Искрящаяся россыпь самоцветов.
Роскошь, окружавшая российских императриц, поражала всякое воображение, в том числе, воображение иностранных дипломатов, бывавших на торжествах в Версале: сиявшие обилием сусального золота дворцы, осыпанная бриллиантами знать; праздничные застолья поражали фантазией даже весьма искушенную публику: фонтаны шампанского, вина и цветной воды, фрукты из Астрахани, раки из Украины, устрицы из Кронштадта, свежие паштеты из Страсбурга, на столах высились огромные пирамиды из кондитерских изделий, всевозможных сахарных украшений, привозившихся из далеких стран … на торжественных обедах число блюд доходило до восьмидесяти. Придворные пиротехники создавали для гостей целое театральное представление вечерами: красочные фейерверки из белых и цветных огней, превращающиеся в разные аллегории, движущиеся фигуры, иллюминации сопровождались живой музыкой и грандиозным салютом. Такая жизнь была похожа на сказку ….
Итак звалась она Lisette.
Елизаветинский век именно с такой жизнью ассоциируется. Елизавета, как и всякая женщина, любила все прекрасное, и, как и многие женщины, не умела себе отказывать, но как бы то ни было, императрица оставила нам много красоты и чудесных историй, связанных с ее личными вещами и жизнью, которые будто приоткрывают нам страницы из далекого, но захватывающего прошлого ….
Этот загадочный и блистательный Xviii век, проводящий время в бесконечных балах и маскарадах, затмевал всех: платья, расшитые серебром и золотом, аксессуары из мехов и перьев, обилие драгоценностей, туфельки.
Ювелиры того времени создавали подлинные произведения искусства: фиалковый аметист, небесно - синий сапфир, гранатовый альмандин, лазурный аквамарин и целые россыпи других драгоценных камней, которые оправляли в специальные оправы вместе с искрящимися бриллиантами, с учетом формы каждого из камней. Ювелирные вещицы украшали почти все части дамского туалета: шали и корсажи, шляпы и юбки, они украшали также прически, поэтому при любом движении все это великолепие вспыхивало и переливалось разноцветными огнями, завораживая.
Елизавета была первой модницей в стране: она любила коллекционировать разные необычные украшения, в ее коллекции миниатюрные часы, вмонтированные в кольцо, созданное по ее проекту (уникальная вещь по тем временам. Украшениям этой эпохи характерны затейливость и обилие растительных орнаментов, поэтому многие из них выполнялись в форме цветов - в этом стиле выполнена знаменитая "Пластичная" диадема Елизаветы: цветы из розовых, золотистых и белых бриллиантов нежно сверкают всевозможными отливами на фоне листиков из зеленой эмали, на диадеме притаилась алмазная пчелка. Фрагменты этой диадемы могли менять форму в соответствии с прической императрицы. В комплекте к диадеме шли серьги, выполненные в виде букетиков из бриллиантовых цветов таких же оттенков, а также брошь "Малый Букет" из золота для корсажа.
Заслуживает внимание и другой, не менее известный, комплект Елизаветы, состоящий из броши для шляпы и пары серег, представленные алмазно - сапфировыми фонтанами: струйки из алмазов заканчиваются каплями из сапфиров (во время обработки их купали в медном купоросе, чтобы оживить цвет и игру камней.
Знаменитый придворный ювелир Жереми позье создал множество драгоценных букетов для Елизаветы из алмазов, цветных бразильских бриллиантов, хрусталя, жемчуга и изумрудов. Отличительной чертой его работ были почти еле заметные золотые основы и обилие камней. Пожалуй, один из самых известных - большой букет из цветных алмазов желтого и розовато - сиреневого оттенков и изумрудных листьев, оправа этого букета - сквозная, с целью усилить игру света камней.
Позье использовал макеты из воска при создании каждого нового ювелирного шедевра и всякий раз предоставлял императрице эти макеты на утверждение, прежде чем приступить к работе над изделием.
В целом, цветные алмазы - большая редкость в природе, поэтому такие изделия были бесценными. Но поскольку императрица задавала тон в моде, придворные дамы тоже должны были соответствовать пышному блеску ее двора, поэтому у ювелиров было множество заказов на подобные вещицы, и был придуман способ создания драгоценных камней нужных цветов: секрет был в том, что ювелиры подкладывали очень тонкую ювелирную фольгу, окрашенную в определенный цвет под камни, таким образом получали цветные драгоценности, бывшие тогда в большой моде.
Среди знаменитых вещей, принадлежавших Елизавете Петровне, - нарядная большая пряжка - аграф, она была создана позье в 1750-х годах и служила застежкой для горностаевой мантии. Длина этой роскошной бриллиантовой пряжки - 25 см., ширина - 11 см., на нее ушло 319, 4 грамма серебра и 20 грамм золота. Ювелиром была выбрана форма банта для этой броши, бант выполнен из трех ветвей, инкрустированных бразильскими и индийскими бриллиантами. Переплетенные ветви, несмотря на свою массивность, создают эффект легкости и воздушности за счет маленьких цветочков, разбросанных на тонких стебельках между ветвей. Алмазы, которые ювелир выбрал для застежки, имели разную бриллиантовую огранку (всего 805 камней), а общий вес составил 475, 44 карата.
Cреди брошей, популярных в елизаветинскую эпоху, был также бант - склаваж, то есть бант с подвеской. Обычно такую брошь крепили к кружевным и бархатным лентам, служащих украшением для шеи дамы. Привычная форма такого украшения была в форме бабочки или банта, однако, позже оно приобрело овальную и прочие формы. Сапфиры, изумруды и прочие драгоценные камни оправлялись в золотые и платиновые оправы и дополнялись бриллиантами. В императорской коллекции есть знаменитый бант - склаваж, принадлежавший уже Екатерине II, но от этого не менее известный. Бант инкрустирован 21-й шпинелью насыщенного алого цвета, все камни крупного размера, обрамленные бриллиантами. Благородная прозрачная шпинель, окрашенная в яркие цвета, без примесей, встречается крайне редко. Ювелиры также применяли подложку из фольги, которую подкладывали под прозрачные кристаллы шпинели, чтобы заставить играть их еще ярче.
Помимо украшений были и другие драгоценные вещи в обиходе императрицы, многие из них были получены в качестве подарков от послов, иностранных дипломатов.
"…Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело …" (а. с. Пушкин.
Ручное зеркало Елизаветы выполнили английские мастера эпохи рококо из золота, оно было поднесено императрице от имени османа III, турецкого султана. Зеркало представляет собой редкий образец чеканки: над зеркалом расположены шестиконечные звезды и полумесяц. Помимо замысловатой чеканки, обратная сторона зеркала украшена орнаментом из шпинели, рубинов и бриллиантов. Учитывая тот момент, что Елизавета очень любила смотреться в зеркала и многократно могла менять свои туалеты в течение дня, можно себе представить, что она часто держала ювелирное зеркало султана в руках и смотрелась в него.
Французский посол маркиз Жак - Иоахим тротти де ла шетарди на светлый праздник пасхи преподнес Елизавете необычный несессер в форме яйца. Несессер был создан мастером из Парижа, Франсуа бэкером: ювелир применил множество благородных материалов отделки (металл, серебро, золото, эмали, алмазы, бриллианты, стекла), а также приемов декора (различные техники гравировки, чеканки, росписи. Размер яйца - 8, 3 х 6, 4 см 2. чтобы увеличить блеск и игру бриллиантов, камни были оправлены в серебряную оправу, чтобы выгодно выделяться на золотом фоне. В несессере находились встроенные ящички для хранения миниатюрных "Предметов Первой Необходимости", среди которых числились золотые ножнички, пилочки, духи в хрустальном флаконе и золотые зубочистки. Нижняя крышка яйца, под которой находились эти изящные вещицы, была украшена российским двуглавым орлом, с московским гербом на груди, и со знаком ордена святого Андрея Первозванного. Верхняя крышка несессера украшена вензелем EI, вокруг нее находится надпись: Tout Les Moments. Vous. Sout … one s. под верхней крышкой скрываются часы с римскими цифрами. По бокам яйцо также украшено пейзажами, расписанными на эмали, окаймленной золотом, а также в нижней части, его опоясывает белая эмалевая лента с надписью: Si. Vuos. Me Regardez. Je. Serai. Regardee и Nie. Pour. Orner. Une. Couronne.
"… Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А на крышке - то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья - то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу …" ( "Городок в Табакерке" в. Ф. Одоевский.
Табакерки заслуживают отдельного внимания, поскольку их обожали и Елизавета Петровна, которая буквально скупала их со всего мира, не жалея средств, и Екатерина II.
Нюхательный табак был широко востребован в Петербурге, считалось, что это привычка полезна для здоровья.
Одним из самых популярных сортов был "Розовый", в его состав входили розовое масло, розовая вода, эликсир соснового масла, осиновая зола: "…насыпав в бутылки табак (перемешанный вручную со всеми добавками), закубрить его пробкой и завязать пузырем. Поставить на печь дней на пять или на шесть, а на ночь в печку ставить, в лежачем положении … после чего он будет готов …" ( в. а. Гиляровский.
Ароматный табак высоко ценили и хранили его в маленьких коробочках или табакерках, которые изготавливали из совершенно разных материалов, среди которых дерево и папье-маше. Табакерки более знатных особ, в том числе первых лиц российской империи, создавали из драгоценных материалов: фарфор, перламутр, золото, серебро, а то и вовсе из экзотических материалов, таких как: слоновая кость, черепаховый панцирь, нефрит и прочих.
Украшали эти миниатюрные произведения искусства драгоценными камнями, особенно бриллиантами, вставками из эмали. Табакерка была важным аксессуаром ее хозяина или хозяйки, указывающим на положение в обществе, состоятельность, а также говорящая о наличии тонких вкусов, что тоже было деталью немаловажной в высшем обществе.
Известная мануфактура, где производили табакерки, располагалась в доме купца Апраксина, у литейного двора с сентября 1726 года. Здесь работали табакерочных дел мастера, и находись специальные инструменты.
Однако императрицы получали в свое владение не только табакерки отечественного производства, но и делали заказы на табакерки по всему миру, у знатных мастеров. Одним из таких мастеров был придворный ювелир из Швейцарии позье, столь любимый Елизаветой Петровной и Екатериной II, который прославился, в первую очередь, именно благодаря табакеркам. Среди прочих знаменитых заказчиков позье: графы Воронцовы, Шуваловы, Бирон и прочие высокопоставленные лица.
В 1760-х годах в императорскую столицу приехал еще один швейцарский ювелир Жан-пьер адор, открывший фабрику на большой морской улице в доме номер 24, где под его авторством создавались неповторимые шедевры.
В эрмитаже хранится его знаменитая "Чесменская" табакерка (1771 год), которую он создал в честь победы русского флота над турецким противником в чесменской бухте. В создании табакерки были использованы разные техники: чеканка, роспись по эмали, инкрустация бриллиантами, основа табакерки создана из золота и серебра.
Здесь же находится и другая знаменитая табакерка ювелира, на которой изображена Екатерина II, принимающая ключи от города Бендеры (1771 - 1772 г. г. . табакерка весьма сложна в своем исполнении: использовано множество приемов отделки, таких как гравировка, чеканка, пунцирование (техника нанесения узоров на золотые и серебряные изделия, в данном случае табакерка была выполнена из золота и серебра. Табакерка богато украшена эмалью, а также эмалевой вставкой, в честь которой получила свое название, и инкрустацией бриллиантами.
Также хорошо известна его "Медальная" табакерка из золота с изображением Екатерины II в образе минервы (1774 год.
Ювелир Иоганн Готлиб шарф создал драгоценную табакерку, на которой изображен памятник Екатерине II. Табакерка была выполнена в 1776 году, из золота и серебра, крышка была украшена сложным узором из сапфиров и бриллиантов. Эмалевая миниатюра с изображением памятника императрице была написана позднее (конец 1790- начало 1791 г. ) мастером Козловым Гавриилом Игнатьевичем. Эмаль написана в стиле гризайль, для которой характерны разные оттенки коричневого и серого цветов, и была заказана князем Григорием Александровичем Потемкиным. Знаменитый памятник, который изображен на табакерке, был выполнен в 1790 г. скульптором Федотом Шубиным.
Ввиду того, что нюхать табак было здоровой привычкой, то таковая не считалась зазорной и в кругу молодых барышень, не говоря уже о более взрослых дамах в высшем свете. Помимо прямого назначения, табакерки девушек выполняли функцию тайника, ведь именно сюда волокитами прятались любовные послания для девушек, отчего табакерки получили забавное название "Кибиточки Любовной Почты".
Дамы, кстати, использовали множество аксессуаров, содержащих в себе скрытый намек. Одним из таких была табакерка, так как нередко выполняла функцию своеобразного футляра, конверта для послания.
Табакерки умели приспосабливаться под запросы своих хозяек, например, были созданы табакерки, состоящие из нескольких частей, что позволяло хранить в одной такой коробочке разные сорта табака или еще что-нибудь интересное. Как правило, в таких случаях каждое отделение закрывалось отдельной крышечкой.
Табакерка была еще кокеткой и модницей, ведь каждый раз выглядела неожиданно и неповторимо: табакерка в форме лимона, яблока, птички, дамской туфельки и многих других затейливых форм напоминает очаровательную лизетт (Елизавету Петровну), не устающую удивлять своих подданных пышностью и великолепием когда-то блистающего императорского двора … Савина Евгения.