Виртуозы не служат музыке - они заставляют ее служить себе.
Жан кокто.
18 сентября в воронежском театре оперы и балета состоялся концерт национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.
Фойе. Женщины всех возрастов в красивых и модных туалетах. Мужчины в дорогих костюмах и с хорошими стрижками. Бомонд? Считайте, что так. Почему пришли на концерт? Потому, что престижно. Потому, что редко можно услышать оркестр такого уровня
. Потому, что это же Спиваков! И еще потому, что концерт проводится в рамках программы Платонов - фест.
Воронежская публика уже приучена к хорошему исполнительскому уровню наших воронежских музыкантов, к ярким солистам, выступающим с симфоническим оркестром. Ее вкус отточен во время концертов коллективов под управлением в. Гергиева, М. Плетнева, Ю. Башмета. Что же нового мы от спивакова ожидали?
Позволю себе сделать одно предположение. С именем в. Спивакова накрепко связано его руководство легендарным коллективом "Виртуозы Москвы" (1979 г. ), который покорил все знаменитые концертные залы Европы и мира. И, признаться, многие ожидали и от этого оркестра именно такого уровня мастерства. И не ошиблись!
Сцена. В глубине сцены в ожидании музыкантов уже расположились артисты наших оркестров. И это потому, что в зале - аншлаг. Все затихли. Начало концерта немного задерживают - идет серьезная проверка на входе. Время такое.
Концерт. Под аплодисменты выходят и выходят музыканты - огромный оркестр! Б. табачников представляет коллектив и главного дирижера в. Спивакова, у которого столько регалий, званий и наград, что и не перечислить!
В первом отделении - моцартиана: увертюра к опере "Милосердие Тита", концерт для валторны ( в переложении для флюгельгорна) и последнее произведение в. а. Моцарта концерт для кларнета с оркестром.
Качество звучания поражает. Кажется, что на сцене играет одна мощная скрипка, одна глубокая виолончель - и дальше по списку инструментов. Музыканты достигли такого уровня синхронности исполнения, что даже движутся одинаково вслед за смычками.
Кирилл Солдатов. Выдающийся трубач - виртуоз. Ему подвластны любые сложные пассажи, любые техники. Оркестр Спивакова ни разу не выбился из общего диапазона силы звучания и составлял с солистом единую музыкальную волну с ее прихотливыми приливами и отливами. Во втором отделении солист исполнил "Вариации Ж. - Б. Армана на Темы из Оперы В. Беллини"норма".
Кларнетист Андрей михайловский. Никого и ничего подобного я не слышала и даже не догадывалась, что такое возможно.
Пусть специалисты меня поправят, но я услышала, что музыкант виртуозно владеет всеми регистрами звучания инструмента: в верхнем - это филигранные по точности и чистоте трели и другие мелизмы, в среднем - красивейшая тягучая и сочная кантилена, а в нижнем - приглушенное журчание баритона. При этом а. михайловский легко переходит от самых низких нот к самым высоким. К тому же, он очень пластичен и артистичен на сцене. Во втором отделении в его исполнении прозвучала очень известная музыка - Л. басси "концертная фантазия на темы из оперы Дж. Верди "Риголетто".
Владимир Спиваков. Чувствуется, что музыканты любят дирижера и вместе с ним представляют единый организм. Обращаешь внимание на удивительной красоты музыкальную ткань, которые создают артисты. Они подчиняют себе виртуозные по сложности произведения и дают нам, слушателям, возможность наслаждаться музыкой, не замечая этой сложности. В этом и состоит суть искусства!
Вся титаническая работа дирижера совершается "за Кадром", а для зрителей - легкость, непринужденность движений, даже некая ирония в выборе номеров "на бис": "парад трубачей" Л. Андерсона и музыка Нино рота к кинофильму Ф. Феллини "восемь с половиной" под названием "шествие клоунов".
Это и комплимент благодарной, щедрой на аплодисменты и даже овации воронежской публике, и демонстрация высокого вкуса в. Спивакова. В видео - самые яркие моменты концерта.