Головные уборы на РУСИ.
Женские головные уборы на Руси были не просто одеждой: это способ рассказать о себе главное. По тому, что надевала на голову женщина, можно было понять ее семейное положение, возраст, социальную принадлежность, а также то, в какой губернии она родилась. Имело значение все: цвет убора, его форма, ткань, из которого он сшит, и конечно, прическа, которую он обрамлял.
Незамужние девушки заплетали волосы в косу, замужние женщины - заплетали две косы и закрепляли их на голове или собирали волосы в пучок. Ходить с распущенными волосами (простоволосой) было недопустимо и неприлично. Считалось, что с неубранной головой на людях появляются либо ведьмы, либо нечистая сила - вроде русалок и кикимор, а для обычных женщин такая смелость чревата порчей. Ведь большая часть магических обрядов проводилась с использованием волос жертвы: наши предки издавна наделяли их мистической силой. Поэтому волосы всегда собирали в тугую прическу, а все головные уборы способствовали этой задаче.
Девушкам разрешалось открывать макушку, поэтому они носили всякого рода ободки, венки, обручи, повязки и открытые кокошники. Замужние дамы полностью голову закрывали. Они надевали парчовые, ситцевые и сатиновые повойники (круглые шапочки), чепцы или платки.
От жемчуга до лоскутков.
Известно, что так называемые "Магазины Шапок" в дореволюционной России был привилегией только городских женщин, и только тех, кто мог себе это позволить. Но и среди них тогда не было обладательниц двух одинаковых кокошников - во-первых, потому, что даже магазинные уборы мастерицы шили вручную. Во-вторых, потому, что каждая женщина дорабатывала купленные чепцы и ободки по своему вкусу: их расшивали драгоценными камнями, жемчугами, мехами, бархатными цветами и узорами из золотистых нитей.
Убранство деревенских женщин только от их мастерства и достатка зависело. Часто их головные уборы были сшиты из разноцветных лоскутов ткани (то, что осталось от поношенной одежды домочадцев. Но именно их деревенские красавицы шили, что называется, с душой, а значит - кому-то они были дороже, чем тысячи кокошников, расшитые золотом и жемчугами.
1. повязка (перевязка, налобник).
Повязка (перевязка, налобник) - ленточный головной убор (известен уже в X веке) - обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Повязки девицы из небогатых сословий носили.
Их надевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу (вместо венца. Делали из недорогих подручных материалов - кожи, шерсти, бересты. Шли в ход и шелковые ленты, а в богатых семьях - византийская парча. Украшали также вышивкой, жемчугом, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.
Замужние женщины также могли использовать повязки, но надевали их на покрытую голову.
2. венец (венчик), рясочник (ряска), коруна, почелок.
Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вел свое происхождение от венка из луговых цветов. Он оберегом от нечистой силы был.
Венец делался из металла и представлял собой тонкую бронзовую или серебряную ленту шириной около 2, 5 см. По форме напоминал повязку, завязывался шнурком или лентой на затылке. Часто венец каким-либо узором с зубцами наверху покрывался.
В древности венок носили на распущенные волосы - как неотъемлемую часть обряда, в котором принимала участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костер. После проведения ритуала венок полагалось сжечь или бросить подальше (на дерево, крышу дома или другого строения
Сама форма венца очень древняя, а старое название - "Венец с Городы", или "венец теремчат", то есть с теремами. Состоял из околыша, который декорировался золотым шитьем и бисером (как белым, так и цветным), применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, на нее сажался жемчуг или бисер.
Как известно, главной девичьей красой на Руси была коса, а потому в большинстве девичьих уборов макушка оставалась открытой. Лишь в том случае, если девушка была незамужней, она могла носить венец. Отсюда венец - символ девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим венцом или его похищает жених.
Венец, коруна, почелок, ряска - типы праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Одни были сплошными и твердыми, а другие - прорезными и гибкими.
Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Она была распространена весьма широко. Исследователи считают, что коруны и венцы конца Xvii - начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время.
3. подубрусник (или повойник, волосник).
В будни женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку - сетку из тонкой ткани. Он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба. Эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор.
Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина платок или шапку надевала.
4. кокошник.
Это, пожалуй, самый распространенный вид. Кокошник популярность с появлением сарафана получил. Он отличался от коруны так называемым донцем - тканью, которая закрывала волосы женщины.
Термин "Кокошник" впервые в документах XVI века встречается. Слово "Кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курица - наседка или петух. Однако уже в погребениях Новгорода, относящихся к X - XII вв. Встречаются некоторые подобия кокошника: твердые головные уборы, низко сидящие на лбу и закрывающие голову полностью до ушей.
Кокошники множество вариантов в конструкциях и украшениях имели. В той или иной губернии преобладал свой тип с местным названием: "Кокошко", "кокуй", "златоглав", "шеломок", "копытень", "шишак", "ряска", "капок", "борушка", "сборник", "борчатка", "каблучок" и т. д.
В центральных районах России были треугольные кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере - однорогий конус, в южных - двурогий.
Твердая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Часто поверх кокошника надевали платок (завязывали у подбородка или закалывали. Украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб.
Кокошники головными уборами замужних богатых женщин считаются. Ученые полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.
Разновидностью кокошника можно считать кику по форме напоминавшую птицу. Ее название происходит от названия лебединого крика (кликать, кричать. Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Ее надевали поверх повойника. Главным ее отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твердую шапку с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши.
5. сорока.
Сорока (кичка, рога) - головной убор замужней женщины. По данным археологических раскопок сороку носили в XII веке, и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно такой убор состоял из следующих частей: кичка, сорока, позатыльник, налобник, платок.
Кичка - круглая холщовая шапочка с верхней возвышающейся частью (рога, сдериха. Формы были разные: лопатообразные, полукруглые и в виде рогов.
На передней, лобной, стороне прикрепляли твердую часть из луба (подкорье липы или вяза), деревянных дощечек, бересты или других материалов.
Сама сорока представляла собой вытканное длинное полотно, которое крепилось на кичке и спускалось ниже на спину и плечи.
Позатыльник - ткань на твердой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке.
Налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки завязывался платок.
6. убрус.
В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, наметка, подширье, фата и т. д.
Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40-50 см, один конец его украшался шитьем, вышивкой из шелка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком.
В X - XI вв. Поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений. В XII - XV веках женщины из богатых и знатных сословий надевали целую комбинацию - несколько уборов: повойник (шапочка, покрывающая волосы), убрус и поверх - кика или круглую шапочка с мехом по краям (особенно зимой. Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья.
Позднее убрус приобрел знакомую нам форму платка в виде треугольника. Концы платка скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, спускались на плечи и спину и также богато расшивались.
Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в Xviii - XIX вв. Из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке так, как будто болят зубы. Этот способ назывался "Головка".
7. зимние головные уборы (столбунец, каптур и треух).
Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемой столбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента.
Замужние женщины зимой надевали шапки из бархата, отороченные мехом. Верх делался из клееной бумаги или ткани, он был круглой, конусообразной или цилиндрической формы и отличался от мужских украшением - шитьем, жемчугом, камнями. Так как шапки были высоки, для сохранения тепла внутрь подкладывали легкий мех или набивали атлас.
На шапки замужним женщинам шел бобровый, лисий, соболий мех, а "Девичьим Мехом" считался заячий и беличий.
В "Домострое" находим еще один вид зимнего женского головного убора - каптур. Он являлся дальним родственником капора и пользовался популярностью у вдов. Защищал голову от стужи, т. к. по форме напоминал меховой цилиндр, покрывавший не только голову, но и облегавший по обе стороны лицо. Шили каптур из меха бобра, а в семьях победнее использовали овчину. Сверху надевали особый чехол или повязку.
В обиходе использовался еще один головной убор - треух. В отличие от каптура, верх треуха покрывался не мехом, а тканью, а налобная часть опушалась соболем и украшалась жемчугом или кружевом. От славян и до Петра I прически и головные уборы наших предков претерпели небольшие изменения. Их основу составляли шапка и платок. Но уже в те времена люди понимали, что головной убор - своего рода визитка, способная многое рассказать о женщине.