Повойник головной убор. Головные уборы на РУСИ.
- Повойник головной убор. Головные уборы на РУСИ.
- Связанные вопросы и ответы
- Современный Повойник. Повойник с выкройкой. Презентация. Автор Светлана Хачина
- Сорока головной убор. Женский головной убор «сорока»
- Повойник головной убор выкройка. Что такое повойник. Как сшить повойник.
- Видео Убор головной свадебный женский. Кокошник (повойник).
- Древнерусский головной убор. Старинные женские головные уборы на Руси
Повойник головной убор. Головные уборы на РУСИ.
Женские головные уборы на Руси были не просто одеждой: это способ рассказать о себе главное. По тому, что надевала на голову женщина, можно было понять ее семейное положение, возраст, социальную принадлежность, а также то, в какой губернии она родилась. Имело значение все: цвет убора, его форма, ткань, из которого он сшит, и конечно, прическа, которую он обрамлял.
Незамужние девушки заплетали волосы в косу, замужние женщины - заплетали две косы и закрепляли их на голове или собирали волосы в пучок. Ходить с распущенными волосами (простоволосой) было недопустимо и неприлично. Считалось, что с неубранной головой на людях появляются либо ведьмы, либо нечистая сила - вроде русалок и кикимор, а для обычных женщин такая смелость чревата порчей. Ведь большая часть магических обрядов проводилась с использованием волос жертвы: наши предки издавна наделяли их мистической силой. Поэтому волосы всегда собирали в тугую прическу, а все головные уборы способствовали этой задаче.
Девушкам разрешалось открывать макушку, поэтому они носили всякого рода ободки, венки, обручи, повязки и открытые кокошники. Замужние дамы полностью голову закрывали. Они надевали парчовые, ситцевые и сатиновые повойники (круглые шапочки), чепцы или платки.
От жемчуга до лоскутков.
Известно, что так называемые "Магазины Шапок" в дореволюционной России был привилегией только городских женщин, и только тех, кто мог себе это позволить. Но и среди них тогда не было обладательниц двух одинаковых кокошников - во-первых, потому, что даже магазинные уборы мастерицы шили вручную. Во-вторых, потому, что каждая женщина дорабатывала купленные чепцы и ободки по своему вкусу: их расшивали драгоценными камнями, жемчугами, мехами, бархатными цветами и узорами из золотистых нитей.
Убранство деревенских женщин только от их мастерства и достатка зависело. Часто их головные уборы были сшиты из разноцветных лоскутов ткани (то, что осталось от поношенной одежды домочадцев. Но именно их деревенские красавицы шили, что называется, с душой, а значит - кому-то они были дороже, чем тысячи кокошников, расшитые золотом и жемчугами.
1. повязка (перевязка, налобник).
Повязка (перевязка, налобник) - ленточный головной убор (известен уже в X веке) - обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Повязки девицы из небогатых сословий носили.
Их надевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу (вместо венца. Делали из недорогих подручных материалов - кожи, шерсти, бересты. Шли в ход и шелковые ленты, а в богатых семьях - византийская парча. Украшали также вышивкой, жемчугом, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.
Замужние женщины также могли использовать повязки, но надевали их на покрытую голову.
2. венец (венчик), рясочник (ряска), коруна, почелок.
Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вел свое происхождение от венка из луговых цветов. Он оберегом от нечистой силы был.
Венец делался из металла и представлял собой тонкую бронзовую или серебряную ленту шириной около 2, 5 см. По форме напоминал повязку, завязывался шнурком или лентой на затылке. Часто венец каким-либо узором с зубцами наверху покрывался.
В древности венок носили на распущенные волосы - как неотъемлемую часть обряда, в котором принимала участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костер. После проведения ритуала венок полагалось сжечь или бросить подальше (на дерево, крышу дома или другого строения.
Чаще всего венец, унизанный жемчугом вдоль щек, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник.
Сама форма венца очень древняя, а старое название - "Венец с Городы", или "венец теремчат", то есть с теремами. Состоял из околыша, который декорировался золотым шитьем и бисером (как белым, так и цветным), применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, на нее сажался жемчуг или бисер.
Как известно, главной девичьей красой на Руси была коса, а потому в большинстве девичьих уборов макушка оставалась открытой. Только в том случае, если девушка была незамужней, она могла носить венец. Отсюда венец - символ девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим венцом или его похищает жених.
Венец, коруна, почелок, ряска - типы праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Одни были сплошными и твердыми, а другие - прорезными и гибкими.
Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Она была распространена весьма широко. Исследователи считают, что коруны и венцы конца Xvii - начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время.
3. подубрусник (или повойник, волосник).
В будни женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку - сетку из тонкой ткани. Он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба. Эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор.
Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина платок или шапку надевала.
4. кокошник.
Это, пожалуй, самый распространенный вид. Кокошник популярность с появлением сарафана получил. Он отличался от коруны так называемым донцем - тканью, которая закрывала волосы женщины.
Термин "Кокошник" впервые в документах XVI века встречается. Слово "Кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курица - наседка или петух. Однако уже в погребениях Новгорода, относящихся к X - XII вв. Встречаются некоторые подобия кокошника: твердые головные уборы, низко сидящие на лбу и закрывающие голову полностью до ушей.
Кокошники множество вариантов в конструкциях и украшениях имели. В той или иной губернии преобладал свой тип с местным названием: "Кокошко", "кокуй", "златоглав", "шеломок", "копытень", "шишак", "ряска", "капок", "борушка", "сборник", "борчатка", "каблучок" и т. д.
В центральных районах России были треугольные кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере - однорогий конус, в южных - двурогий.
Твердая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Часто поверх кокошника надевали платок (завязывали у подбородка или закалывали. Украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб.
Кокошники головными уборами замужних богатых женщин считаются. Ученые полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.
Разновидностью кокошника можно считать кику по форме напоминавшую птицу. Ее название происходит от названия лебединого крика (кликать, кричать. Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Ее надевали поверх повойника. Главным ее отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твердую шапку с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши.
5. сорока.
Сорока (кичка, рога) - головной убор замужней женщины. По данным археологических раскопок сороку носили в XII веке, и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно такой убор состоял из следующих частей: кичка, сорока, позатыльник, налобник, платок.
Кичка - круглая холщовая шапочка с верхней возвышающейся частью (рога, сдериха. Формы были разные: лопатообразные, полукруглые и в виде рогов.
На передней, лобной, стороне прикрепляли твердую часть из луба (подкорье липы или вяза), деревянных дощечек, бересты или других материалов.
Сама сорока представляла собой вытканное длинное полотно, которое крепилось на кичке и спускалось ниже на спину и плечи.
Позатыльник - ткань на твердой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке.
Налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки завязывался платок.
6. убрус.
В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, наметка, подширье, фата и т. д.
Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40-50 см, один конец его украшался шитьем, вышивкой из шелка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком.
В X - XI вв. Поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений. В XII - XV веках женщины из богатых и знатных сословий надевали целую комбинацию - несколько уборов: повойник (шапочка, покрывающая волосы), убрус и поверх - кика или круглую шапочка с мехом по краям (особенно зимой. Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья.
Позднее убрус приобрел знакомую нам форму платка в виде треугольника. Концы платка скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, спускались на плечи и спину и также богато расшивались.
Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в Xviii - XIX вв. Из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке так, как будто болят зубы. Этот способ назывался "Головка".
7. зимние головные уборы (столбунец, каптур и треух).
Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемой столбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента.
Замужние женщины зимой надевали шапки из бархата, отороченные мехом. Верх делался из клееной бумаги или ткани, он был круглой, конусообразной или цилиндрической формы и отличался от мужских украшением - шитьем, жемчугом, камнями. Так как шапки были высоки, для сохранения тепла внутрь подкладывали легкий мех или набивали атлас.
На шапки замужним женщинам шел бобровый, лисий, соболий мех, а "Девичьим Мехом" считался заячий и беличий.
В "Домострое" находим еще один вид зимнего женского головного убора - каптур. Он являлся дальним родственником капора и пользовался популярностью у вдов. Защищал голову от стужи, т. к. по форме напоминал меховой цилиндр, покрывавший не только голову, но и облегавший по обе стороны лицо. Шили каптур из меха бобра, а в семьях победнее использовали овчину. Сверху надевали особый чехол или повязку.
В обиходе использовался еще один головной убор - треух. В отличие от каптура, верх треуха покрывался не мехом, а тканью, а налобная часть опушалась соболем и украшалась жемчугом или кружевом.
От славян и до Петра I прически и головные уборы наших предков претерпели небольшие изменения. Их основу составляли шапка и платок. Но уже в те времена люди понимали, что головной убор - своего рода визитка, способная многое рассказать о женщине.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое повойник головной убор
Ответ: Повойник головной убор - это разновидность головного убора, который используется для защиты волос от пота и других нежелательных элементов, таких как пыль, песок и влага. Он представляет собой ленту, которая обматывается вокруг головы и крепится за уши, образуя защитный экран для волос.
Вопрос 2: Какие материалы используются для изготовления повойников головных уборов
Ответ: Повойник головной убор может быть изготовлен из различных материалов, таких как хлопок, нейлон, полиэстер, вискоза и другие синтетические ткани. Важно, чтобы материал был гипоаллергенным, чтобы избежать возможных аллергических реакций.
Вопрос 3: Какие цвета и узоры можно найти на повойниках головных уборов
Ответ: Повойник головного убора может быть разнообразных цветов и узоров, чтобы соответствовать различным стилям и настроениям. Они могут быть однотонными, с рисунком, с цветочными узорами, геометрическими или абстрактными мотивами.
Вопрос 4: Как правильно надеть повойник головного убора
Ответ: Чтобы правильно надеть повойник головного убора, следует продеть ленту через голову, затем обернуть ее вокруг волос и закрепить за уши. Важно, чтобы повойник был надет плотно, но не слишком туго, чтобы обеспечить оптимальную защиту волос.
Вопрос 5: Какие ситуации подходят для ношения повойников головных уборов
Ответ: Повойник головного убора может быть полезен в различных ситуациях, таких как занятия спортом, работа на открытом воздухе, выход на море или на пляж, а также для защиты волос от пота и пыли во время путешествий.
Вопрос 6: Как правильно ухаживать за повойником головного убора
Ответ: Чтобы правильно ухаживать за повойником головного убора, следует следовать инструкциям по уходу, предоставленным производителем. Обычно рекомендуется мыть повойник вручную или в машинке на мягкой программе с мягким моющим средством. После мытья повойник следует тщательно просушить, прежде чем использовать его снова.
Современный Повойник. Повойник с выкройкой. Презентация. Автор Светлана Хачина
Ну вот, столько дел, а я занимаюсь не тем чем нужно, а чем хочется…. это в корне не правильно, но так приятно! А с другой стороны, у меня руки чесались провести работу над ошибками. Первый опыт был достаточно неуклюж и хотелось учесть все косяки. А ещё мне перепали чудные лоскутки варёного лодена и я сразу поняла, что я хочу из него сшить. Тряпочки оправдали все мои ожидания и работать с лоденом было легко. Ткань натуральная, шерстяная очень мягкая и приятная. Ну и куда ж без моих любимых розочек. Мамуся слегка обалдела от такого дизайна, но нацепила новую вещичку с удовольствием. И единственный вопрос который её волновал- идёт ей этот цвет или нет)))) Сзади решила сделать "свободный" хвост. Посмотрела, что такой вариант у повойника достаточно распространён и решила посмотреть, как это будет выглядеть. Так что можно будет носить по-разному. И так и эдак! Это другой бок, здесь хорошо виден валик. Не очень сложный в исполнении, но придаёт очень законченный вид. Оба варианта мне нравятся. Даже не знаю, как лучше. И так хорошо. И так тоже не хуже)))) Хотела обмотать валик шнуром, для эффекта жгута, но сутаж в иголку не протащила, а больше ни чего не подобрала. Поэтому оставила так. У мамы мёрзнет голова и поэтому подкладка будет не лишняя. Для подкладки использовала кусочек тонкой шерсти. Показываю обещанную, мою выкройку. Строила её сама и этот повойник шила по ней без каких либо изменений. Детали кроила без соблюдения долевой-поперечной. Так уж получилось, какие лоскутки были, на таких и умещалась. Полотнище донца 1 деталь со сгибом. Забыла показать отметки откуда начинала сборку. Ну эти точки приходятся примерно на стрелочке "17 см." , это уже по ходу работы будет видно. что-бы лежала более пластично. Выкроенная деталь получается длиной 44 см. и шириной по центру- 14 см. Ещё нужно будет выкроить хлястики- завязки. Ну это уже совсем просто. Я очень довольна! У меня уже получается, конечно ,работа ещё далека от совершенства, но это уже почти хорошо! Порадуйтесь вместе со мной!!! |
Сорока головной убор. Женский головной убор «сорока»
Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Данный тип головного убора русских женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.
Сорока представляет собой вытканное длинное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи. В разложенном виде он напоминает птицу. Позатылень — ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник — расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки часто завязывался платок.
Сороку женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор: чепец, повойник. Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Сороки разных губерний отличались друг от друга. Наиболее известными являются каргопольская и воронежская сороки.
Каргопольскую сороку можно сразу отличить от любой другой по своеобразной форме очелья, нависающего надо лбом острым выступом . Такой выступ создается за счет заостренного донышка.
Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым «копытцем» надо лбом, называется «сдерихой».
Каргопольская сорока состоит из 4-х деталей: очелья (1 дет.), крыльев (2 дет.) и затылочной части (1 дет.). Крылья, пришитые к очелью, закрывают виски и завязываются сзади, затылочная часть закрывает голову сверху и переходит в хвост.
Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером.
Свадебный головной убор «сорока» Воронежской губернии состоит из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом.
К ней крепится кусок холста, края которого собираются на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.
Развертка самой сороки состоит из 3-х основных частей: очелья, позатыльня и специальной нашивки из основной ткани, которая удлиняет позатылень.
Позатылень — прямоугольная полоса расшитого золотыми нитями бархата, который закреплен для жесткости на кусочке бересты необходима для того, чтобы прикрыть затылок. К верхней части и боковым сторонам позатыльня пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям . Их перекрещивают на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем.
И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.
Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую берестяную (картонную в современном исполнении) полосу высотой двадцать сантиметров. Завязки шириной пять сантиметров из ситцевой ткани, крепятся к очелью.
Выкройка «сороки» и текст из журналов «Чудесные мгновения. Русский народный костюм».
Повойник головной убор выкройка. Что такое повойник. Как сшить повойник.
Повойник — головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью закрывавшей волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Это один из старинных головных уборов на Руси.
Был известен еще в XIII—XVII веках как под своим названием, так и под термином «подубрусник». Повойник, изготавливавшийся из цветной материи, был нижним головным убором. Он всегда прикрывался сверху УБРУСОМ. В одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось. В XVIII—XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века, — нижним головным убором. Он надевался под СОРОКУ, КОКОШНИК, НАМЕТКУ. Во второй половине XIX века повойник стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор. Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из холста, ситца, сатина, миткаля и т. п. недорогих тканей. Праздничный повойник шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотой вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блестками и т. п. Повойники шились обычно с круглым или овальным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся на затылке. Довольно широко встречались также повойники, изготовленные из одного куска ткани, собранной на темени мелкими складками, затягивавшейся на затылке на тесемку.
Иногда встречались повойники, сшитые как детский чепчик; с полуовальной задней частью и широким околышем, завязывавшиеся не на затылке, а под подбородком. Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни. Как и в средневековой Руси выходить на улицу в одном повойнике, без платка, или находиться дома при посторонних, а иногда и при домашних, считалось очень неприличным. Способы повязывания платка были различны и зависели от местной традиции. Первый: платок складывали по диагонали или по периметру вдвое, надевали на голову таким образом, что была видна часть очелья, и закалывали или завязывали под подбородком. Второй способ: платок складывали по диагонали несколько раз так, что получалась лента. Его укладывали по очелью, перекрещивали на затылке, закладывали по бокам или завязывали бантом на темени.
Первый способ был более распространен в северных и центральных губерниях Европейской России и в Сибири. Второй более характерендля русских крестьян южных губерний Европейской России. Наряду с этими способами были известны и другие, более сложные или болеепростые, варианты. Например, в некоторых северных губерниях Европейской России поверх повойника надевалась косынка с вышитыми золотной нитью углами. Косынка закрывала всю голову, ее два конца перекрещивались под третьим на затылке, поднимались вверх и завязывались или закалывались на темени таким образом, что вышитые концы раскладывались направо и налево от центра. В будние дни платок, сложенный по диагонали, завязывали узлом на затылке,подбирая под него третий конец. Повойники были широко распространены как в Европейской России, так и в Сибири. Во второйполовине XIX века их носили не только крестьянки, но и женщины разных сословий из небольших провинциальных городов России. В первые два десятилетия XX века повойник с платком стал основным головным убором замужних крестьянок, вытеснив старинные головные уборы, такие как кокошники, сороки. В 20-е годы XX века он превратился в головной убор старух.
Еще варианты повойника.
Видео Убор головной свадебный женский. Кокошник (повойник).
Древнерусский головной убор. Старинные женские головные уборы на Руси
Во времена Древней Руси мужчины всегда носили одни и те же шапки, а вот женские головные уборы классифицировались на девичьи и предназначенные для замужних дам. Каждая девушка должна была строго соблюдать стиль и правила ношения одежды. Все виды старинных женских головных уборов перечислены и описаны ниже.