Посредине - гвоздик ….
История_вещей_Historydocs.
Что такое "два Кольца, два Конца, Посередине - Гвоздик", знают в России не только взрослые, но и дети детсадовского возраста: это, конечно, ножницы.
Первые в мире ножницы не имели гвоздика посередине. Они были изобретены больше трёх тысяч лет назад и предназначались для стрижки овец. Срезать шерсть у овец обыкновенным ножом было очень неудобно и утомительно, и какой-то наш догадливый предок соединил два ножевых лезвия пружинящей стальной пластиной
. Лезвия у таких ножниц ещё не поворачивались, а просто сжимались рукой.
Что касается страны, в которой были изобретены первые ножницы, то тут мнения специалистов расходятся. Одни утверждают, что это был Китай, вторые - что страны Средиземноморья. Примерно с 4-го века до нашей эры в археологических раскопках ножницы встречаются уже на огромной территории - от Англии до Египта.
Широкое применение.
Назначение у этих Находок было самое разнообразное - от скотоводства, медицины и портновского ремесла до цирюльного дела. Впрочем, цирюльники долгое время предпочитали обходиться по старинке двумя ножами (причём ничем не соединёнными) - сказывался консерватизм профессии. Такие ножи часто изображались на надгробиях античных куаферов уже в те времена, когда были известны ножницы. Так же обстояло дело и в древнем Риме.
В германских племенах ножницы появились примерно в одно время с древнеримскими. Историков очень заинтересовал тот факт, что древние германцы имели обыкновение класть ножницы в могилы своих умерших соплеменников. В захоронениях, причём по преимуществу мужских, принадлежащих не только пастухам, врачам или цирюльникам, но и воинам, и даже аристократам, встречаются большие и совсем маленькие бронзовые, серебряные или чисто металлические ножницы.
Зачем они были нужны в могилах таких разных людей? Обоснованных объяснений этого обычая у историков до сих пор не появилось.
Ножницы, которые почти ничем не отличаются от современных, с тем самым стерженьком - гвоздиком посредине, появились приблизительно в 10-м веке. По крайней мере, самые старые ножницы в восточной Европе, найденные во время археологических раскопок под смоленском, были изготовлены примерно в это время.
Делали ножницы, как уже было сказано выше, из различных металлов - бронзы, серебра, железа. Искусные мастера украшали ручки, загнутые кольцами, орнаментами, фигурками зверей, изображениями плодов. Иногда ножницы изготавливали в виде головы птицы с огромным клювом, образованным режущими лезвиями.
Шли годы, и со временем были изобретены различные конструкции ножниц, предназначенных для определённых видов работ.
Раньше других стали изготавливаться массивные портновские ножницы для резки и раскроя тканей, затем появились комплекты ножниц для садовников и парикмахеров.
До наступления эры электричества широкое распространение получили фитильные ножницы для подрезки сгоревшего фитиля свечи. Эти ножницы довольно скоро настоящими произведениями искусства стали. На них чеканили гербы и знаки владельцев, изображали различные жанровые сценки, наносили затейливые узоры. Сейчас коллекции фитильных ножниц можно увидеть в экспозициях многих краеведческих музеев страны.
В наши дни разновидностей ножниц стало ещё больше.
Главный инструмент.
Свои наборы ножниц имеют металлисты, кожевники, медики, электромонтёры, мастера маникюра, кондитеры, повара. Есть специальные ножницы у любителей сигар и у мастеров вышивки.
Ножницы - один из главных инструментов (вместе с ножом) для вырезания из бумаги. История вырезания из бумаги насчитывает много столетий. И началась она с момента изобретения бумаги в Китае Цай лунем в 105 году. Наиболее ранние образцы этого искусства, о которых есть описания, датируются 4-6 веками. Основные сюжеты ажурного вырезания - силуэты людей, растительно - животный мир, изображения богов и духов.
Силуэтное вырезание было очень модно в России в конце 18-го - начале 19-го веков. Первым знаменитым русским художником - силуэтистом стал Фёдор толстой, произведения которого хранятся в фондах русского музея.
А в западной Европе в 19-м веке умением вырезать из бумаги славился знаменитый сказочник Ганс христиан Андерсен. В его музее в датском городке Оденсе есть целый зал, посвящённый силуэтам и ажурным композициям, выполненным Андерсеном собственноручно. Здесь же, в витрине, лежат его ножницы, с которыми умелец никогда не расставался.
"Многие, я думаю, ещё вспоминают ту удивительную лёгкость, обладая которой, Андерсен с помощью одних ножниц, быстро поворачивая бумагу во все стороны, создавал силуэты людей, зверей, ландшафтов. Но лучше всего ему удавались два самых любимых сюжета: танцовщица, стоящая на носке одной ножки, и вор на виселице - эти фигуры часто встречались в его изящных арабесках", - вспоминал ближайший друг писателя Эдвард Коллин.
В 2007 году в Петербурге состоялся первый международный фестиваль мастеров классического силуэта, посвящённый 225-летию искусства силуэта в России. В рамках этого фестиваля была открыта выставка работ мастеров данного жанра в залах пушкинского дома ран. Совсем недавно, в начале 2012 года, в Петербурге вышло в свет подарочное издание "Евгения Онегина" с великолепными силуэтными иллюстрациями одного из современных художников.
Может быть, о самом необычном применении ножниц поведала одному из авторов "Блокадной Книги" писателю Алесю Адамовичу жительница блокадного Ленинграда.
В голодные зимние месяцы 1942 года, когда она была ещё ребёнком, девочке постоянно хотелось есть. Блокадные 125 грамм почти не уменьшали чувство голода. Они во рту мгновенно исчезали. Оставшиеся крошки ребёнок не проглатывал, а сосал, а потом сосал пальцы, неуловимо пахнувшие хлебом. И тогда мама дочке ножницы и пачку старых газет давала. Девочка часами монотонно стригла газеты, чтобы хоть на время отвлечься от мыслей о еде.
Этот эпизод запомнился ей на всю оставшуюся жизнь как одно из самых страшных воспоминаний о блокадном времени.
В руках гениев.
Согласно одной из легенд, родина ножниц - древний Египет. Именно здесь ещё в 16-м веке до нашей эры появился инструмент, без которого не мог обойтись ни один фараон. И этому есть подтверждение - при раскопках археологи нашли экземпляр инструмента, который был сделан из цельного куска металла. Но, скорее всего, ножницы такими бы и остались, если бы не сира - кузский мудрец и механик Архимед - величайший изобретатель древней Греции. Он первым открыл принцип рычага, произнеся: "дайте мне точку опоры, и я переверну мир! Зерно упало на подготовленную почву - кто-то из ближневосточных умельцев уже в 8-м веке соединил железные лезвия с помощью штифта - гвоздика, загнул ручки кольцами. И - о чудо, на свет родились ножницы рычажного типа - аналогичные современному типу режущих инструментов. Такое соединение ножниц позволяет уменьшить усилие при разрезании ткани или кожи и при этом регулировать его.
Однако потом о ножницах в Европе почему-то забыли аж до 15-го века. Следующий этап усовершенствования ножниц связан с именем гения средневековья Леонардо да Винчи. Как известно, он был художником, жаждущим совершенства. Внимание! Только в том случае, если его что-то не устраивало, он отрезал часть холста. Чтобы упростить этот способ, он и сконструировал себе подспорье - в его чертежах нашли рисунок инструмента, похожего на нынешние ножницы. Генрих тумаринсон.