7 ноября родилась Рина зелёная, народная артистка Рсфср, актриса эстрады, театра и кино, мастер имитации детской речи.
"С отчеством ходят все, а с четким именем остаются очень немногие. Виктор шкловский.
В свои 90 с лишним лет Рина зеленая часто говорила: "Я вот Почему так Долго Живу: Боюсь, Помру, и Всякие Дураки Начнут Писать про Меня Разные Глупости". Но хочется верить, что против моих воспоминаний она не стала бы возражать. В нашей семье о Рине Васильевне вспоминают без излишних сантиментов - она этого не любила, - но всегда с юмором и теплотой
. Я познакомилась с актрисой совсем маленькой, однако с ней никогда не чувствовала себя таковой. Рина вовсе не любила всех детей вопреки сложившемуся стереотипу, зато и в двухлетнем ребенке умела разглядеть личность. Общалась не сюсюкая, а на равных, называя маленького собеседника едва ли не по имени - отчеству. Детские книжки и пластинки, подаренные мне Риной, подписаны примерно так: "Ольге, Папиной Дочке, от Маминой Подруги". А еще она отучала меня от нечеткого "Здрасьте", настаивая на полноценном "здравствуйте, Рина Васильевна". И однажды даже написала детский рассказ по мотивам нашей семейной веселой истории. По сюжету, родители совсем забыли о юбилее собственной свадьбы, а мы - я и бабушка - устроили для них праздничный ужин - сюрприз. Сама же Рина зеленая тоже не любила юбилейных дат. До сих пор никто точно не знает, когда родилась замечательная артистка, которая дни рождения никогда не отмечала, только именины. Мне выдали новый паспорт, и я не поверила своим глазам. Выяснилось, что там указано гораздо больше лет, чем я думала. Я этого не подозревала", - Писала Зеленая в Своей Книге"разрозненные страницы". А еще в девичьем дневнике в 1919 году она написала: "боже, мне исполнилось ровно 17 лет, я уже почти старая. О своих родителях, братьях и сестрах Рина Васильевна рассказывала с присущим ей уникальным чувством юмора: - мама и отец - совсем не подходящие друг другу люди. Мама, очень молодая, так и не привыкла к мужу, старшему, в очках, несимпатичному, педантичному и экономному. Вообще же все было "как у Людей". Старшая сестра Мария училась играть на пианино, но обычно сбегала с уроков, вместо нее заставляли учиться меня, поймав за шиворот где-нибудь на дереве. С тех пор я не могу привыкнуть любить музыку. Для брата Ивана мама нанимала немку, но, когда она приходила, он вылезал в окно. Была еще младшая сестра Зинаида - кроткое, доброе существо. Однажды маленькая Рина нашла какой-то юмористический журнал с длинным списком общественных деятелей города. Среди прочих упоминался и ее дедушка - генерал: "Иван Кузьмич зеленый - гласный в думе. В том случае, если бы не цветная фамилия, был бы совсем бесцветным". Конечно, маленькая Рина не поняла тогда, что это сатира, спрятала журнал и очень гордилась дедом. Позже ставшую знаменитой актрису нередко спрашивали, кто придумал ей такой звучный псевдоним. -. Фамилия у меня своя собственная. А вот имя Рина - оно уменьшительное от моего полного имени Екатерина. Когда писали первую афишу, на ней мое длинное имя не поместилось. А маленькие дети очень часто считали, что это одно целое слово: риназеленая. И я себя тоже так рассматриваю, - делилась Рина Васильевна. Много позже Виктор шкловский писал ей в нежном письме: "очень немногие могут носить свое имя, как корону. Без отчества. Это больше, чем с отчеством. С отчеством ходят все, а с четким именем остаются очень немногие. В утопающем в розах Ташкенте рининого детства жизнь текла размеренно и однообразно. И вдруг - удивительное дело! - отца по службе переводят в Москву, и всей семьей они едут в столицу. По дороге девочка все гадала: интересно, есть ли в Москве арыки? А какие там верблюды. В столице Рину отдали в гимназию фон дервис для детей из состоятельных семей. Туда хулиганистая Рина ходила в стареньком пальто с вечно оборванным подолом и ездила на трамвайной площадке, лихо спрыгивая и запрыгивая на ходу. Каждое утро ей аккуратно заплетали косы, укладывая их в "Корзиночку", но прическа не желала держаться, и к вечеру волосы торчали в разные стороны. А потом Рина обыкновенной москвичкой стала.
Дважды в год ходила с мамой в театры и, конечно, смотрела "Синюю Птицу" с галерки художественного театра. Но о профессии актрисы зеленая не мечтала. Она просто шла по улице, ни о чем не думала и увидела объявление: "Прием в Театральную Школу". Чему там учат, она понятия не имела - ни среди знакомых, ни среди родных артистов у нее не было. Никому дома ничего не сказала, пошла сдавать экзамен. - наверное, это было действительно смешно: стоит тощая девица с двумя косами и вопит от лица дюжего ямщика, уезжающего из дома (стихотворение Никитина: "коли пир - наповал, труд - так до упаду! " Но я ни на кого не обращала внимания. Мне было не до них. Однако я экзаменаторам понравилась, они буквально не могли удержаться от смеха, - вспоминала артистка. В первое время после училища Рина Васильевна работала в одесском театре "Крот" - "конфрерия рыцарей острого театра" ("конфрерия" - средневековое братство артистов, музыкантов, немецкий аналог этого французского слова "брудершафт", итальянский - "компания". Как полагается "Кроту", театр помещался в подвале. Потом в ее жизни было много разных театров: кабачок или кабаре, как его называли, "Нерыдай" (в одно слово) на каретном ряду, петроградский театр "балаганчик", театр "летучая мышь"….
Разъезды и смены коллективов продолжались до тех пор, пока ее не пригласили в Москву играть в театре сатиры. К тому времени она уже знаменитой стала. Известности зеленая добилась без чьей-либо помощи и всегда удивлялась, как это некоторые актеры умеют найти нужных людей и использовать их для карьеры. Характерная актриса, Рина стала рассказывать со сцены маленькие новеллы от лица ребенка. Телевизоров в то время еще не было, зато из "Тарелки" репродуктора в каждом доме звучал "детский" голосок зеленой. Рину знала вся детвора.
А началось все, как обычно, случайно и благодаря ее прекрасному чувству юмора. Однажды на концерте нужно было заполнить паузу. Актрису просто вытолкали на сцену, и она детским голосом, запинаясь, протараторила "Мойдодыра". Успех оглушительный был. Так в 1929 году родилось ее новое амплуа, породнившее ее с миллионами зрителей и слушателей. - когда мои выступления стали передавать по радио, в редакцию приходило много писем от взрослых. Все удивлялись, услышав голос маленького ребенка. А потом по фильмам вся страна ее в лицо узнала. В метро она ездила обязательно с газетой - пряталась за ней от поклонников, делала вид, что читает. Кино - "мое Любимое, Дорогое, Окаянное Кино" - началось для зеленой первой советской звуковой картиной "путевка в жизнь". А потом был "Подкидыш". - у нее замечательное чутье к слову и исключительный импровизационный дар, чему я был свидетелем на съемках фильма "Подкидыш", - вспоминал о зеленой Ростислав плятт. - когда вдруг выяснилось, что нужен еще один комедийный персонаж, Рина Васильевна тут же сочинила роль домработницы Ариши. Кстати, сценарий этого фильма написали Рина зеленая и поэтесса Агния Барто. Сочиняя историю, подруги азартно спорили, ведь обе считали себя большими знатоками детской души. Зато полюбовно решили, что взрослые роли в фильме исполнят самые лучшие артисты. Рина предложила своих друзей: раневскую и плятта (кстати, оба они до этого в кино не снимались. Сценарий "Подкидыша" не стоял в плане "мосфильма", но когда его прочли начальники, то немедленно приняли в производство. Похожая история и с ролью гримерши в фильме "Весна случилась". Однажды актриса и режиссер Александров встретились на улице. Рина пошутила: "Дайте мне Роль в Новом Фильме". - "Да у Меня ни Одной Женской Роли". - "Давайте Мужскую". - "ее выбросили. Это роль парикмахера - гримера". И все-таки Григорий Васильевич прислал ей сценарий, а Рина сама придумала роль гримерши с великолепной фразой: "Такие Губы Теперь не Носят". Да и почти все остальные остроумные реплики своей героини она сочинила сама. Зеленая без конца гастролировала по стране. И когда началась война, она тоже была с театром на гастролях. Рина Васильевна попросилась на фронт, в концертную бригаду, и получила свою долю военных дорог, бомбежек и потерь. А осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на рейхстаге: "Мне Удалось Втиснуться Между Фамилиями Бойца - Пехотинца и Матроса на Одной из Колонн". Актриса относилась к профессии необыкновенно ответственно, никогда не отказывалась от самых сложных поездок.
Когда ей предложили слетать в составе группы из 13 артистов на северный полюс, Рина согласилась.
- на северный полюс? Рина, ты меня разыгрываешь! - не поверил муж.
- какое там разыгрываю! Нет, Котэ, я действительно лечу. Через три дня!
- но ведь ты только сегодня с гастролей вернулась. Я не видел тебя месяц! Какой еще северный полюс! - с пол оборота заводится темпераментный котэ.
- прости меня, мой ангел! Что тут поделаешь? Полярники с дрейфующей льдины запрос на артистов прислали.
- так … и что, кроме тебя желающих отправиться на северный полюс не нашлось?
- ну почему … нас летит тринадцать человек: конферансье Борис Брунов, пара акробатов, арфистка Вера Дулова ….
Рина вдруг осеклась и посмотрела на Котэ. Их глаза встретились, и ссора умерла, так и не родившись - супруги бешено захохотали. Просто обоим вообразилась одна и та же картина: на дрейфующей льдине, среди торосов - арфа, и Вера Дулова перебирает струны, осененная северным сиянием. Рине зеленой и Константину топуридзе часто приходили на ум одинаковые мысли.
Рина получила полярное обмундирование - меховые рукавицы, доху, унты и прочее, и села в Тушине на самолет. Нарьян - мар. Амдерма. Каменный мыс - обская губа. Город Игарка - лесозавод, мерзлотная станция. Остров Диксон. Колымские кресты. Малюсенький городок Хатанга, где впервые увидела белого медведя. Бухта тикси. Везде были даны концерты. В бухте провидения артисты выступали перед группой геологов и были потрясены: зрители шли к ним пехом 40 километров - туда и 40 - обратно. В бухте угольной до шахтерского поселка гостей волокли трактором: прицепили огромное железное корыто на полозьях - бревнах, насыпали, как горох, мешки с почтой, людей, чемоданы. Арфу везли на тюфяках, на руках. На перелете из Анадыря к мысу Шмидта ритм полета вдруг стал неровным, моторы завыли. Оказалось - обледенение двигателя, винты заклинило, но до аэродрома дотянули. Потом актеры получили разрешение лететь на северный полюс, на дрейфующую станцию. От Тикси до полюса летели больше 6 часов. Эмоции от того, что последняя цель путешествия достигнута, захлестнули всех, даже арфу - на ней лопнули все струны.
Все впечатления были занесены зеленой в дневник: "без ружья по лагерю ходить нельзя. На льдину всегда может прийти медведь. Они не любят долго плавать в холодной воде - бродят по льдинам … когда медведь охотится, он закрывает свой черный нос лапой, чтобы на снегу его не было видно совсем, а когда он ловит нерпу, то ложится, обнимает лунку кольцом своих лап и сразу душит животное в объятиях, едва оно высунет голову из воды".
Она была очень музыкальна. Все, конечно, помнят "Певчую" черепаху тортилу в "приключениях Буратино" ("человеческих ролей не дают, буду играть черепаху! "- Записала Актриса в Дневнике), Веселую Бабушку в"красной шапочке". "Когда по Радио Теперь Объявляют:"романс тортилы", исполняет Рина зеленая", я чувствую себя тенором в опере", - шутила актриса. Была у Рины Васильевны еще одна музыкальная роль - старой ресторанной певички в комедии "Дайте Жалобную Книгу". Там она самозабвенно пела сентиментальный романс "А нам с Тобой, Любимый мой, Семнадцать лет, Семнадцать Весен", а на студию потом шли письма с вопросом: "кто в этом фильме озвучивал Рину зеленую? " Последняя киноработа Рины Васильевны - миссис хадсон в фильмах о приключениях Шерлока Холмса, которые снимали целых семь лет. Когда режиссер Игорь Масленников после первой серии предложил зеленой расширить роль, она отказалась: "зачем? Я так счастлива сыграть мебель! "Актриса не раз Говорила, что ее Поражает Собственный"жизненный сценарий". Много лет по дороге в театр Рина проходила мимо дома, где жил в то время ее будущий муж, архитектор Константин топуридзе (автор знаменитого фонтана "Дружба Народов" на Вднх. Знакомство зеленой и топуридзе в Абхазии состоялось. Приятель - журналист как - то подвел к Рине красивого мужчину и представил: "Познакомьтесь, Риночка, это мой Друг из Ленинграда, Котэ Топуридзе". Рина говорила: "так в моей жизни образовалась новая профессия - жена архитектора. Сначала я думала: а, ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда! У Рины Васильевны не было детей. Она воспитывала двух сыновей Котэ, с удовольствием проводила время с племянницей, уделяла внимание соседским детям. "Разве это нормально, как у людей? - сказала актриса однажды журналисту Глебу Скороходову. - бездетная, я всю жизнь читаю за детей стихи и рассказы, и никого лучше детей в мире не знаю. Не повезло мне, хотя мать из меня могла получиться. Я разговариваю с детьми часами, как со взрослыми. И мне кажется, они меня признают".
Рина и Котэ любили гулять, взявшись за руки, и этой привычке не изменили, даже в преклонном возрасте. Гуляя по Москве, Котэ рассказывал жене то о старой церквушке, то об обитателях старинного особняка в каком - нибудь переулке. Он знал все о каждом доме, о каждой площади столицы. Иногда Рина делала вид, что обижается на его возгласы: "как, ты не знаешь? Не понимаю! Я от тебя этого не ожидал. Прощу, если почитаешь мне вслух". И вечером с удовольствием читала ему какого - нибудь любимого автора.
У зеленой и топуридзе было много общих друзей в Москве и Ленинграде, и при этом они ни у одного из них ни разу не встретились. Но все же судьба свела их, когда тому пришло время. Всю жизнь, до глубокой старости, умная и парадоксальная Рина Васильевна была окружена талантливыми, интересными людьми. Она всегда интеллектуалов с неординарным мышлением ценила. Дружила с Леонидом Утесовым, Зиновием Гердтом, Борисом заходером, была знакома с величайшими поэтами, актерами и художниками того времени: Владимиром Маяковским, Сергеем Есениным, Ираклием андронниковым, Владимиром Немировичем - Данченко, Сергеем Михалковым … ужины у Зощенко, Алексея толстого, горького и слонимского - абсолютная норма. Однажды ей подарили альбомчик в кожаном футляре с золотым обрезом, с инкрустацией из слоновой кости, и Самуил Маршак написал в нем такие строки: хваленой Рине зеленой! Устрой всемирные смотрины и созови весь женский пол, но я уверен: лучше Рины ты никого бы не нашел! Экстравагантная на сцене, в жизни Рина Васильевна была совсем не богемной. Сплетни и околотеатральные досужие разговоры ее никогда не интересовали. У зеленой имелся свой лексикон, свои оценки, никогда не похожие на общие, иногда резкие. Но на нее невозможно было обижаться. Тонкий, добрый и понимающий человек, хороший друг. Многим помогала деньгами, многих утешала и ободряла. И кроме того, на попечении актрисы было множество родственников. У ее младшей сестры Зинаиды при всех ее способностях не сложилась творческая судьба: будучи актрисой театра сатиры, она не получала там никаких ролей. И когда наконец ушла из театра, Рина Васильевна взяла сестру и ее детей под свою опеку. На войне погиб брат, оставив трех девочек, - и о них актриса тоже заботилась. Рина помогала и старшей сестре, и родственникам мужа из Ленинграда. У нее самой карман всегда был пуст - гонорары мгновенно спускались на родных и друзей. При любой возможности она всех их нарядами и сувенирами одаривала. А себе привозила из поездок новые экземпляры для любимой коллекции игрушек.
Как-то зеленой сказали о смерти одного ее знакомого (это случилось 1 апреля: "боже мой, он что, с ума сошел, умереть в такой день? Ему же никто не поверит! "А еще она Говорила:"если меня когда-нибудь и наградят, то это случится за 5 минут до смерти". Рина Васильевна зеленая скончалась 1 апреля 1991 года. Она, как всегда, не ошиблась: утром этого же дня был подписан указ о присвоении ей звания народной артистки Ссср. И в ее смерть не хотелось верить. "Имена", июнь 2007 известные_имена.
Подробнее читайте информацию о прическах для девочек http://pricheski.ru-best.com/vidy-prichesok/pricheski-dlya-devochek