Венчальные обряды, свадьба глазами славян.
Сложной обрядностью обставлялись свадьбы и похороны. Свадебные обряды.
Были насыщены магическими действиями, направленными на безопасность невесты, переходящей из-под покровительства своих домашних духов в чужой род, на.
Благополучие новой семьи и на плодовитость молодой четы. (Рыбаков.
До сих пор сохранившееся выражение "Венчаться Вокруг Березы" довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения ладе, роду и триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов - хранителей своего рода ( "не я Выдаю, Силой Ведут". С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия.
Свадьба, это великодейство, соединяющая в единое целое две противоположности: мужчину и женщину. Это таинство, соединяющее то, что боги сделали разделенным, ради рождения новой жизни. Заключение сего великого союза двоих, что по сути великое приношение, треба во славу роду своему, и ради его продолжения и множенья! Это исполнение долга перед предками, и открытие им пути к возвращению в род. Долг каждого, кто помнит о своем роде и радеет за его благополучие.
Свадьба, наряду с тризной, испокон веков считалась предками нашими важнейшим событием в жизни человека и принадлежала к числу не внутрисемейных, а общеродовых празднеств. Это было священнодействие, которое касалось не только "Молодых" и их сородичей, а всего рода - племени, и являлось единением, как духовным, так и физическим, на все время жизни.
Сковывают свадебку сварог (лад) и лада - матушка (покровительница семьи).
Свадьбе обычно предшествуют: сватовство, смотрины, сговор (во время коего окончательно договариваются о размере приданного) о обручение, а также, бывает, еще и иные какие действа, например, умыкание невесты (как правило, по взаимному согласию. В последнем случае жених отцу невесты выкуп платит.
За день до свадьбы, родными, печётся особый обрядовый пирог со знаками плодородия и пирог с курятиной (курник, олицетворяющие счастливую жизнь, достаток в доме и прибыток в семье.
Накануне самого свадебного действа во дому невесты непременно устраиваются девичьи посиделки, во время коего девушки - подруженьки оплакивают молодую как "Умирающую", ибо ей предстоит "умереть" девой - невестой во своем дому, дабы возродиться мужниной женой в мужнином доме. Готовя невесту, подружки расплетают молодой косу и вынимают из её волос ленту, которая затем отдается младшей сестре либо незамужней подруге невесты. Затем - ведут молодую в заранее истопленную баню "Смывать Волю", поют:
"Ты пойдем, милая подруженька, ты посмой красу - то девичью, что свою - то волю - волюшку. В качестве оберега перед молодой несут венок убранный лентами. Перед тем как войти в баню, его бросают перед собой, а затем, смотря по тому, как он лёг, гадают о грядущем замужестве. После бани молодой расчесывают волосы, но в косу уже не заплетают. Под венец молодая идет с распущенными волосами, которые лишь затем заплетаются в две косы в убираются под головной убор.
В то же время, в доме жениха устраивается молодешник, во время коего молодой в окружении своих друзей и родственников прощается со своей холостой жизнью.
Сам свадебный обряд начинается, как правило, после полудня, не раньше. Жених с дружками отправляется к дому невесты - кликать молодую. При сём сам жених хранит молчание, не ест не пьёт и не сам ведёт остальных за собой, но лишь следует за ними, ведомый главным дружкой: "Воеводой". Невесту к ним выводят не сразу, но лишь по получении обрядового выкупа за неё. Все делается с песнями, прибаутками, весельем. Над женихом непременно стараются подшутить, например, вывести ему подменную невесту (зачастую - бородатого мужика, укутанного в женский платок) и пр.
В некоторых местах, было принято окружать жениха, подругами невесты и громко, нарочисто обсуждать его, покуда от них не откупится.
Далее, невеста со своей свитой (подругами) идут на край деревни на гору (в разных местах по разному) к святоместу или к кургану, принести умилостивливающие требы, (погадать на семейную жизнь) с песьнями (а внекоторых местах и с плачем. У святоместа, подвязывают ленты с пожеланиями (а незамужние, на близкую свадебку себе) жених идет с другой стороны.
Там они и встречаются, и уже вместе, под "Охраной" идут назад. Перед молодыми, охраняемыми дружками жениха (как правило - вооруженными мечами) и девицами - поневестицами, несут на богато вышитом рушнике свадебный коровай, а за ними несут чаши зерном да златом - серебром (мелкими монетами) - для обсыпания молодых.
Сам обряд венчания начинается с зачина - в соответствии с общим урядом.
После освящения места и положения зачина приносится треба, которой испрашивается благословение богов на заключаемый союз. Треба приносится не от всей громады (общины), а от лица молодых, которые накладывают на неё руки. Лишь в случае, когда треба принята, можно приступать к обряду венчания. В случае же, если треба "Прахом Пошла", следует принести искупительные жертвы и кинуть жребий, вопрошая богов о том, что делать далее. В том случае, если однозначный ответ получить не удаётся, следует провести молодых через испытания, от которых отказываться молодые не имеют право. Подобный отказ, может обернуться гневом богов и предков на весь род. Волхв может отказать молодым, без объяснения причин, либо назначить испытания.
Обряд венчания называется так потому, что молодых венчают венцами сварога и лады ( "Боярина" и "боярыни"), величая их так на протяжении всего обряда и следующего за ним свадебного пира. Во время обряда приносятся требы и рекутся славления: роду, приплод дающего, сварогу (сковывателю), ладе (дабы хранила - оберегала молодых в их будущей семейной жизни, даруя им лад да любовь), Велесу (дабы жизнь молодых была богатой и изобильной) да макоше (сплетающей нити судеб, водящей долю и недолю.
Венчальная рубаха молодой именуется: "Калинка", "целошница" или "долгостанец", который является символом чистоты невесты. (Белый цвет одежды приличествует невесте , внимание, только в первый день свадьбы. ) Подвенечный сарафан делается цельнокройной, туникообразной и с длинными рукавами, собранными у запястий обшлагами - воланами, украшенные женскими знаками и вышивкой. Длинные рукава рубахи называются "Плакальными" и в распущенном виде могут достигать земли. На голову молодой одевается венец в виде широкого обруча, непременно с открытым верхом. По окончании обряда девичья причёска (распущенные космы) меняется на женскую: две косы укладываются вокруг головы и убираются под кокошник, повойник, моршень или иной головной убор, обязательно являющийся закрытым.
Обряд венчания начинается с того, что молодые предстают перед жрецом, проводящим обряд (волхвом), который поочередно вопрошает каждого из них: по доброй ли воле тот (та? Любят ли молодые друг друга? Клянутся ли хранить верность и заботиться друг о друге? На протяжении всего венчального действа поневестица и дружка держат над головами молодых венцы: золотой - над женихом и серебряный - над невестой. Одеваются эти венцы перед самым началом обряда со словами: да хранят тебя боги, предки, берегини.
Получив от молодых утвердительные ответы на вышеозначенные вопросы, жрец обращается ко сварогу, прося его "Сковать Свадебку":
Свароже влике боже.
Скуй нам свадебку, крепко-накрепко.
До седой головушки, до белой бородушки.
Крепко-накрепко! Крепко-накрепко!
Слава! Слава! Слава!
Свароже вликий боже по небу ходил.
Гвоздочки забивал, свадебку ковал.
Крепко-накрепко! Крепко-накрепко!
Слава! Слава! Слава!
3 атем - просит о заступничестве и покровительстве ладу - матушку. И далее.
После чего, жрец соединяет руки молодых (левую жениха и правую невесты. Молодая, естественно стоит слева от своего суженого) и связывает их рушником. При этом поют песнь прося макошь - матушку снизойти в силе своей и связать воедино нити судеб молодых.
Далее, обводит молодых, чьи руки остаются связанными рушником на протяжении всего последующего действа, трижды вокруг огня, благословляя - обсыпая их хмелем (первый обход), зерном (второй обход) и златом - серебром - мелкими монетами (третий обход. Соовершив священнодейство, жрец принимает из рук потворников братину с питным мёдом, подносит её молодым, дабы те, взяв её свободными руками, принесли свою первую совместную требу богам и предкам, а затем сами испили из неё по глотку священного напитка, во славу богов и предков.
После чего жрецы обводят молодых, держащихся за руки, вокруг родового столба, либо вокруг священного древа.
По окончании обряда жрецы объявляют громогласно народу о том, что отныне "Боярин" и "боярыня" есть честные муж да жена - пред родом и сородичами своими. После чего все собравшиеся троекратно - единым громким гласом - рекут, обращаясь к богам, предкам, и к самим молодым, славя их.
Затем все приглашаются проследовать к свадебному столу - на свадебный пир. Впереди всех несут свадебный коровай, за ним идут молодые, руки коих по-прежнему остаются связанными рушником. На протяжении всего пути их щедро обсыпают хмелем, зерном и монетами. Молодые должны дойти до стола, не размыкая рук, как бы ни старались иные разлучить их, дергая за рукава и всячески стараясь отвлечь друг от друга.
Свадебный пир, равно как и всякий честной пир вообще, начинается с благославления, творимого жрецами и прославления предков, которым во время пиршества, творится особый потайной обряд: жрицы (вещие девы) выносят специально сшитые к сему случаю небольшие матерчатые куколки деда и бабы, олицетворяющие предков, в ставят (сажают) их перед молодыми на стол, творя им малую божницу, про сём рекут:
Стани - стань сей стол.
Богов свят престол.
Перед куколками располагается требник, в который добрые люди кладут первый кус от всякого яства богам и предкам во славу! Также молодым дарится особая сдвоенная куколка "Неразлучники", изображающая самих молодых, крепко держащихся за руки. (Являющихся оберегом семейного счастья. После освящения стола с яствами, и обращения к предкам пускается круговая братина с мёдом, принимая кторую, гость за столом сидящий, говорит слова поздравления молодым, до коих братина доходит в самую последнюю очередь. Лишь когда братина склепает коло, все, кроме молодых, приступают к трапезе, обилие яств на коей предвещает новорожденной семье богатство и достаток в будущем.
Перед молодыми ставится один прибор на двоих, дабы узы, их соединяющие, были крепче.
Через некоторое время, в самый разгар праздничного веселья, молодые поднимаются из-за стола и покидают гостей, идя в дом, где заранее подготовлено их свадебное ложе. С собой они берут свадебный коровай в пирог - курник (курников может быть приготовлено два - от дома жениха и от дома невесты. Покой молодых обязуется охранять дружка жениха. Лишь войдя в дом и оставшись друг с другом наедине, молодые снимают со своих рук повязанный жрецом рушник и предаются любви.
Молодые, прежде чем войти в дом свой, говорят заговор, даденный им жрецом.
Поутру дружка отправляется спрашивать молодого о его "Здоровье". Таким образом, если оный отвечает, что он "в Добром Здравии", значит доброе дело, угодное богам и предкам, свершилось.
В наше время, когда люди стали торопливы в делах своих и поспешны в суждениях, стало обычным не дожидаться следующего дня, тогда как в старину, всякая свадьба игралась не менее трёх дней! Обряд чинят жрецы, жрицы и волхвы. Помогают им в этом, потворники и гости.
Смотрите ещё новости о прическах на свадьбу http://pricheski.ru-best.com/uroki/pricheski-na-svadbu