Картина дня. Виктор эльпидифорович Борисов - Мусатов (1870-1905).
Весна.
Девятнадцатый век к концу подходит. На смену эпохе реализма в русском искусстве приходит символизм, знаменуя собой начало серебряного века в литературе, музыке и живописи. Идут поиски новых стилей и новых направлений, главной задачей которых становится передача своих чувств и душевных переживаний. Произведения наполнены светлой печалью об ушедшем времени, грезами о нереальной красоте, мечтами об идеальной гармонии.
Ярким представителем этого направления среди художников был Виктор эльпидифорович Борисов - Мусатов, отличающийся своей неповторимой, самобытной манерой письма. Картина "Весна" начинает новый этап его творчества, и теперь в его работах будут присутствовать только женские образы.
Ясное весеннее утро. Понемногу светлеют бледно - коралловые отсветы на легких, невесомых облаках, уступая чистой лазури неба. В солнечных лучах мягко светятся теплым розовато - оранжевым цветом стены дворянского дома, из-за сочной свежей зелени высоких кустов сирени выглядывают голубые стекла окон в терракотовых рамах. Цветущий сад рядом с усадьбой пока еще находится в тени. Тонкие ветви вишен и яблонь почти скрыты под белыми цветами, и только на макушках начали распускаться первые листочки.
Деревья кажутся украшенными изысканным белоснежным кружевом, переливающимся нежнейшими оттенками кремового, бело - голубого, бледно - сиреневого цветов. Темно-коричневые стволы теряются в густой молодой траве, зеленым ковром устилающим землю. Среди изумрудных, малахитовых, синевато - зеленых травинок видны неяркие соцветия первоцветов да пушистые шапочки одуванчиков на тоненьких ножках. Ни малейшего дуновения ветерка. В прохладном утреннем воздухе разливается медовый аромат, слышно, как басовито жужжат пчелы и щебечут птицы.
Не спеша гуляет по саду молодая женщина. Отвернувшись от зрителя, она любуется пышным цветением. Краски ее легкого бело - сиреневого платья перекликаются с оттенками распустившихся цветов. Мягкие складки широкой юбки хрупкость стройной фигуры подчеркивают. Глубокий вырез, отделанный узкой оборкой, открывает красивые плечи. Локоны блестящих темно-каштановых волос уложены в затейливую прическу, на гибкой шее мерцают жемчужные бусы. Единственное яркое пятно на картине - красная шаль, спущенная с плеч.
Работа очень камерная, все ее пространство ограничено небольшим уголком сада. В палитре художника немного красок: светлые, чистые полутона зеленого, белого и персикового наполняют изображение светом и воздухом. Небольшими, легкими мазками передает мастер игру света и тени, создает ощущение воздушности и хрупкой нежности. И только темно-зеленый цвет ели вносит в изображение тревожную нотку.
В картине нет сюжета - все подчинено единому замыслу. Запечатленное мгновение - прекрасный мир вокруг, заветные мечты и ожидание счастья. Но в тихой прелести весеннего утра мы чувствуем нотку грусти, напоминающую о том, что красота этого мира недолговечна, она ускользает, оставляя после себя светлую печаль о несбывшемся.
Это полотно по праву занимает свое место среди шедевров русской живописи.