Прически замужних женщин. Мудрость наших предков или почему на Руси женщины волосы в косу заплетали.
- Прически замужних женщин. Мудрость наших предков или почему на Руси женщины волосы в косу заплетали.
- Длина волос и характер женщины. Как определить характер по волосам
- Прическа и характер. "Если..."
- Прически замужних женщин.
- Прическа замужней женщины. Прически девушек и замужних женщин в свете славянской традиции.
- Прически замужних женщин на Руси. 7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены
Прически замужних женщин. Мудрость наших предков или почему на Руси женщины волосы в косу заплетали.
На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса.
Коса была главным способом убирать волосы - и для девочек, и для женщин, и для старух. Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным. Это допускалось только в особые дни, когда табу не действовало - например, на Ивана Купалу. Но в целом, как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей.
Вообще, первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. До того момента ей могли подрезать волосы. Но как только она начинала подходить к брачному возрасту (а он был очень ранним - с 13 лет), ей меняли прическу, а заодно и одежду. Детские рубашки отходили к младшим братьям и сестрам, а девочке, приобретающей статус девушки, вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.
На Руси незамужние девушки одну косу носили. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "Коса - Девичья Краса" имело вполне буквальный смысл - та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.
Те, у кого не получалось, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов или же пробовали диковинные способы укрепления волос: втирали в них змеиный жир, чтобы волосы были длинными, как змеи, или прятали под подушку веревку - чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется "Косица", мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза. Ну и, конечно, укрепляли отварами из трав и тому подобным. Бог знает, помогало им это или нет, но современные медики говорят, что густота волос и их длина (если их, разумеется, не стричь), определены генетическими характеристиками, и изменить их невозможно.
Впрочем, был еще один способ увеличить объем косы - вплести ленту от самого основания косы, что, собственно, и делали. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появлялась лента, то это означало, что девица - на выданье. Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.
Да и косу девице оставалось носить совсем недолго. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. И оно оплакивалось в специальных обрядовых песнях, тексты которых дошли до наших дней:
Уж как к часу минуется, скоро воля коротается, я со волюшкой расстануся, с подневолюшкой спознаюся.
Не гора ли рассыпается, трубчата коса да расплетается, дивий век да коротается.
Дивья доля лебединая, дивье прозвище да хорошо, женская доля да недородна, женское званье да нехорошо.
По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но это не значит, что жизнь новобрачной становилась легче - она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.
Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу - существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь. Вероятно, так просто припугивали молодых девушек, видя в их нежелании менять прическу, нежелание терять свою свободу и в полной мере принимать те обязанности, которые опускались на ее плечи. И следом за этими заботами на голову молодой жены опускался или платок, или повойник (матерчатая шапочка), или кика (это такая шапка с двумя рогами), или какой-нибудь другой вид головного убора.
Замужней не пристало ходить с непокрытой головой. Исключение - Ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника - распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы под тканью прятались.
Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравности. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Только в том случае, если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.
Но косу могли обрезать и насильственно - скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами - также их могла отрезать ревнивая соперница.
Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов - печенегов или половцев, например - муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.
Видимо, волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой.
Об этом, кстати, есть легенда и в библии, о человеке непомерной силы - Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы. Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним. Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.
Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь - ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.
В ряде религиозных церемоний отказ от волос говорит об отказе от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. В православии при крещении, а также при посвящении в монашество есть обряд пострижения, а в католицизме выбривали тонзуру все духовные лица.
Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет. У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался - пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня.
Сегодня же прическа, в целом, не особенно отражает чей либо социальный статус - каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.
Длина волос и характер женщины. Как определить характер по волосам
Какие-либо изменения во внешности приводят к изменениям и в характере. Еще с давних времен волосы символизировали силу и здоровье. Но не только об этом можно узнать по прическе. Волосы могут открыть даже потаенные черты характера любого человека.
Креативная или классическая прическа
Если обладательница волос постоянно делает креативные, необычные прически, то это говорит о любви к экспериментам в жизни. Такой человек общительный, открытый. Нередко обладательнице неординарной прически можно присвоить экстравагантное поведение.
Если же прическа классическая и сдержанная, то и хозяйка волос сдержана в общении. Также такая женщина характеризуется спокойным характером. Нередко люди с классической прической относятся к интровертам.
Длина волос и характер
Мягкие, идеально уложенные длинные волосы говорят о женственности и чувственности. Если волосы не прямые, а волнистые, то их обладательница — романтичная и женственная натура.
Короткие волосы говорят о деловой жилке в характере. Нередко такие люди любят спорт и активный образ жизни. Они не сидят на месте. Женщины с короткой стрижкой всегда стараются загрузить себя по максимуму. Их день начинается со спорта, потом работа, вечером дом. И на этом они не останавливаются, придумывая себе все новые задания для работы. Они самостоятельны, ответственны. Такие женщины стремятся к эмансипации, то есть к равноправию между мужчинами и женщинами.
Если дама постоянно делает пучок или хвостик, то она имеет серьезное отношение к жизни. Нередко такие женщины скованы в общении. Именно такой тип женщин можно отнести к понятию трудоголик.
Характер по цвету волос
Об отношении цвета волос к характеру уже давно ходят легенды. Наверно все слышали о заблуждении насчет блондинок. Из шуток можно выделить только то, что эти женщины сексуальные. Остальное — заблуждение. Блондинки — женщины с хорошо развитой интуицией. При этом они умеют доверять своим предчувствиям. Женщины со светлыми волосами очень часто скрывают свой эмоциональный характер. Это расчетливые, умные женщины, которые редко могут полностью довериться кому-либо.
Брюнетки — меланхолики по своей натуре. Они чувственны, восприимчивы и эмоциональны. Эти женщины могут сильно расстроиться даже от мелкой неудачи. Но они не любят распространяться о своих неудачах. Им свойственна резкая смена настроения. Они очень целеустремленные, по натуре стратеги. И очень часто легко добиваются поставленных целей.
Шатенки — нежные женщины, отличающиеся ровным характером. Их считают приятными собеседницами. Они легко могут разговаривать практически на любую тему. Хорошо могут сгладить любой конфликт. Эти женщины спокойные, уравновешенные и стрессоустойчивые. Ставку делают не на своей внешности, а на своем уме. В других людях они также оценивают ум.
Рыжие — люди, способные мыслить нестандартно. Для них характерна вспыльчивость, в спорах они могут начать говорить, совершенно не задумываясь о последствиях. Эти огненные девушки и сами напоминают пожар. Они страстные и эмоциональные, способные отдаться полностью чувствам.
Прическа и характер. "Если..."
Тест. Характер женщины по форме её прически
Психологический тест для женщин!
Узнай характер по причёске!
Человека выдают его привычки. Повседневная прическа это тоже привычка, которая может достаточно много рассказать о некоторых сторонах характера своего владельца. Итак, короткая стрижка, колоски, косы, хвостики или каре - какими нитями связаны наши качества нашей личности и прически на голове?
1. Достаточно открытая натура, тянущаяся к новым впечатлениям и знаниям. Любительницы такой прически нередко приходится разочаровываться в людях, поскольку в них они ищут лишь положительные черты. Сами по себе эти люди - ходячий позитив.
2. Девушки, на 100% уверенные в себе и эту уверенность не в состоянии задеть даже компетентная критика. Большое количество друзей им без надобности, но в своей компании они считаются самыми преданными друзьями. Им присуща отличная черта – обеспечивать всех отличной подзарядкой энергии.
3. Со стороны кажется, что это очень гордые девушки. В принципе, наверное, таким и должен казаться человек, стремящийся покорить все запланированные вершины, не обращая внимания на пустые разговоры и ненужные действия. Поклонницы такой прически в одиночку достигают своих целей и в посторонней помощи особо не имеют нужды.
4. Незнакомые люди видят женщину-воина в этом человеке, но близкое окружение в курсе, что она белая и пушистая. Это ярые поклонницы справедливости и честности и провести их практически невозможно.
5. Творческие натуры, обладающие богатейшим внутренним миром. Их маяк по жизни – креатив и искусство. Скучные профессии - это не для них.
6. Открытые личности, даже чрезмерно, что порой им самим и выходит боком. Но все равно эта категория всегда готова прийти на помощь, причем ко всем, включая незнакомцев.
7. Женщины, наделенные наблюдательностью и даром хорошего слушателя. Общественные лидеры и в этом труде помогает им их способность внимательно относиться даже к мелочам.
8.Многим кажется, что это самые спокойные на Земле люди, но стоит их только разозлить и возникает одно желание – унести ноги. Не каждому дано выдержать ураган остроумных фраз и порой жестких шуток.
9. Сильной стороной любительниц такой прически является хорошо развитая самодисциплина. Это редкие люди, которые вначале хорошо подумают, а после сделают.
10. Интеллектуальные, творческие натуры. Эстеты. Не переваривают безвкусицу, а потому свое окружение эти женщины создают из подобных себе людей.
11. Эталонная жилетка чтобы поплакаться для всех несчастных, огорченных, грустных и неудовлетворенных жизнью людей. Ведь это совестливые, спокойные и воспитанные создания. Кому доверять, если не им?
12. Хорошо организованные и независимые женщины, любящие порядок в доме, в делах и в своей голове. Ценительницы простоты буквально во всем.
13. Природные оптимисты. Для этих женщин ценно каждое мгновение жизни. Они не будут тратить ее впустую. Посторонним людям может показаться, что таких личностей легко обидеть. Ошибка. Это очень сильные личности, очень.
14. Практичные девушки. Полное игнорирование сплетен и чужих драм. Это натуры, уверенно шагающие по жизни. Зачем им грязные слухи? Они двигаются вперед!
15. Мечтательницы, любящие серьезно заниматься творчеством. Однако такие увлечения не становятся преградой на пути к их цели из списка «необходимо сделать», они добьются своего.
16. Спокойные натуры, иногда проявляющие хладнокровие. Такая стойкость характера даже вызывает зависть окружающих людей.
Прически замужних женщин.
В славянской традиции (у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой.
Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.
Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы.
Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку , то, по старинному обычаю, волосы не заплетали в косу, а распускали.
Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.
С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.
Заплетание волос в одну или две косы — более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.
Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 — 16 лет.
В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.
Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: " как связаны волосы, так бы хлопцы вязались ".
Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.
Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога.
Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая.
У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью.
В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.
Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор — обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».
У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина " водиться не будет ". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет".
У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой " потянет ее на чердак ". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.
Автор: В. Карнач (по материалам Масловой Г.С., Усачёвой В.В.).
Прическа замужней женщины. Прически девушек и замужних женщин в свете славянской традиции.
В славянской традиции (у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой. Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.
Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы. Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку, то, по старинному обычаю , волосы не заплетали в косу, а распускали.
Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.
С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.
Заплетание волос в одну или две косы — более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.
Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 — 16 лет.
В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.
Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: "как связаны волосы, так бы хлопцы вязались".
Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.
Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога. Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая. У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью. В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.
Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор — обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».
У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина "водиться не будет". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет". У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой "потянет ее на чердак". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.
Автор: В. Карнач (по материалам Масловой Г.С., Усачёвой В.В.).
Прически замужних женщин на Руси. 7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены
Как можно было легко и быстро понять статус незнакомой девушки во времена, когда общение противоположных полов было строго регламентировано.
1. По головному убору
Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку всё у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть её красоту, на радость добрым молодцам.
После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» — вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.
2. По венцу
Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец — символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съёмную переднюю часть, которая называлась очельем. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва — вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу «на вено» («на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.
3. По серьгам
На Руси была традиция, связанная с ношением серёжек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче – по статусу.
4. По косе
Как только девочка на Руси достигала определённого возраста, она начинала носить строго опредёленную причёску — косу, сплетённую обычно из трёх прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману — вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у неё появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от её середины.
Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и её семья уже определились с кандидатом в мужья.
В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.
Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной причёской как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, — намек на её новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор.
Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для неё выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.
Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник , сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, тёмном сарафане, нагруднике.
5. По орнаменту и цвету одежды
Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей — у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде. Что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.
6. По юбке
Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной — до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх неё надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону — холщёвый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх неё. Запону всегда подпоясывали.
Замужние женщины носили поверх рубахи панёву (или поньку) — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закреплённую вокруг талии шнуром — гашником. Куда лучше спрятать? – за гашник! — это с тех пор ещё повелось. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в панёву — это символизировало ее согласие на брак. Завязывали на ней панёву родители, или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла.
7. По обручальному кольцу
Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у неё кольцо на пальце — то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое.
Смотрите также:
• Русские обычаи. Смотр невест