Волосы, русалки и славянская культура.
В традиционной славянской культуре волосам придавали огромное значение: считалось, что в них хранится вся жизненная сила и даже душа человека. Поэтому волосы и бороды стригли строго по правилам, а затем собирали и прятали. Женщины не могли показываться без головного убора, а те, которые выходили на люди без платка, считались ведьмами или нечистой силой. Читайте, как крестьяне лечились отрезанными прядями, как нужно было стричь детей и какое наказание полагалось тем, кто не уберег свои волосы
.
В древности считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила, их даже называли вместилищем души. Суеверные люди соблюдали множество предписаний по поводу того, как и когда стричься, бриться и расчесываться. В некоторых регионах России верили, что сжигать волосы - большой грех. В фольклоре сохранился такой сюжет: женщина упала в обморок, во время забытья путешествовала по загробному миру и увидела в аду грешницу, которая руками вытаскивала пряди по одному из пламени. Провинившуюся наказали за то, что она жгла их при жизни.
А еще кара на том свете ждала женщин, которые при жизни ходили с непокрытой головой: якобы в аду они постоянно рвут на себе волосы. На Руси после замужества обязательно носили головной убор, показать хоть одну прядь - даже случайно - считалось большим позором. В том случае, если кто-то специально срывал с женщины платок, его могли даже судить. Непокрытая голова сулила и другую опасность: верили, что на это мог разозлиться домовой - наслать болезни или схватить за прядь и утащить.
У мужчин жизненная сила хранилась не , внимание, только в прическе, но и в бороде. Обильная растительность показателем мужественности и зрелости считалась. С древней традицией носить бороды боролся Петр I, царь иногда даже сам отрезал их непокорным боярам, случалось - против воли. Однако сила суеверий была так сильна, что некоторые насильно обритые продолжали носить волосы при себе в мешочке. И этот "Амулет" после смерти хозяина клали с ним в гроб: верили, что в загробной жизни нужно иметь все свое при себе, а за каждый волосок придется отвечать.
Женщины тоже собирали свои остриженные волосы и прятали их: считалось, что колдуны могут наводить на них порчу. Поэтому некоторые хранили пряди всю жизнь, зашивали их в подушку и берегли, чтобы потом уйти на покой с этой подушкой под головой.
В разных регионах России существовали свои предписания, когда и как мыть и расчесывать волосы. Бытовала примета, что это запрещено делать в пятницу - иначе волосы у нарушительницы выпадут. Нельзя было брать гребень в руки и в некоторые православные праздники, например в благовещение, которое отмечается 7 апреля. В народе говорили, что в этот день "Птица Гнезда не Вьет, Девица Косы не Плетет". По правилам волоски с расчески нельзя было выбрасывать, иначе их заберут мыши в нору или птицы в гнездо - хозяйку ждет головная боль. Волоски затыкали в щели избы, закапывали в землю или клали под камень.
Так же, по правилам, и стриглись. Во время крестин у ребенка выстригали немного волос и гадали по ним - закатывали в воск и бросали в купель. В том случае, если они оставались на поверхности воды, это к долгой жизни. А если пошли ко дну, говорили, что знак дурной - "не к Житью".
Но в целом до года волосы, даже очень длинные, не укорачивали, иначе якобы ребенку можно "Отрезать Язык" и он долго не научится говорить. Старинный обряд, связанный с первой стрижкой, описал в книге "Восточнославянская Этнография" исследователь Дмитрий Зеленин:
"…В первую годовщину рождения ребенка его сажали на стол, причем мальчика на топор, чтобы он был искусен в ремесле, а девочку на коноплю, чтобы она выросла хорошей пряхой. Затем повитуха сперва крестообразно выстригала волосы на голове ребенка, потом полностью состригала их … богатые люди ставили при этом ноги ребенка в водку, чтобы он быстрее начал ходить. По окончании этой церемонии устраивали угощение для повитухи и соседей".
В некоторых районах во время первой стрижки детей сажали на шубу - чтобы в будущем они жили в достатке. А чтобы малыш рос кудрявым, срезанные волосы закладывали в плетень.
У взрослых были свои приметы и обряды. Например, стричь волосы на новолуние - к их быстрому росту, а при убывающей луне - наоборот. С остриженными прядями поступали как и с теми, что снимали с гребня.
Кто, выстригшись, кинет куда-нибудь волоса, у того голова будет болеть; должно собрать их в кучу, свертеть и заткнуть под стреху или в тын, подальше: это, при неопрятности крестьян наших, недурное правило; иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос. (Владимир даль. Из книги "О Поверьях, Суевериях и Предрассудках Русского Народа").
Особое значение волосы и ногти в магических ритуалах имели. Считалось, что они символизируют все человеческое тело. Для лечения пряди протаскивали через ветви деревьев или с заклинаниями сжигали, а дымом окуривали больного. В обрядах от испуга, лихорадки и грыжи срезанные волосы вколачивали в дверь или в осиновый пень, а иногда вкладывали в трухлявое дерево.
У белорусов известно поверье, что особой силой обладают свечи, которые зажигали в церкви на праздник сретенье (15 февраля. Ими подпаливали волосы на голове с четырех сторон, чтобы избавиться от головной боли.
Также волосы использовали, чтобы изгнать порчу и излечить нервные расстройства. Таким образом, если ребенок заболел по причине сглаза, старались сжечь волосы человека, которого подозревали в порче, и "Вернуть" немочь ему. Но использовали волосы и в обратных ритуалах - чтобы навести сглаз. Например, над прядью читали заговоры, а потом вмазывали ее глиной внутрь печной трубы. Считалось, что глина высохнет и на человека нападет сухотка - так называли в старину сильную, болезненную худобу.
Над волосами, ногтями или следом (собранною землею из-под ступни) того человека, кого надо испортить или влюбить; и все почти заговоры читаются шепотом или про себя, втихомолку, так чтобы никто о том не знал, не ведал. (Владимир даль. Из книги "О Поверьях, Суевериях и Предрассудках Русского Народа").
Притом что обычной замужней женщине нельзя было ходить непокрытой, фольклор описывал простоволосыми мифических существ женского пола. По поверьям, длинные зеленые волосы отличали русалок, бывших утопленниц. В лунные ночи они выходили из воды, качались на ветвях прибрежных деревьев и расчесывались. В фольклоре встречался такой мотив: русалка не могла надолго отходить от воды: если волосы высохнут - она погибнет. Но до тех пор, пока она расчесывала пряди гребнем, гибель ей якобы не грозила.
Отмеченная в калужской губернии поговорка "Растрепала Волосы, как Русалка" распространена в великорусских губерниях широко. В костромской губернии русалки выходят на берег с растрепанными волосами, отчего простоволосую или нагую девку и женщину называют "Русалкою". (Дмитрий Зеленин. "Очерки Русской Мифологии").
Волосы как "Особые Приметы" упоминались и в описаниях других мифических персонажей. Верили, что водяной мог принимать разный облик, и если он представал перед кем-то как человек, то с черными или зелеными нечесаными космами. Его жена была похожа на русалку - с пышными формами, хвостом и длинными зелеными волосами. Утопленники из царства водяного тоже иногда показывались людям - все белокожие и длинноволосые, независимо от пола.
Еще одно мифологическое создание, домового, представляли как старика с длинными седыми спутанными прядями и бородой:
У него порядочная седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частию застилают лицо. Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони; но лицо около глаз и носа нагое. Косматые подошвы выказываются иногда зимой, по следу, подле конюшни; а что ладони у домового также в шерсти, то это знает всякий, кого дедушка гладил ночью по лицу: рука его шерстит, а ногти длинные, холодные. (Владимир даль. Из книги "О Поверьях, Суевериях и Предрассудках Русского Народа").
Во многих селениях жили женщины, которых считали ведьмами. Считалось, что днем колдуньи ведут обычную жизнь, а вот ночью якобы распускают волосы и улетают на метле творить чертовщину. Как отмечал Владимир даль, крестьяне иногда специально пугали суеверных односельчан. Например, при конфликте соседок одна могла выйти ночью простоволосой и в одной рубахе - и постараться, чтобы ее увидела другая. Так можно было прослыть ведьмой или нечистой силой, с которой никто не захочет связываться. Главное - не перестараться и не навлечь на себя гнев соседей, если не уродился урожай или погибли домашние животные. М. ковынева фото: Павел Десятов. Девушка, расчесывающая волосы. 1840-50-е.