Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Секреты мультфильма "Трое из Простоквашино": кто стал прототипом кота матроскина, и почему дядя Федор менялся до неузнаваемости.

31.01.2018 в 20:52

Повесть Эдуарда успенского "Дядя Федор, пес и кот" была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения ….


Секреты мультфильма Трое из Простоквашино: кто стал прототипом кота матроскина, и почему дядя Федор менялся до неузнаваемости.
Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни простоквашино. Так родились дядя Федор, кот матроскин, шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса заходера успенский сделал его 6-летним мальчиком - таким же, как его потенциальные читатели. И я всю книжку переписал. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился", - говорил успенский.

На самом деле впервые книга успенского была экранизирована еще в 1975 г. однако трехсерийный мультфильм "Дядя Федор, пес и кот" не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия - "Трое из Простоквашино" пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.

Над новым мультфильмом работали два художника - постановщика: Левон хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай ерыкалов был создателем кота матроскина, шарика, коровы мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом галчонка - птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам - мультипликаторам.

У некоторых персонажей реальные прототипы были. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. "Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки … очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но попов считал, что лучше квадратные", - рассказывал хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом - уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: "я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной".
Образ дяди Федора стал предметом бурных споров - режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией - "Каникулы в Простоквашино" - к работе подключился еще один художник - мультипликатор, Аркадий шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии - "Зима в Простоквашино" - он уже не принимал участия. А дядя федор тем временем изменился до неузнаваемости. "Если поставить дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю", - сокрушался Левон хачатрян.
Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота матроскина - правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард успенский "Списал" кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала "фитиль" Анатолия Тараскина. От него кот матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию - ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.
Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: "ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Таким образом, если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже - я бы еще подумал …". Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: "какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел". А вот у зрителей матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, - гениальным Олегом Табаковым.
По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард успенский рассказывал, что изначально кот матроскин, расхаживая из угла в угол "как Политзаключенный", должен был произносить: "на дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме". Но в окончательном варианте эта фраза звучит более "Политкорректно": "на дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе горохе".