Дерево, текстиль, пластик.
Из чего еще делали кукол? Воск?
Смузеемкуколинтересноипознавательно?
Можно сказать, что предпосылкой создания восковых кукол стало применение воска в изготовлении религиозных изображений и предметов культа. Эта практика, зародившаяся в средние века, широко распространилась в католических странах Европы и дала многим мастерам первый опыт воскового моделирования.
В 17-18 веке воск стал применяться в светской жизни, когда в Европе родилось новое повальное увлечение - изготовление восковых фигур знаменитостей. Тогда же стали появляться и первые куклы из воска -? То есть куклы с тряпичным или лайковым туловищем, набитым шерстью либо опилками; восковыми (или навощёнными, т. е. покрытыми воском) у них были только голова, плечи, нижние части рук и ног, крепившихся к туловищу металлическими петельками. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности.
Мастера - кукольники заметили, что воск, будучи полупрозрачным, блестящим и теплым на ощупь, отлично подходит для изготовления кукол, особенно портретных кукол, отличающихся реализмом точно воспроизведенных черт лица и оттенков кожи.
Восковых кукол с лайковой основой (воскование по коже) больше любили во Франции, а в Германии делали так называемых комбинированных восковых кукол: у них тряпичное туловище сочеталось с предплечьями из кожи, восковыми головой и конечностями.
Особый успех восковую куклу в Англии ждал. По одной версии, эту технику в Англию привезли итальянские ремесленники - эмигранты, по другой - на берега альбиона восковые куклы попали благодаря некоему французскому мастеру Бенуа, прославившемуся ещё у себя на родине.
Пик славы восковой куклы пришёлся на XIX век.
Теперь о технологии.
По одной технологии основу для кукол делали из папье-маше с последующим восковым покрытием. Воск смешивали с различными добавками, состав которых (скипидар, жир, ароматические масла и др. ) Был секретом каждого из мастеров - кукольников.
По другой технологии из воска единым блоком отливали голову вмести с шеей и бюстом, а также конечности, соединявшиеся с тряпичным набивным туловищем при помощи металлических колечек.
Все восковые модельеры XIX в. следовали одной простой технологии создания кукольных голов. Первым этапом было тщательное изготовление модели головы из воска или глины. По ней делалась отливка в алебастровой форме из двух или трех частей. Расплавленная восковая смесь, состоящая из красителя, бесцветного воска и различных добавок, заливалась в форму, и на застывание ей давалось очень небольшое время, а затем излишек смеси сливался.
Некоторые головы изготавливались в одну заливку, другие получались из нескольких слоев воска, благодаря чему становились прочнее, с более прозрачной, напоминающей кожу структурой. В любом случае, окончательная толщина воска не превышала 3 мм. После того, как воск охлаждался и застывал, отливка извлекалась из формы, и с боков головы удалялись следы линий литья.
У первых восковых кукол прически отливались вместе с головой - этакая прическа в виде "Валика" или шляпы в стиле мадам помпадур, из-за схожести с тыквой таких кукол прозвали "тыквенные головы".
Впоследствии стали "Вживлять" "волосяной покров". Волосы вставлялись или отдельными прядями, или небольшими пучками в тонкие прорези на голове. (Аналогичным образом вставлялись ресницы из волос. Такие волосы кажутся "Растущими" из головы - они выглядят более естественно, чем парик. Мастера использовали как человеческие волосы, так и мохер, а иногда сочетали оба типа.
По желанию заказчика могли быть вставлены пряди волос его собственных детей за небольшую дополнительную плату.
Наконец окрашивался рот, а вся поверхность шлифовалась мелкой пемзой, чтобы не было блеска.
Глаза вначале рисовали, позже стали делать из стекла. У кукол, сделанных до 1820 г., вставные стеклянные глаза, другая отличительная черта, были черными и не имели зрачков. К 1830 г. стали делаться глаза и других цветов. Обычно они были голубыми, с черным зрачком. Благодаря им выражение лица кукол стало более реалистичным. А в конце 19 века на английской мануфактуре "Luci - Peck" впервые появились восковые куклы с подвижными - открывающимися и закрывающимися - стеклянными глазами.
Как правило, восковые куклы были неопределённого возраста - похожи и на девочку, и на девушку, и на женщину. Их гардероб также включал и детские, и взрослые платья.
Литье воска при очень высоких температурах сопровождалось часто ожогами, материалы, которыми набивались тела, содержали мелкие частицы пыли, которая, попадала в дыхательные пути, но самым пагубным для здоровья было использование свинцовых белил (это был опасный, а иногда и смертельный яд. Дорогую цену заплатили многие мастера за свое занятие, работая в очень плохих условиях. Но спрос на такие куклы был большой, они стоили дорого. Многие мастера шли на риск, чтобы прокормить семью.
В 1860 году небольшая кукольная фабрика в Лондоне впервые выпустила восковых механических кукол, у которых голосовой механизм был встроен в деревянное тело. К середине 19 века восковые куклы стали настолько популярны, что их стали изготавливать и дома. В 1856 году американский дамский журнал "Godey's Lady's Book" посвятил отдельный номер тому, как самостоятельно сделать подобную куклу в домашних условиях.
Несмотря на то, что восковые лица получилась "как Живые", а материал привлекал своей теплотой и мерцанием, в прессе разгорелась полемика: многие считали, что чрезмерная реалистичность этих кукол лишает детей необходимости включать собственное воображение.
Как ни хороши были восковые куклы, но поспетенно к концу 19 века они исчезли с прилавков. Заказы на них все реже поступали. На смену воску пришел фарфор, ставший самым благородным материалом в кукольного производстве.
О выдающихся английских мастерах, специализирующихся на восковых куклах, мы еще расскажем в следующих статьях … кукольныхделмастер прокуклыизвоска? Сегодня старинные восковые куклы, ни одна из которых не повторяется, украшают частные коллекции и музеи мира. Найти их непросто! Но интерес у коллекционеров и любителей кукол не ослабевает, а напротив растет с каждым годом!