Кокошник - это старинный головной убор, символ русского национального костюма.
Название происходит от древнерусского слова "Кокошь" ("курица", "наседка". Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца
. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью - бархатом или штофом, - украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль - фата, или платок, или убрус - плотное покрывало, украшенное вышивкой.
Когда именно начали носить кокошники - точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник неотъемлемой частью русского костюма стал. Само слово "Кокошник" в первый раз встречается в документах Xvii века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме - крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, "Кокошницы". Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.
Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким "Очельем" и перестали соотносить их с семейным статусом.
Марьяна Скуратовская, историк моды, автор портала "культура. РФ".
История кокошника полна загадок, никто не знает точного времени его появления, происхождения, утрачено его сакральное значение.
Традиция прикрывать голову пришла к нам из древних времен. Ведь тогда считалось, что именно в волосах спрятана вся человеческая магическая сила. Поэтому на Руси волосы старались прятать подальше от людских глаз, под головные уборы. Головной убор для женщин очень важной частью гардероба был. Головной убор мог многое сказать о своей обладательнице - ее семейном положении, статусе в обществе, территориальной принадлежности. Древнее поверье, что открытые волосы замужней женщины ведут к бедствию, а также присутствие в уборе мистического оберега в виде рогов - усиливали священно - мистическое значение убора, прикрывающего таинственные волосы на голове замужней женщины. Девичий же убор сохранялся неизменно главным образом в силу своего символического значения: открытые волосы означали символически девственность.
Девушки традиционно открывали волосы. Можно было распускать их по плечам, но чаще заплетали косу. Девичьи головные уборы - венцы и повязки - не имели донышка. Характерными чертами головных уборов замужних женщин у многих народов России была особая форма (каркасность, рогообразные детали) и красный цвет, выступавшие маркерами фертильного возраста носительниц. Показательно, что в нарядных сороках и кокошниках русских замужних женщин по количеству золотного шитья, плотности узора, орнаменту можно было определить, из какой местности женщина, какому сословию принадлежит, каково ее семейное положение. Головные уборы замужних женщин, в отличие от девичьих, состояли, как правило, из нескольких компонентов, т. е. были многосоставными. Это, в основном чепцы разных форм, шапочки, покрытые платком либо полотенчатым головным убором. В основе такого головного убора лежали жесткие детали: каркас из луба, бересты, скрученного холста, жгута из соломы, картона или проклеенной бумаги. Нередко эти части служили основой для женской прически, поскольку на них укладывали волосы. Поверх каркаса накручивали длинное полотнище ткани. Рогатая кичка (кика) - древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока - без рогов, кокшник - с высоким передом. Впервые "Чело Кичное" упоминается в документе 1328 года. Рогатые кики носились ещё в древности, их особенная форма была связана с существующими в то время поверьями. Позже кика стала атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего "Венца", полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться "Короной Замужества". Кики носили преимущественно в тульской, рязанской, калужской, орловской и других южных губерниях. Головной убор действительно создает некую преграду, защиту, заслон от человеческих глаз. Некоторые особо экстравагантные головные уборы настолько отвлекают взгляды от их обладательниц, что практически не замечаешь саму девушку, женщину. И тут вступает эзотерический аспект - возможно, очень яркий головной убор действительно способен избавить свою хозяйку от сглаза, навязчивых взглядов? Можно в это верить, а можно не предавать этому значения, тем не менее наши предки свято верили в значимость головного убора и его обереговость.
Зеленин Д. женские головные уборы восточных (русских) славян. С. 555.
Калашникова н. М. шапочное знакомство. С. 72-74.
Даль в. и - толковый словарь живого великорусского языка (в 4 томах) - 1903.
Источник: https://krasivyepricheski.com/uroki/golovnye-ubory-na-rusi-2