Телевидение в третьем рейхе.
Известен тот факт, что телевидение уже существовало в 30-е годы и в Ссср, и в Германии, и в других развитых странах. В Ссср первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931-го года. 15 ноября 1934-го года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Парадокс заключался в том, что регулярное вещание телепередач существовало, но советская промышленность телевизоры еще не производила
. У истоков телевидения стоял американский инженер русский эмигрант Владимир Козьмич зворыкин. В 1929-м году зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку - кинескоп, к 1931-му году завершил создание конструкции передающей трубки - иконоскопа.
Изобретённый Паулем нипков (Paul Julius Gottlieb Nipkow) диск, послужил основой для появления механического телевидения в 1920-x годах. В 1935-м году студия Пауля нипкова начала осуществлять регулярное вещание в Берлине.
Вначале только несколько сот партайгеноссе имели возможность смотреть телевизионные передачи, но в скором будущем планировалось, что каждая немецкая семья будет иметь телевизор и наблюдать за успехами национал - социалистического общества. С 1935-го года телевидение в Германии реальностью стало. Телевещательные каналы передавали новости со всей территории третьего рейха, а также начала вещание маленькая телестудия в Берлине по производству развлекательных программ. Это были первые в мире телевизионные репортажи. Программы шли в режиме прямого эфира, техники записи на телевидении ещё не существовало. Казалось, что образы, мелькавшие в телевизорах, тех лет исчезли навсегда. Однако в берлинском федеральном киноархиве в 90-х годах были обнаружены 285 рулонов киноплёнки, свидетелей ранних дней телевидения Германии. Этот материал принадлежал бывшей государственной телекомпании рейха и после войны попал в киноархив восточной Германии. Там он не использованным много лет лежал. Теперь работники федерального архива имеют возможность просматривать эти материалы, сохранять на другие носители.
В 1935-1944-е гг. специальное телеподразделение занималось выпуском репортажей, интервью и шоу для телевидения на 35 мм киноплёнке. Телевидение в ранний период не сводились только к пропаганде, хотя её было предостаточно. Об этом свидетельствуют явно развлекательные интервью с нацистскими знаменитостями. Стиль телерепортажей раннего периода специфичен - длительные эпизоды, практически отсутствует монтаж, как результат - очень подробное освещение момента. Студия в Берлине выходила в эфир 3 раза в неделю. Репортёры и артисты работали в маленькой комнатке площадью в 2 кв. м., не пропускающей свет и звук. В телевизионную рамку попадали только голова и плечи. Поэтому большое значение приобретала прическа. Метод передачи изображения был механический, картинка получалась расплывчатой.
Только через два года удалось получить изображение лучшего качества. Для решения проблемы продюсеры к предварительной записи на плёнку обратились. Первой развлекательной передачей немецкого телевидения стала программа "Сад на Крыше", которую снимали в помещении студии радиовещания. 19 июня 1935-го года состоялась премьера фильма на телевидении. Само шоу представляло сцены в виде водевиля, в котором играли актёры радиостудии.
Для работы на телевидении были отобраны верные партийцы, технический персонал почтового управления и несколько журналистов. Телевещание на несколько телезалов в Берлине велось.
Телевизионное изображение в те дни было совсем маленьким - около 20 х 25 см., зал собирал около двух десятков зрителей, и почтовый служащий, когда все занимали свои места, включал телевизор. Во время сеанса он регулировал параметры изображения, иногда изображение пропадало совсем, и тогда приёмник приходилось поднастраивать.
Летняя олимпиада 1936-го года дала шанс телевидению сделать прорыв и привлечь публику. Для олимпиады приготовили дополнительно 20 телезалов, ожидали, что число телевизионных зрителей достигнет 160 человек. Три совершенно новые телекамеры должны были гарантировать достойное качество изображения. Для репортажей с олимпиады почтовое управление использовало метод съёмки в почти реальном времени - отснятая плёнка опускалась в студийный автобус, в котором она проявлялась и с задержкой в несколько минут передавалась в кинозалы. Но даже при таком методе экран часто "Черную Дыру напоминал".
Не было тогда ещё и такой профессии как телерепортёр, эта профессия только складывалась. Одним из первых был фриц Янеке.
Министр пропаганды геббельс новому средству массовой информации большое будущее предрекал. Однако репортажи с партийных съездов, маршевая музыка и интервью с портайгеноссе не пользовались у населения таким успехом как освещение событий олимпиады. Тем временем качество изображения значительно улучшилось благодаря техническому усовершенствованию камер и трансляций.
В музее техники в Берлине сохранился бесценный экспонат - электронная телекамера выпуска до начала второй мировой войны, производства компании "Telefunken". Приблизительно 1939-го года. Изображение этих телекамер было очень приличным, и камеры можно было использовать даже на улице.
В 1938-м году студия германского радио и телевидения переехала в новое помещение, в распоряжение продюсеров было предоставлено 5 павильонов. Можно приглашать больше гостей, устраивать театральные представления и пр. помещение было круглым, все его части были отведены под определённые программы. Сейчас это трудно представить, но камера (сначала она была всего одна, потом две, и три) находилась в центре круга и перемещалась в разные сектора для различных шоу. С точки зрения технического развития телевидение дошло до уровня, когда операторы и государственное почтовое управление радио и телевещания были готовы сделать решающий шаг по превращению телевидения в настоящее средство массового вещания. Телевидение должно доступным для самого широкого круга потребителей стать. 10 телевизоров для домашнего пользования должны были поступить на рынок к рождеству 1939-го года.
Качество телевизионного изображения до начала и уже во время второй мировой войны поражает всех, кто сейчас связан с телевидением. Но в то время оно не приобрело популярности, т. к. использовалось ограниченно. Для того чтобы находиться в курсе происходящих событий, тогда нужно было слушать радио. С началом военных действий массовое производство телевизоров стало практически не реальным. Все производственные мощности были затребованы военной связью и разведкой. К этому времени Йозеф геббельс потерял всякий интерес к телевещанию.
Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств - союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси "Берлин - Рим - Токио". Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.
Германия уже в начале войны располагала мощным аппаратом иновещания, активно использовала возможности радио для проведения информационно - психологических операций против стран антинацистской коалиции. К лету 1940-го года германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939-го года запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.
Персонал берлинской телестудии опасался, что трансляции прекратят в связи с войной. Телевидение не снимало военных репортажей, использовали официальные фронтовые киносборники. Целью телевещания стало поддержка морального духа населения и развлечение солдат, создание иллюзорной картины мира. Для масштабных представлений берлинская студия слишком маленькой была. И телевизионщики переехали в амфитеатр, расположенный рядом с олимпийским стадионом. Ещё в 1936 году для трансляции олимпийских состязаний здесь по всему зданию были проведены кабели. И теперь операторам оставалось только установить камеры. Амфитеатр насчитывал 2000 сидячих мест. "Мы Принесём вам Радость, и вы Будете Смеяться" - вот главная идея телевидения в этот период. Из лазаретов привозили раненых, рассаживали и размещали, где это было возможно. Всего было дано около сотни представлений.
Солдаты последними зрителями на крупномасштабных шоу германского телевидения стали. 500 кинозалов на территории третьего рейха поступили в распоряжение армии. Внимание! Только в Берлине 11 военных госпиталей были подключены к вещанию. Идея телевещания для солдат была реализована и во Франции. Парижская студия вела трансляции с эйфелевой башни, и стала самым большим телевизионным центром своего времени. Командование довольно было. Для шатающихся без дела солдат появилось развлечение. Но основной контингент составляли раненные, врачи им рекомендовали отвлечься от войны.
Осенью 1944-го года немецкая телерадиовещательная организация свою работу прекратила.
Библиография:
1. дымарский, Е. съянова. Телевидение третьего рейха. - М., 2012.
2. Маковеев в. олимпийскому телевидению - 70 лет! Берлинская олимпиада 1936 года // "Broadcasting", 2006. - номер 5. 3. как создавалось телевидение // "Связьинвест", 2006. Номер 4.