Рисунки графа де бальмена.
Великосветские франты, будь они сорванцы, шелопуты, служили образцом "Хорошего Тона" даже для людей, стоявших неизмеримо выше их по развитию и образованию. Этот несчастный "Хороший тон" погубил не одну даровитую натуру, не могшую подняться выше уровня светскости, окончательного тогдашнего мерила всех достоинств человеческих. У нас в армии, где все служили провинциалы, не видавшие столицы, образцами подражания были отпускные гвардейцы, которые считали обязанностью задавать тон в провинции
. Конечно теперь танцы потеряли много, хотя все еще ничуть не выводятся: в благородном собрании, например, в Петербурге нередкость видеть полькирующими и коленоподобную лысину, и почтенные седины; но в эпоху о которой речь (1830-е гг. ), танцы составляли, во-первых, единственное общественное развлечение, во-вторых, служили средством выказывать свои достоинства. Отличный мазурист или вальсер нередко пользовался снисхождением начальства, и не один офицер попадал в адъютанты только за то, что не имел соперника в танцах. Теперь если без танцев можно слыть порядочным человеком и побеждать женские сердца, то прежде в провинции, да еще офицеру, немысленно было считаться порядочным, если он танцевал дурно. Не танцевать решительно не допускалось.
Вследствие этого и моншеры, к какому роду оружия не принадлежали бы, непременно были записные танцоры и любили первенствовать на всех балах, тщеславясь своими хореографическими способностями. Некоторые из них посвящали целые дни на изобретение какой-нибудь замысловатой фигуры в мазурке, показав которую на бале, бывали довольны не менее авторов, присутствующих в театре при первом представлении свой пьесы. Танцоров преимущественно окружали барышни, и были примеры, что хорошенькая и образованная девушка влюблялась в обыкновенного господина только потому, что он ловче других умел рисоваться по балам. Конечно и не из моншеров встречались хорошие танцоры и страстные любители этого искусства в ту танцевальную эпоху, однако моншеры занимались этим исключительно и везде получали пальму первенства. В какой бывало дом не приедешь, где только есть девицы и какое-нибудь фортепьяно, наконец разбитый орган, тотчас затевались танцы в четыре, даже в две пары и продолжались до рассвета, возобновляясь на другой день, после заврака, и могли бы образовать Perpetuum Mobile, если бы пары могли не расставаться. Для влюбленного много прелести в танцах, в которых действительно удобно и говорить, и показывать чувства, но истинные полотеры в наше время не смотрели на это, а отхватывали до утра из любви к искусству, собственно занятые процессом, и были такие, известные, впрочем, далеко в околотке, которых хозяева наперерыв приглашали на балы, потому что эти неутомимые плясуны танцевали сколько и с кем угодно, лишь бы совесть оставалась чиста, что они не пропустили ни одного танца. Такому аматеру хозяйка могла смело предложить не только для легких танцев и кадрили, но и на мазурку все бальные обноски, всю калечь, не находившую добровольных мучеников, а лишь та хозяйка казалась вполне гостеприимной и популярной, у которой в доме все танцевали. У иных помещиков обыкновенно после ужина вытаскивались из-за карт и толстяки, и старцы, и тут-то применялась гоголевская фраза: " пошла плясать вся губерния! Моншеры знали все балы за несколько месяцев вперед в смежных уездах и губерниях, и будь пора учений, караульная очередь или смотр, - моншер летел на бал пожинать лавры, если бы за это должен был поплатиться долговременным арестом или предложением начальства оставить полк.
Одним словом моншеры всегда и везде были верны себе, верны своему принципу и, не оставляя отдельной, замкнутой касты, действовали единодушно для тону, жертвуя иногда и личной свободой, и служебной карьерой.
Цитата по книге "Моншеры" Александр Степанович Афанасьев - чужбинский 1892 год. Автор о 30-х годах XIX в пишет.
Немного выводов:
1. на момент написания повести танцы уже были не обязательными для порядочного человека. В 30-е годы без этого нельзя было обойтись.
2. хороший танцор мог сделать себе хорошую карьеру и даже успешный брак.
3. были заядлые танцоры, танцевавшие со всеми и все танцы.
4. фигуры мазурки выдумывались заранее, чтобы удивлять всех на балах.
5. танцы часто устраивали в домах малым количеством в 2 или 4 пары.
6. на рисунке скорее всего изображена именно мазурка. Кавалеры топают, положение танцоров как в фигуре тур су пляс, в руках кавалеров платки, положение танцующих указывает на динамичный танец.
7. 1838 год мазурка уже котильонная. На рисунке мы видим, как пары, которые обошел выбор сидят на стульях и ждут своей очереди.
8. платки у кавалеров в руках, скорее всего тоже свидетельствуют о том, что их выбрали дамы в этой фигуре.
9. модные прически у кавалеров. 10. На заднем плане скучающие кавалеры, чьих дам увели на фигуру.
Что-то заметили интересное? Напишите в комментариях XIX@Professorn Balmen@Professorn Literature@Professorn.