Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии.

25.03.2017 в 10:28

В книге рассматриваются археологические материалы, которые дают.
Возможность изучить древнерусский костюм - его состав, отдельные детали и общий облик. Привлекаются также письменные, изобразительные источники X - Xvii вв. И этнографические материалы Xviii - XX вв.

Разделы посвящены одежде, украшениям, комплексам женского и мужского костюма. Исследуются социально - возрастные и локальные особенности древнерусского костюма различных территорий древней Руси.

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии.
Рассматривается эволюция русского костюма на протяжении X - Xvii вв.
Работа рассчитана на широкий круг читателей, включая как.
Специалистов - историков, археологов, музейных работников, студентов -.
Историков, так и на любителей, интересующихся историей древней Руси, школьников, участников клубов исторической реконструкции.
Как выглядел древнерусский человек?

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. 01
Ни утварь, ни хозяйственные инструменты, ни оружие не дают нам возможности так живо представить внешний облик человека, как это позволяют сделать одежда, украшения, головной убор и обувь.

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. 02
Одежда и украшения были очень важны для людей средневековья. Не случайно в русских сказках и былинах их иногда наделяют волшебными свойствами. Во многих из них повествуется о русских красавицах и их волшебных нарядах, о мастерицах, владевших искусным шитьем и вышивкой. Вспомним хотя бы царевну - лягушку, Василису прекрасную и марью - искусницу.

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. 03
Костюм - это ансамбль, комплекс, в центре которого находится.
Человек. Этот комплекс объединяет одежду, обувь, а также дополнительные предметы для оформления как одежды, так и частей тела, или аксессуаров, а также косметику, прическу, грим.

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. 04
Под одеждой понимается набор отдельных разновидностей покровов для тела (платье, рубаха, чулки и т. д. . костюм сочетает в себе практическую и эстетическую функции, помогая человеку организовать быт, труд и общение. Любой традиционный костюм, в том числе и древнерусский, не представляет собой чего-то статичного, застывшего. В процессе его складывания на протяжении веков на его облике сказывались изменения быта, социальной структуры, взаимосвязи и влияния.
Различных народов.

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. 05
Большинство таких изменений оставило след в комплексе народного костюма в целом (появление новых элементов) или в различных компонентах (материале, покрое, орнаментах) и использовании (манера ношения.

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. 06
Все это делает традиционный костюм важнейшим источником для изучения происхождения этносов, их исторической судьбы, культурных связей и контактов.

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. 07
Древнерусский костюм уже давно предметом специального стал.
Изучения для представителей многих дисциплин: историков, искусствоведов, этнографов, археологов, реставраторов, ювелиров, филологов.

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. 08
Теоретические вопросы истории русского традиционного костюма были разработаны в этнографических исследованиях.

Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. 09
Русскому народному костюму посвящены крупные самостоятельные разделы в историко - этнографических атласах, справочных изданиях по истории одежды.

Этнографические материалы дают возможность рассматривать проблемы типологии русского костюма, выделить виды повседневной и праздничной, ритуальной одежды, социально - возрастные и территориальные комплексы.

Костюм традиционно рассматривается исследователями в двух.
Основных аспектах: функциональном и знаковом.

Именно полный комплекс одежды и других деталей костюма зависит от условий, продиктованных практическими целями, и включает оттенки символического значения.

Покров создавался человеком для защиты тела от воздействия окружающей среды: холода, зноя, атмосферных явлений, помогал ему в адаптации к внешним условиям. Однако уже на ранних стадиях развития общества человеком были предприняты попытки обозначить самого себя, придумать знаки, дающие представление о нем и его действиях. Окраска тела, нанесение на него знаков, татуировка, особая прическа соответствовали психологическому облику людей, их мировоззрению.

Таким образом, одежда и аксессуары появились одновременно, и если функциональная сторона костюма, его подчинение конкретным условиям проявляется в одежде, то отдельные элементы ее оформления, определенный набор аксессуаров были призваны соответствовать существующим в обществе особенностям мировоззрения, поведения, сложившейся традиции.

Здесь решающую роль играло удобство не практического ношения, а восприятия костюма самим собой и другими людьми.

Изучение русского костюма X - Xiii вв. Осложняется тем, что полные.
Его образцы практически не сохранились. Это обстоятельство делает для его исследователей особенно актуальным комплексный подход, предполагающий использование всех видов исторических источников:
Археологических, письменных, изобразительных, этнографических.

Письменные источники содержат, как правило, лишь отрывочные сведения о внешнем виде древнерусских людей и их одеждах.

Берестяные грамоты, летописи позволяют судить о названиях одежд, материале, из которого они изготавливались, об их принадлежности и месте в общем ансамбле, и даже стоимости. Но в редких случаях можно точно представить, как кроился, шился, застегивался, носился и в конечном итоге выглядел тот или иной элемент костюма.

Древнерусские изобразительные источники немногочисленны и спорны. Как правило, названия древнерусских одежд, известные из письменных источников, весьма трудно соотнести с изображениями или археологическими Находками. Однако, в комплексе эти источники дополняют друг друга и позволяют составить относительно.
Полное представление о костюме и его отдельных элементах, а иногда и.
Проследить закономерности в его развитии.

Фрагментарные данные изобразительных и письменных источников.
Оказываются более информативными при сопоставлении с археологическими материалами. Они основными для большинства исследователей древнерусского костюма являются.

Археология, как правило, имеет дело с аксессуарами костюма. Они составляют значительную часть в круге русских древностей - в основном, это различные украшения и застежки. Археологи находят самые разнообразные украшения, застежки и обрывки одежд, на.
Любой вкус - и боярина, и простолюдина, знатной горожанки - модницы и.
Простой жительницы сельской местности.
Итак, археологические материалы имеют особое значение для изучения.
Древнерусского костюма. В настоящей книге древнерусский костюм.
Рассматривается на основе археологических источников, подкрепляемых.
Письменными свидетельствами и изображениями.
В исследованиях М. а. сабуровой, а. в. арциховского и М. Г. Рабиновича представлена системная характеристика костюма, включающая.
Описание материала одежды, ее покроя, орнамента, важнейших предметов одежды, комплекса сельского и городского костюма, его функций в семье и обществе. В этих исследованиях использован широкий круг археологических и этнографических источников, изображения, описания в средневековых литературных произведениях, актах и других памятниках письменности. Эти работы и трудности такого комплексного подхода продемонстрировали.

Ведь письменные источники содержат, как правило, лишь отрывочные сведения о внешнем виде древнерусских людей и их одеждах. Древнерусские изобразительные источники и немногочисленны.
Спорны. Как правило, названия древнерусских одежд трудно соотнести с.
Изображениями или археологическими Находками.

Исследователями костюма основное внимание изучению уделялось.
Погребальных памятников и погребениям, совершенным по обряду.
Ингумации (трупоположения. Именно они основными являются.
Источниками для реконструкции костюма, поскольку набор инвентаря в.
Погребении, сохранившийся "in Situ" ("на своих местах"), позволяет.
Украшения и застежки как части единого комплекса рассматривать.

Поэтому значительное число посвящено научных работ по этой тематике.
Непосредственно анализу расположения предметов в конкретных.
Погребениях и реконструкции конкретных элементов костюма на основе этих данных.

Мария Андреевна Сабурова одной из первых в отечественной археологии специально рассмотрела возможности реконструкции костюма по.
Материалам древнерусских погребальных памятников и разработала методы реконструкции древнерусских головных уборов. Ею же была написана обобщающая работа по истории древнерусского костюма, в которой не только были учтены категории древнерусских украшений, но и, что особенно ценно, впервые обобщены данные о многочисленных фрагментированных Находках одежды.

Реконструкции костюмов и их отдельных элементов на широком.
Материале погребений были предложены Н. в. хвощинской, Е. а.
Рябининым, Н. а. Макаровым, в. П. Левашовой, М. а. сабуровой и а. к.
Елкиной, Н. б. крыласовой, М. с. Павловой, а. Г. шпилевым, Ю. в.
Степановой.

Исследованием одежды и украшений восточнославянских племен занимался в. в. Седов. Т. г. сарачевой и а. с. Агаповым изучались.
Способы ношения височных украшений. По материалам верхневолжских.
Погребальных памятников реконструкции костюма и отдельных его.
Элементов проводились Ф. Х. Арслановой, и. в. ислановой, а. Н.
Хохловым и а. с. Дворниковым, Ю. в. Степановой.

Изучая материалы погребений различных частей древней Руси, исследователи отметили разнообразие комплексов погребального костюма, выделяя локальные комплексы женского костюма, отражающие пути его формирования и разноэтничный характер населения этих территорий в древнерусское время.

Значительная часть известных категорий древнерусских вещей.
Относится к аксессуарам костюма. Таким образом, для исследователя.
Древнерусского костюма особенно важно изучение типологии древнерусских вещей, их хронологии и территориального распространения.

В настоящее время археологи опираются на целый ряд типо - хронологических шкал отдельных категорий вещей, исследования их морфологии, технологии и происхождения. Эти работы являются особенно важными в связи с решением проблемы хронологии древнерусского костюма.
Материалы этнографии России Xviii - XX вв. Показывают, что каждой.
Из социально - возрастных групп населения был присущ свой тип костюма.
Крестьянский костюм являлся отражением положения человека в семье и одновременно являлся свидетельством его достатка. Исследователями - этнографами отмечалось, что каждая возрастная группа занимала особое место в создании материальных благ, что отражалось в ношении определенного вида одежды.

Переход из одной группы в другую сопровождался определенными обрядами, в которых также принимал участие определенный вид костюма.

Деление общества социально - возрастные группы прослеживается с глубокой древности. Отражение этого явления в костюме вплоть до XX века сохранялось.

Типология погребальной древнерусской одежды была предложена м. а. сабуровой. Возрастные особенности костюма были изучены б. а. Рыбаковым по материалам раскопок Чернигова.

Социально - возрастные особенности прослеживаются и погребальном костюме верхневолжья.

Способы ношения отдельных предметов в составе костюма.
Реконструировались многими исследователями.
Н. в. Жилиной исследовались конструктивные особенности и способы ношения древнерусского драгоценного убора, с. с. рябцевой - состав и варианты Находок текстиля, происходящих из различных памятников Руси X - Xvii вв., значительно пополнили базу знаний о технологии изготовления одежды, позволили значительно продвинуться в понимании происхождения отдельных ее видов.

Всеми исследователями отмечалось, что возможности реконструкции.
Костюма по данным погребений ограничены в силу плохой сохранности.
Органических материалов и отсутствия остатков одежды, достаточных для реконструкции ее покроя. В связи с этим в работах поднимались такие вопросы, как привлечение данных этнографии для исследования древнего костюма и разработка методов полевых исследований, привлечение естественнонаучных методов для изучения остатков костюма.

Неоспоримым является факт, что археологические данные по древней.
Руси и данные этнографических источников Xviii - XX вв. Разделяются.
Значительным хронологическим периодом, вследствие чего прямые.
Аналогии, в особенности при реконструкции отдельных экземпляров.
Костюма, неправомерны. В то же время, при выделении отдельных видов.
Одежды исследователями разработанные этнографами привлекаются.
Типологии костюма.

Так, в работах М. а. сабуровой, в. в. Седова, Н. в. Жилиной, а. Г. шпилева, о. в. орфинской, Ю. в. Степановой на материалах конкретных памятников были произведены сопоставления с данными этнографии. Полученные выводы свидетельствуют о правомерности этих сопоставлений.

Таким образом, при изучении и реконструкции древнего костюма необходимо знание реликтовой одежды, ее типологии и закономерностей формирования. Это позволяет подтвердить и уточнить полученные выводы о видах костюма, их культурной интерпретации и хронологии. Русский позднесредневековый костюм становился предметом исследований как историков, так и искусствоведов, реставраторов и художников. Ю. в. Степанова Русь_быт_история_источники.