Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде.

11.01.2018 в 14:53

Предметом этой работы явились некоторые виды украшений ремня, сбруи и сумок, найденные в культурном слое великого Новгорода и Рюрикова городища. Эти накладки из раскопок великого Новгорода рассматривали такие исследователи, как М. в. Седова, в. в. Мурашева, к. а. Михайлов. Эти Находки упоминаются во многих обобщающих работах, в публикациях материалов раскопок.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде.
Временной диапазон материала - со второй половины X века по XV век. Датируются Находки по времени попадания в слой, а в статье рассматриваются в хронологическом порядке. При изучении этой группы Находок главной проблемой является сложность культурной атрибуции каждого экземпляра из-за высокой скорости распространения и восприятия традиции производства такого рода изделий. Трудность также в том, что на данный момент очень непросто различить ременные и сбруйные накладки, поэтому название каждой Находке дается предположительно.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде. 01
Самый ранний экземпляр рассматриваемых накладок датируется серединой X века и происходит из материалов неревского раскопа в 1953 году. Это накладка - бубенец на оголовье лошади, так называемая Решма каплевидной формы. Выполнена она в технике рельефного литья с напаянным ушком (ремонт. В центре находится горельефное изображение лица мужчины. У него на голове обозначен шлем или прическа. Особое внимание мастер уделил его бороде, вокруг портретного изображения расположен пышный симметричный растительный декор.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде. 02
Этот экземпляр был атрибутирован М. в. Седовой как привеска, явившаяся славянской переработкой скандинавской традиции. Однако, к. а. Михайлов в своей статье "Центрально - Азиатские Ременные Украшения в Материалах Древнерусских Памятников X Века" отмечает, что данная Находка является одной из модификаций блях - решм, распространенных на территории от Китая до Венгрии. Такие изделия относятся к кругу традиций тюхтятской культуры енисейских кыргызов периода "Великодержавия". Они появляются в сибирских памятниках VII - VII веков. Аналогии таким изделиям были найдены в древностях северо-западной Монголии и Тувы до минусинской котловины и восточного Казахстана, точно такой же экземпляр найден в гнездово.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде. 03
Наиболее вероятной на данный момент является версия о сибирском происхождении такого рода вещей и возможной переработке таковых местными мастерами под общие вкусы дружинного контингента евразийского пространства того времени.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде. 04
Об этом говорит и то, что на новгородской Находке ни декор, ни форма не потеряли своего первоначального смысла и вида. Маловероятным кажется то, что европейские мастера так точно воспроизвели чужие декоративные традиции, не адаптировав их к своим условиям.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде. 05
Находка с троицкого XII раскопа 2000 года датируется по времени попадания в слой примерно второй половиной X века. Она имеет форму "Сердца", размеры которого - 3, 05 на 3, 4 см. Ее толщина - 0, 24 см. По краю изделия проходит двойной ободок шириной 0, 23 см. Фон заглублен, бортик и изображение представляют собой сюжетное единство. Они составляют семилепестковый процветший крин, который являлся символом духовного бессмертия и плодородия уже в культурах древнего и средневекового Востока.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде. 06
Сюжет и сама форма изделия имеют многочисленные аналогии в материальной культуре восточных соседей древней Руси, в том числе и волжской Болгарии.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде. 07
Точные аналогии хранятся в казанском музее татарской республики, и государственном эрмитаже.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде. 08
В. в. Мурашева датирует этот тип ременных накладок в целом концом X - началом XI веков, что соответствует предположительной дате новгородской Находки.

Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в великом Новгороде. 09
Наиболее близкими территориально является поясной набор из успенского могильника в старой Ладоге. Они также крепились на штырьках, их размеры 1, 9 на 2, 15 см, ширина ободка - 0, 2 см. Такие же накладки были найдены в курганах гнездова, приладожья и ярославском Поволжье.

При сборе подъемного материала на рюриковом городище в 1974 году была найдена бронзовая поясная накладка в виде процветшего крина другого типа. Ее размеры 1, 95 на 2, 9 см, ширина ободка - 0, 2 см. Фон также заглублен, декор в плоском рельефе и бортик составляют единое орнаментальное целое. Однако сам крин выполнен в несколько иной манере и пропорционально ориентирован по горизонтальной оси. Такие изделия могли сочетаться в одном поясном наборе, как, например, на поясе из 216 кургана михайловского могильника второй половины X - начала XI веков и на половецких "Бабах" того же времени.

Что касается атрибуции этих Находок, то на данном этапе исследования можно констатировать лишь восточное происхождение традиции производства и ношения такого вида ременной гарнитуры.
Следов производства "Сердцевидных" накладок в северо-западных землях не найдено, но в то же время не существует и доказательств.
Отсутствия такового.

Такие орнаментальные мотивы были популярны по всей территории Евразии на протяжении длительного времени, в том числе и в Х - XI веках. Сходные элементы декора встречаются и на других изделиях из новгородской коллекции, например, на браслетах, перстнях но уже в местном осмыслении.

С неревского раскопа 1952 года происходит ременная накладка, датируемая по времени попадания в слой 20-ми - 30-ми годами XIV века. М. в. Седова считает, что эта категория может быть отнесена ко второй половине Xiii - XIV векам.

Изделие круглое, его диаметр - 1, 7 см, по краю расположен ободок из "Перлов", его ширина 0, 2 см. Толщина изделия - 0, 35 см, на оборотной стороне сохранились обломки двух штырьков длиной 0, 24 см. Под словам "Перлы" подразумеваются полушарные выступы, расположенные по кругу, возможно, имитирующие жемчужную обнизку. Фон заглублен, изображение выполнено в низком рельефе и занимает почти всю поверхность накладки. Контуры его нечеткие, но ясно различимо то, что это животное, стоящее на трех ногах, в то время как одна из передних поднята и подогнута.

По всей видимости, мы имеем дело с изображением копытного, так как оно имеет длинную изогнутую шею, повернутую назад маленькую головку и тонкие ноги.

Из подъемного материала с Рюрикова городища происходит аналогичная бронзовая накладка. Ее диаметр - 2, 5 см, ободок "Перлов" имеет ширину 0, 36 см. Толщина изделия - 0, 38 см, длина двух крепежных штырьков - 0, 2 см. Фон также загублен, изображение занимает всю плоскость и выполнено в низком плоском рельефе. Контур по большей части не читается. Только длинные тонкие ноги различимы. Исходя из этого, можно предположить, что изначально декор был аналогичен описанному выше.

В. в. Мурашева считает, что производство таких изделий было налажено в городских ремесленных центрах волжской Болгарии, и датирует эту категорию накладок концом Xiii - началом XIV веков.

При раскопках волжско - болгарских памятников было найдено большое количество таких вещей с изображением животного, в основном, лошади. Накладки пояса самой разной формы со "Зверем в Перлах" были найдены в древностях средней Азии и Сибири. Этот сюжет был очень популярен у древнего кочевого населения евразийских степей, а оседлое население поволжских городов его органично унаследовало. Это позволяет констатировать высокую степень вероятности того, что и на рассмотренных Находках тоже изображена лошадь.

В слоях середины XIV века на Никитинском раскопе были найдены два изделия этого облика: две парные ременные петли. Их размеры соответственно: диаметр - 2, 2 и 2, 3 см, длина вместе с петлей - 3, 8 и 3, 9 см. Они крепились к ремню одним штырьком, длина которого составляла примерно 0, 65 см. Последняя выполнена более небрежно, но все же вполне пригодна для использования.

Сложность состоит в том, что эта категория Находок имеет огромный ареал распространения и помимо волжской Болгарии могла производиться и в других центрах. В том случае, если мы имеем дело с отливкой по болгарской литейной форме, ничего по поводу происхождения Находки утверждать нельзя.
Особый интерес представляют собой накладки в виде шести - лепестковой розетки из культурного слоя Новгорода.
Первая из них была найдена при работах в 1959 году на неревском раскопе. Она датируется периодом с середины 80-х годов XIV века по первое десятилетие XV века.

Максимальный диаметр изделия - 4, 6 см, толщина изделия - 0, 13 см. С обратной стороны накладка имеет бортик высотой - 0, 45 см. В каждом "Лепестке" расположено отверстие, по всей видимости, для нашивания, диаметром 0, 2 см. В центре изделия помещен накладной декор. Это круг диаметром 2 см с рифленым ободком шириной 0, 3 см. Он на накладке тремя заклепками укреплен.

Что касается формы Находки, то каждый "Лепесток" представляет собой нечто подобное птичьей головы с двумя клювами и отверстием вместо глаза. В центре накладного круга находится изображение некоего животного с поднятым хвостом и повернутой назад головкой. Схематично обозначена грива и шерсть на хвосте зверя.

Вторая Находка из подъемного материала происходит. Она аналогична первой, но сохранность в данном случае хуже. Ее диаметр - 4, 85 см, диаметр отверстий в "Лепестках" - 0, 3 см. В целом она чуть крупнее первой, ее толщина - 0, 17 см, диаметр накладного круга в центре изделия - 2, 2 см, толщина ободка, который в этом случае гладкий - 0, 25 см.

Декор на основном корпусе изделия заклепками укреплен. Изображение сохранилось хуже, чем первой накладке. Часть его утрачена, не читаются задние ноги и часть хвоста зверя. Обозначен глаз животного и длинная шерсть на шее (грива) и хвосте. Вполне возможно, что это либо полиморфное существо, либо лошадь, либо волк. ЛФ. Недашковский полагает, что прототипом подобному изображению являлся волк на таких же по форме среднеазиатских накладках. Он их датирует Xiii - XIV веками, считая, что из средней Азии этот тип украшений пояса монголы принесли в поволжский регион и далее.

Третья такая накладка сохранилась на клапане сумки тисненой кожи с нутного раскопа. Она лицевой частью замка является. Этот факт позволяет предположить, что две другие накладки могли выполнять схожую функцию. В центре накладки также расположен такой же зверь. Ободок у сюжетной композиции из "Перлов", как и у выше рассмотренной группы накладок. Данная Находка датируется промежутком времени с 1364 по 1390 год. Она единовременна "Перлам", что еще раз подтверждается ее оформлением: зверем в центре композиции и декоративным ободком из полушарных выступов.

Такие же накладки были в большом количестве найдены в древностях Поволжья, в курганных могильниках у хутора сенного и у царевского городища, в других погребальных памятниках и в городских центрах.
В средневековых памятниках этого региона были найдены аналогии "Птичьим Головам" на накладках. Ареал таких Находок весьма обширен: от средней Азии до Скандинавии.

В новгородской коллекции есть группа из более чем пятидесяти накладок с такими сдвоенными "Птичьими Головами", которую в общем можно датировать XIV веком. Их коллекция пополняется постоянно. Большое количество точно таких же накладок было найдено в крупных городских центрах Поволжья.

Вероятно, их массово производили в ордынских землях, но такое производство могли наладить и в городах Руси.

Таким образом, исходя из рассмотренных выше данных, можно заключить, что новгородские Находки относятся к популярной традиции поясных украшений Xiii - XIV века, распространенной на большой территории, от Алтая до Балтики.

На огромной территории распространилась в золотоордынское время такая категория ременных накладок, как пятиугольные (они же ромбические или лотосовидные. Украшения такой же формы производили на клапан кочевнической сумки, они были примерно в два раза больше поясных блях такого типа. Накладки эти делали в основном из бронзы и железа, они литые, ажурные. Условно ареал можно очертить в пределах территории от Скандинавии до южной Сибири включительно.

В рассмотренном материале были обнаружены две накладки этого типа. Обе они происходят с Рюрикова городища из подъемного материала, что делает на данном этапе абсолютную датировку категории в пределах интересующей нас территории невозможной.

Первая Находка попала в одну из коллекций, ставших впоследствии частью фонда государственного исторического музея. Ее размеры - 4, 7 на 2, 35 см. По краю расположен ободок, с шириной 0, 2 см. Толщина накладки - 0, 3-0, 43 см, она изогнута, с выпуклой серединой. Изделие ажурное, одностороннее, крепилось оно на четырех штырьках: их длина - 0, 5 см., они загнуты внутрь. Верхний угол отломан, видимо, именно так бляшка была потеряна: что-то зацепилось за ее острый край и вырвало крепление из кожи.

Изображение читается плохо, но очевидно, что это змея с поднятой подчеркнуто крупной головой и свернутым в две петли хвостом. Пасть у нее открыта, язык высунут, по голове, шее и спине проходит гребень. Композиция подчинена форме накладки, что вообще характерно для декоративно - прикладного искусства Востока. Следует отметить, что изделие выполнено тщательно, отполировано после литья. Материал - темная бронза.

Вторая Находка лучше первой сохранилась. Ее размеры - 4, 5 на 2, 2 см. Она тоже литая, ажурная, односторонняя, выполнена также очень тщательно. Толщина накладки - 0, 2-0, 39 см, изделие изогнуто. По краю находится ободок шириной в 0, 22 см. Верхний угол отломан вместе со штырьком, остальные три имеют в длину 0, 5 см. Изображение представляет собой достаточно четко очерченную фигуру змеи (хотя правильнее ее назвать "Мифическая Змея") с поднятой большой головой, открытой пастью и длинным высунутым языком. По всей длине змеи обозначен гребень, даже на завитках хвоста. Акцент был сделан на крупном удлиненном глазе. Следует заметить, что сохранность изделий не позволяет утверждать отсутствие или наличие декоративного фона вокруг змеи.

Такая категория накладок встречается часто в материале волжских городов: болгара, биляра, укека и нового сарая. На нескольких изображение не читается, но чаще всего это змея, дракон или иное полиморфное существо. Многие Находки этого региона рассмотрены в работах о конкретных памятниках: о зауморском могильнике золо - тоордынского времени, о могильнике у села усть - курдюм в волгоградской области, у города Аткарска, о царевском городище.

Ромбические накладки были найдены на Дону и на северном Кавказе, в кабардинских курганных могильниках. Такая же накладка есть в золотом поясном наборе из погребения нойона у урочища гашун - уста 1227-70-х годов и в средней Азии, в погребениях монгольских воинов начала XIV века. Даже в Скандинавии были встречены подобные экземпляры. Серебряная бляха со свернувшимся в кольцо драконом была найдена в кургане 8, у села маляевка ленинского района.

Форма накладок была очень популярна и в торевтике Востока в том числе и золотой орды. Она точно соответствует контуру медальонов на серебряном кубке конца Xiii - первой половины XIV веков из тобольской губернии. Эти изделия повторяют форму тянь - шанско - южносибирских изделий XII - XIV веков.

Считается, что традиция таких накладок была принесена монголами из Сибири, а после этого развилась и распространилась на огромной территории. Одновременно эта форма в цветном и черном металле, а также в кости существует на Алтае, в Персии и месопотамии, на территории волжской Болгарии и в русских землях.

Что касается декора обеих новгородских накладок, то если бы не отсутствие лап, можно было бы с полной уверенностью говорить о сюжете с драконом, который на тот момент был в орде общеимперским геральдическим символом.

М. Г. крамаровский считает, что превращение фантастического хищника в змею на поясах связано с местом их владельцев в системе воинских званий. То есть, чем ниже хозяин стоит на иерархической лестнице, тем меньше существо похоже на дракона.

Примечания:
Доклад подготовлен в рамках проекта "Новгород Великий в Системе Этнокультурных Связей Средневековья" по программе фундаментальных исследований президиума ран "этнокультурное взаимодействие в Евразии". А. в. козлова Русь_археология_история_источники.