Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Модный приговоръ. Как карельские женщины втайне от мужа муку на ТКАНЬ меняли.

05.11.2017 в 03:31

Как одевались жители Карелии сто лет назад и почему у мужчин одежда изнашивалась больше. Очередной выпуск проекта "Умные Вещи".
Когда в юности моя мама приезжала в отпуск в родную деревню, не было большего шика для нее и ее сверстниц, таких же уехавших в город девчонок, чем выйти из автобуса в "Городском"
Модный приговоръ.  Как карельские женщины втайне от мужа муку на ТКАНЬ меняли.. Модное пальто, хорошие туфли, прическа - все в мгновение ока оценивалось деревенскими жителями и формировалось общественное мнение о том, что данная особа "Видать, Хорошо в Городе Устроилась".
Достойный "Выгляд" отпускниц вполне прикрывал любую их неустроенность в бытовом плане (съемная комнатенка в развалюшке на отшибе) и трудовые будни (работа по сменам и учеба по вечерам. Волшебная сила преображения, которыми обладают одежда и стиль, давно наглядно доказана телевизионными "Модными Приговорами", мы же сегодня посмотрим на превращения, которые были дороги карельским сердцам лет сто назад.
С давних пор умение нарядно одеться и показать себя в лучшем свете было актуальным даже в самом глухом уголке нашего лесного севера. В деревне иметь достойную "Одетку" и "обутку" необходимо было уже всем подросткам. До этого возраста представления о том, насколько хорошо нужно одевать детей, были очень разными. В некоторых карельских деревнях уже трехлетнюю девочку наряжали в полную копию взрослой одежды, а где-то парень получал свои первые порты лишь в 14 лет.

Модный приговоръ.  Как карельские женщины втайне от мужа муку на ТКАНЬ меняли. 01
Как бы то ни было, когда подростки начинали посещать первые вечеринки - бесёды, выглядеть они должны были соответственно будущим женихам и невестам - нарядно. То-то было забот родителям покупать аршины тканей и лент дочерям да выправлять приличный костюм с сапогами сыновьям. Впрочем, и сами дети уже старались заботиться о том, чтобы подзаработать себе на обновки. Чистым разорением для родителей было иметь несколько дочерей, каждой из которых собиралось приданое ….
Но были среди сундуков с приданым и такие, в которых по женской линии передавалась праздничная одежда - "покр? Та", "п? Крут". И сегодня ее можно видеть по большей части в музеях.
Интересно, что в тех же музеях чрезвычайно мало хранится мужской одежды. В отличие от женской она беспощадно изнашивалась: самый праздничный костюм со временем превращался в повседневный и жил очень недолго. Женским нарядам повезло больше - но это относится лишь к праздничным вещам. Их берегли, аккуратно хранили, не только не гладили, но и не стирали, более того, в дорогом сарафане лишний раз боялись на скамейку присесть ….
Вообще повседневная одежда в деревне была самая невзрачная: домотканая или из сукна, то есть шерстяная, выкрашенная природными красителями. Все мы знаем веселые полосатые половички, которые до сих пор ткутся карельскими мастерами. Но мы совершенно забыли, что в Карелии точно так же сотканные из тряпок ткани шли на изготовление рабочих кофт и юбок, домашних одеял. Главное в будничной одежде - ее функциональность: немаркость, способность согреть, удобство. И, конечно, дешевизна, ведь такую одежду хозяйки делали своими руками от и до - сами обрабатывали лён и шерсть, пряли и ткали, красили и шили.
Тем больше ценилась одежда праздничная - яркая, сшитая из покупных дорогих и красивых тканей. Она не только украшала человека, но и выставляла его в лучшем свете, формируя то самое общественное мнение. Показать все самое лучшее можно было лишь в праздники, которыми так богат православный календарь.
На смену серым рабочим будням приходило праздничное утро, когда из сундуков девушками доставались сорочки тонкого полотна, сотканного еще бабушкой, парчовый сарафан, отрез на который покупался еще дедом для матери, и дорогой головной убор из жемчуга. Самая красивая одежда доставалась старшей дочери на выданье, и ее должно было быть много - ведь за праздничный день девицы переодевались не один раз, показывая достаток своей семьи именно многообразием своей одежды.

Модный приговоръ.  Как карельские женщины втайне от мужа муку на ТКАНЬ меняли. 02
Но и деревенская мода не стоит на месте, меняется. Только в том случае, если бабушка в юности щеголяла в косоклинном сарафане, узком вверху и расширяющемся книзу, и в рубахе с длинным рукавом на старинный лад, то мать уже перешла на круглый сарафан и носила пышные рукава на городской манер, подвязывая их яркими шелковыми лентами. А внучка смело рядилась в городскую парочку из кофты и юбки, щеголяя зонтиком, часиками на цепочке и вязанными нитяными перчатками.
Стремясь одеться красиво и дорого, небогатые крестьяне зачастую шли на хитрости - точно так же, как в наши дни иной владелец дорогого костюма покупает его в кредит. На кусок новой ткани тайком от мужа обменивалась последняя в доме мука, а в жилетном кармане, откуда свисала цепочка для часов, не было самих часов.
Желание выглядеть хорошо и даже лучше, чем они себе это могли позволить, в местных крестьянах было непреодолимо - это отмечали все современники. При этом старинная одежда и головные уборы трепетно хранились и играли роль семейного капитала, с которым расставались в крайних случаях нужды. То, что их нет в вашей семье, скорее всего говорит о том, что ими в свое время расплатились за хлеб, в котором нуждались сильнее, чем в семейных реликвиях.
В основу народного женского костюма по всей Карелии лег русский сарафан, покоривший значительную часть России, тем не менее по наряду всегда можно было отличить поморку от беломорской карелки, а пудожанку от жительницы заонежья.

Модный приговоръ.  Как карельские женщины втайне от мужа муку на ТКАНЬ меняли. 03
В народной одежде жителей Карелии можно усмотреть разные на нее влияния - финское и саамское для жителей приграничных территорий или городское (питерское) для тех, кто часто бывал в столице. А старообрядческие традиции и труднодоступность позволяли сохранять в отдаленных уголках губернии самые старинные формы одежды или развивать свои собственные, ни для кого больше не характерные черты.

Модный приговоръ.  Как карельские женщины втайне от мужа муку на ТКАНЬ меняли. 04
Спрошу у читательниц - можете ли вы позволить себе надеть бабушкино платье в праздник? Можете, если оно сохранилось, прилично выглядит, а вы идете на вечеринку в стиле ретро. За последние сто лет наши соотечественники утратили традицию хранить и использовать народный костюм, увы. И причин тому множество, а хуже всего то, что потерялось и само представление об этом костюме.
В сознании россиян живуче снегурочкино сочетание "Сарафан - Кокошник", которое нещадно эксплуатируется народными коллективами даже там, где эти наряды сроду не бытовали. А богатство народной традиционной одежды в России бесконечно велико - свидетельством тому музейные коллекции.
Лишь в том случае, если вы хотите побольше узнать о многообразии народного костюма в нашем крае, добро пожаловать на выставку "Девицы Крученые, Прялицы Точеные" в национальном музее республики Карелии, которая работает до 6 ноября 2016 г. подобной выставки в музее не было двадцать лет, так что ценителей старины она порадует. А всем, кому интересна народная одежда, приглашаем в группу "Традиционный Костюм Карелии". Главное фото - Прокудин - горский.

Модный приговоръ.  Как карельские женщины втайне от мужа муку на ТКАНЬ меняли. 05