Зеркало, Эмма и виноград.
Предыстория: два года назад моя подруга купила в питере комнату в коммуналке с соседкой Изольдой Францевной. Разговаривая с подругой по телефону, я узнала, что соседка - безобидная и не склочная старушка, но отличается некоторыми странностями: не любит говорить о себе. Она сразу же пресекла попытки подруги взять ее под свое покровительство ("не стоит, милая, набиваться мне в подруги, вы - сами по себе, я - сама по себе. В том случае, если мне, что-нибудь от вас понадобится - я извещу! ", И свела общение до необходимых при совместном проживании фраз. Тем не менее, неразговорчивая старушка очень часто и подолгу разговаривает в своей комнате. Подруга решила, что Изольда Францевна, как многие одинокие люди, имеет привычку выражать свои мысли вслух, пока, однажды, случайно не заметила, что бабушка "Общается" с зеркалом, которое висит на стене в ее комнате. В этом году у меня выпала возможность провести несколько дней в питере, о чем я давно мечтала. Встретившись с подругой, узнала, что ее соседка умерла год назад в возрасте 89 лет. Наследники (дальние родственники - детей у старушки не было) позволили выкупить пустую комнату, и теперь у подруги своя двухкомнатная квартира в хорошем районе, но пока без качественного ремонта и с кучей хлама, на который не польстились наследники. Хлам, в основном, был сложен на антресолях, старую мебель уже вынесли на помойку, а на стене осталось большое зеркало, которое подруга не смогла снять, так как оно оказалось намертво прикручено за раму шурупами к стене. Сказать, что зеркало выглядело безобразно - ничего не сказать. Оно когда-то было дверцей шифоньера (сбоку даже остался язычок замка. Потом кто-то пытался этой повешенной на стену двери придать "Красивый" вид, и на деревянную "раму" прицепил искусственные цветочки. Короче, у меня сразу "Зачесались Руки" сделать из барахла эксклюзивную вещь, тем более, что, поднеся горящую спичку к зеркалу, я увидела пять отражений огонька, что говорило о многослойной амальгаме и, несомненно, о старинной технологии. Стекло зеркала было граненным, имело голубоватый оттенок и на ощупь было прямо ледяным, при том, что в квартире было очень тепло, даже жарко. Подруга с радостью на мои дизайнерские эксперименты согласилась. Зная мою страсть к старым вещам, предложила, если мне захочется, разобрать хлам на антресолях, куда она за нехваткой времени еще не заглядывала, и, оставив мне ключи от квартиры, укатила на три дня в командировку. Целый день я выполняла, намеченную "Культурную Программу", обошла несколько музеев, а по пути "домой" заскочила в магазин, купила все, что нужно для отделки рамы. Вечером приступила к работе. Ободрала цветочки, отшлифовала дерево и после полуночи, уставшая, ушла в соседнюю комнату спать. Легла, включила телевизор, настольную лампу (все-таки, одна в чужой квартире чувствовала себя неуютно) и поняла, что спать мне абсолютно не хочется. В голову стали лезть всякие ненужные мысли (вспомнилась Изольда Францевна, которая разговаривала с зеркалом. Вдруг, как в плохом фильме, вырубается свет, телевизор, и я отчетливо слышу, как кто-то пытается ключом открыть входную дверь. Слава богу, в комнате было не совсем темно (начинались белые ночи), иначе я бы точно травмировалась, потому что мистические мысли мгновенно ушли, пришла мысль "воры! ", и я, Зажав в Руке Телефон (Вызвать Милицию), Бросилась к Входной Двери с Криком:"кто там! Ответа не последовало. Я решилась заглянуть в глазок. На лестничной площадке, в отличие от квартиры, горел свет. Но возле двери было пусто. Отдышавшись, я зачем-то присела заглянуть в замочную скважину, и тут услышала тихий мужской голос: "Эмма …". От этого голоса у меня затряслись руки, ноги. Было в нем что-то странное, пугающее и одновременно очень … тоскливое, что ли. Возникло ощущение, как во сне - кошмаре (к тебе тянутся руки, а ты не можешь пошевелиться. В том случае, если бы я в этот момент лежала в постели, то утром списала бы все на "Сонный Паралич". Но я стояла в коридоре перед дверью, а за дверью кто-то был. И нужно было что-то предпринимать. Речь у меня, как ни странно, не отобрало, и я постаралась как можно громче произнести: "вы ошиблись: Эммы здесь нет! Уходите, или я вызову милицию! И снова услышала звук: кто-то провел рукой по дерматиновой обшивке двери. Потом - легкие шаги по ступенькам вниз. Я в это время смотрела в глазок - никого не было! Обзор был достаточным: лестничный пролет был виден очень хорошо. Почти сразу же зажегся свет и включился телевизор. До рассвета я не спала: смотрела телевизор и везде горел свет. Потом я отключилась и проспала почти до полудня. Немного поработала над рамой. Решила обвить зеркало виноградной лозой с ягодами. Работалось очень легко, орнамент прямо "Выскакивал из Пальцев". Ближе к вечеру, отправилась гулять по историческим местам. Думаю, вы представляете, как мне "Хотелось" возвращаться в квартиру ночевать, поэтому я очень обрадовалась акции "ночь в музеях", и время до рассвета провела в музее воды с толпой народа. Вернувшись в квартиру, выспалась за 2 часа, потом закончила раму и решила разобрать хлам на антресолях. Среди обломков кафеля, старых и новых остатков обоев и прочего мусора, я, к своей радости, обнаружила очень любопытные вещи: пылесос выпуска 1956 года "Днепр", в рабочем состоянии, две кузнецовские тарелки ( очень простые с виду и поэтому, наверное не заинтересовавшие наследников), фибровый чемоданчик, набитый книгами и фотографиями и в самом дальнем углу - тщательно завернутый рулон чего-то (я после тарелок подумала, что там не меньше, чем подлинник Рембрандта), который я решила исследовать после чемодана. В чемодане были книги на русском и немецком языке, очень старые, выпуска 33 - 38 гг. две - авторские экземпляры с лестными посвящениями Изольде. Мне очень захотелось узнать, как же выглядела бывшая хозяйка квартиры, поэтому я стала разбирать фотографии и читать надписи на них. Изольду я вычислила быстро - на большинстве фотографий была одна и та же женщина в разных ситуациях, разного возраста, вполне узнаваемая. А потом у меня в руках оказалась студийная фотография. С нее смотрели две абсолютно одинаковые девушки, в одинаковых клетчатых платьях с кружевными воротничками. Отличались они только прической: у одной пробор был справа, у другой - слева. И подписана эта фотография была так: "Моему Отражению - Изольде, от Эммы, в Честь Нашего Совершеннолетия". Ниже стояла дата: 21 октября 1938 г. ого! У Изольды, оказывается, была сестра - близнец! Почему же ее больше нет с сестрой ни на одной фотографии среди довольно внушительной пачки последующих снимков? И тут я вспомнила о ночном происшествии и голосе, который позвал "Эмма …". Ничего себе совпадение! Дальше события еще интересней разворачивались. Когда я сняла обертку с рулона и развернула его, у меня снова наступил шок: это был кусок пожелтевшего ватмана, на котором был довольно романтичный акварельный портрет молодой женщины. При внимательном изучении, обнаружила сходство с девушками с фотографии. Но поразил меня не портрет (далеко не рембрант! - Уровень художественной школы), а нарисованная вокруг него рама - орнамент: виноградная лоза с ягодами. Такая же, как я сделала вокруг зеркала! Один в один! Рядом с изображением женщины наискось шли строчки (я их себе потом переписала: "Эмма, хочу я сказать на прощание, - сердца не понял никто: что же сказать про его обмирание? Что? Думы ли реют тревожно - несвязные, плачет ли сердце в груди, - скоро посыпятся звезды алмазные, жди! В рулоне кроме этого рисунка были и другие. Совсем маленькие, на кусочках ткани, чернильным карандашом. Я однажды подобные рисунки шариковой ручкой на носовых платках видела. Привез их приятель из мест не столь отдаленных, рисовали заключенные. На одном из найденных рисунков был парусник и девушка на берегу. Подписано: "жди меня, любимая Эмма, и я вернусь. Твой Николай". Очевидно, что и рисунок на ватмане, и рисунки на ткани сделал один и тот же человек. Может быть, я обладаю неумеренной фантазией, но из фрагментов этой "Мозаики" у меня в голове сложилась целая жизнь с одиночеством, смертью, любовью, которая, возможно, не закончилась со смертью. Куда девалась Эмма? Умерла? В блокаду? Ясно, что Изольда потеряла "Свое Отражение", сестру - двойняшку …. Может быть, видя себя в зеркале, она разговаривала с сестрой, которая была ее зеркальным отражением при жизни? Может сестра приходила через зеркало с того света? Же здесь подобные случаи описывали. Маловероятно? Почему не вышла замуж Изольда? Почему не хотела ни с кем делиться воспоминаниями? Почему Николай в тюрьму попал? Был репрессирован (мне почему-то кажется, что он не был банальным уголовником? Что с ним случилось потом? Он ли приходил вчера ночью к эмме спустя столько лет? Зачем? Может быть, я - реинкарнация Эммы? (И такой вопрос, почему-то, возник в связи с датой рождения. Увы, вопросов возникло много, но уже не у кого получить ответы. Пришло ощущение, что мне в этой истории было суждено сыграть какую-то роль. Возможно, поставить последнюю точку? Ночью я спала спокойно, а утром пошла в церковь и поставила свечи за упокой Изольды, Эммы и Николая. Р. S. подруга очень своим обновленным зеркалом гордится. Показывает всем гостям. Описанные выше события в квартире нисколько не испугали ее. Найденные вещи привели в восторг. Она сказала: "отлично! Обожаю дома и квартиры, у которых есть своя история". Уезжая, я подошла к зеркалу и дотронулась до него рукой. Стекло теплым было. Может, продолжение следует?