считалось, что украшения связаны с силами природы и помогают тому, кто их носит.
В Корее большое значение имели украшения для волос. Когда девушка вступала во взрослую жизнь - проводился обряд кере ), детскую косу заменяли на взрослую причёску, используя всевозможные украшения для волос. Обычно для нее применялись шпильки Пинё, которые изготавливались из различных материалов. Одним из популярных был нефрит, особенно ценились Пинё из белого и голубого нефрита. Корейцы верили в лечебные свойства этого камня, в то, что он защищает от злых сил. Нефрит привозили из Китая. Он разных цветов и оттенков был. Ими закалывали волосы придворные дамы и жены сановников высших рангов.
Другим материалом для Пинё был коралл, издревле он считался символом долголетия и успешной служебной карьеры. Поэтому из коралла делали разнообразные украшения, также коралл изображали на некоторых знаках рангового отличия. На них были изображены облаковидные шляпки чудодейственных грибов пуллочо, считалось, что они дают вечную юность. Они делались на причудливой по форме веточке, очень напоминающей коралловую, которую держат в своих клювах журавли. Такие знаки отличия нашивались на официальный костюм гражданских корейских чиновников, поэтому в корейской традиции не только сами материалы несли символическое значение, но и изображения различных растений, чаще цветов и животных.
Например, лотос в Корее почитался как символ сотворения жизни и процветания. Его изображение часто использовали в качестве узора для украшений. Мотивы лотоса в корейских украшениях символизируют чистоту и целомудрие, поскольку считалось, что хотя лотос растёт в иле на болоте или в пруду, но остаётся чистым. Лотос также символизирует возрождение, показывает неразрывную связь между солнцем и водой, так как во время восхода солнца цветки лотоса распускаются, а на закате закрываются. Как символ сотворения жизни, процветания, чистоты, целомудрия, освобождения от страдания, перерождения, благородной бедности, возвышенного одиночества и возрождения лотос неизменно пользовался любовью корейцев.
Другие мотивы в украшениях - дракон, феникс, цветы сливы и листья бамбука. Цветы сливы и листья бамбука символизировали чистоту и верность, а заколка мэджукчам с их изображением стала эмблемой преданной непорочной женщины.
Образ дракона ассоциировался с верховной властью государя, заколки с драконом назывались ёнджам и использовались супругой короля или женой наследника. Также их носили знатные дамы, не принадлежавшие к королевской семье, во время свадебной церемонии.
Шпильки с фениксом, понджам ), входили в набор для сложного сооружения из волос тэсу, венчавшего голову супруги короля или жены наследника при полном парадном облачении, с одеянием чогый . феникс считался первым среди птиц. Верили, что он прилетает , внимание, только в те государства, где царят мир и благоденствие под властью мудрого правителя. Цвета оперения этой птицы символизировали важнейшие конфуцианские добродетели. Воспринимался он и как птица, приносящая счастье, удачу. Заколки с фениксом постепенно получили широкое распространение и дамы украшали причёски шпильками с фениксом не только в торжественных ситуациях, но и в повседневной жизни.
Много символического также в женских подвесках для ханбока норигэ . они были различных видов, но самыми популярными были норигэ из трёх подвесок, символизирующие триаду "Небо, Земля, Человек" - самджак норигэ . они, в свою очередь, подразделялись на подвиды: тэсамджак норигэ ) - из трёх больших подвесок, чунсамджак норигэ ) - из трёх подвесок среднего размера и сосамджак норигэ - из трёх маленьких подвесок. В самджак норигэ шёлковые кисти обычно были трёх цветов: красного, жёлтого, синего, - которые, наряду с чёрным и белым, определяли традиционную космогоническую символику.
Длина кистей в украшении также была не случайна, а соответствовала социальному положению носительницы и определённой ситуации. Помимо кистей к норигэ прикрепляли подвески. Это были бабочки, летучие мыши, цикады, баклажаны, плод тыквы, коробочка лотоса и т. д. эти мотивы, как правило, представляют собой определённые образы, символы, связанные с базовыми универсальными человеческими пожеланиями. Они активно использовались в различных видах декоративно - прикладного искусства. Устойчивость их именно в сфере декоративно - прикладного искусства объясняется его широким проникновением в быт, в повседневное существование каждого человека.
Также в корейских украшениях распространены изображения пары уточек мандаринок или пары бабочек - символов брачного союза и супружеского счастья. Цикада вечную юность и возрождение символизировала. Пальчатый лимон - символ счастья. Каждая женщина хочет стать матерью, поэтому корейские женщины часто носили украшения с декоративными мотивами баклажана, плода граната с обильными зёрнами, три топорика, стручки перца.
Женская красота в корейской традиции сравнивалась с красотой цветов, это могли быть: магнолия, пион, персик, гранат. Пион - традиционный символ богатства, пышности, процветания. Мотив лотоса - символ чистоты, семейного согласия. Цветок хризантемы - символ середины осени, радости спокойной уединённой жизни, долголетия.
В Корее было множество символов долголетия, которые особенно почитались и использовались мастерами для создания украшений. В корейском языке даже есть слово, которое объединяет десять живых существ и предметов, обладающих долголетием: солнце, горы, камень, вода, сосна, облака, журавль, олень, черепаха, гриб пуллочо ( "Трава Бессмертия". В разных источниках немного отличаются десять символов долголетия, где-то указывается бамбук, виноградная лоза, где-то можно встретить тыкву - горлянку. Но весь набор можно в декоре украшений видеть. Наибольшую популярность приобрели такие символы долголетия как бабочка, тыква - горлянка, журавль, пуллочо, виноградная лоза и персик.
Корейские украшения имели не только функциональное, декоративное, но и символическое значение, они могли рассказать о том, какое социальное положение занимал человек, в браке он или нет. На определённый праздник надевали специальные украшения, дарили украшения с подтекстом, который выражался в том орнаменте, который был использован при изготовлении того или иного украшения. Korea Culture History.