Именно антропоморфные образы Шивы представляют для нас наибольший интерес.
Они всегда специфическими атрибутами и любопытной символикой снабжены. А вот трактовка всего этого богатства не всегда однозначна и часто зависит от конкретной традиции или даже от конкретной личности. Например, присутствие бычка нанди рядом с Шива - лингамом или с каким-нибудь антропоморфным образом Шивы олицетворяет дхарму - вселенский закон, в основе которого лежит нравственный принцип и которому подчиняется все мироздание
. В руках Шива держит трезубец, который также может быть установлен в непосредственной близости от него зубцами вверх. Эти три зубца понимаются как три Гуны - нити, пронизывающие и формирующие все мироздание. На трезубце можно увидеть закрепленный фрукт, напоминающий лайм. Это плод дерева джамбхара, являющийся символом семени мира. Всевозможные виды оружия, которое Шивы держит в своих многочисленных руках (часто восемь или десять рук), например, меч, дубина, копье, щит и т. д., свидетельствуют о защите дхармы. А вот барабанчик Дамару является символом созидания - с помощью его звука Шива творит миры. Две равные половинки этого барабанчика олицетворяют мужское и женское начала, без которых невозможно никакое творение. Нередко Шиву изображают с колькольчиками (на ноге, к примеру) - это символ непривязанности к миру. Будучи источником всего на свете, он словно нищий, у которого ничего нет. Змеи, обвивающие его тело, свидетельствуют о подчинении опасностей, а черепа иногда трактуются как символ бренности любой формы жизни. Волосы у Шивы собраны в высокую прическу джата - мукута, символизирующую вертикаль, порядок, собранность и способность структурировать сложные системы, а также указывают на сложность и многообразие мира. Прическа с левой стороны украшена полумесяцем, который воплощает пятый день растущей луны, поэтому Шива известен как чандрашекхара (Candra - месяц, луна, а Ekhara - вершина. Справа его голову нередко украшает цветок аркапушпа (Arkapu pa.
Из готовящейся к изданию книги е. Андреевой.
"История и культура индийского храма. Книга 3. эстетика храма".