Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

"Бела - Румяна - Черноброва": как пользовались косметикой на Руси и в России.

28.06.2017 в 20:29

"Бела - Румяна - Черноброва": как пользовались косметикой на Руси и в России.

Косметикой человечество издревле пользуется. В разных странах и культурах по-разному, кое-где с усердием, а где-то - совсем чуть-чуть. На Руси косметика в почёте была. Румяна, белила, сурьма, соки ягод и овощей, притирания и ополаскивания из трав - всё это русские женщины знали, ценили и употребляли с давних пор.

"Бела - Румяна - Черноброва": как пользовались косметикой на Руси и в России.Древняя Русь оставила не слишком много памятников, опираясь на которые можно было бы подробно воссоздать обычную, повседневную жизнь того времени. В случае если про князей и их семейства летописи сохраняют хоть какие-то сведения, то бытовые, неважные подробности частной жизни простых людей для нас практически утрачены.

"Бела - Румяна - Черноброва": как пользовались косметикой на Руси и в России.Сейчас господствует мнение, что в древней Руси женщины использовали исключительно натуральную косметику: румянились ягодами, отбеливали кожу огуречным соком, употребляли различные ополаскивания из трав - и больше ничего. Ли историки и археологи такие утверждения поддерживают? И да и нет.

"Бела - Румяна - Черноброва": как пользовались косметикой на Руси и в России."Увидишь безобразие лица своего …".

"Бела - Румяна - Черноброва": как пользовались косметикой на Руси и в России.Твердо известно лишь одно: женщины древней Руси, безусловно, употребляли косметику. Во-первых, древняя Русь и Византия были тесно связаны и культурно и политически, а в Византии косметика была распространена очень широко. Во-вторых, декоративная косметика упоминается в древнерусской литературе, так, Даниил заточник "Видел Жену Безобразную, Приникнувшую к Зеркалу и Мажущуюся Румянами, и Сказал ей:"не смотрись в зеркало - увидишь безобразие лица своего и ещё больше обозлишься".

Знали в древней Руси, очевидно, не только румяна, но и белила, и сурьму. Мы не можем сказать, насколько ярко было принято краситься в те времена, но, очевидно, дамы не выходили за рамки хорошего вкуса. По крайней мере, путешественники, приезжавшие сюда, никогда не упоминали о чрезмерной боевой раскраске славянских женщин. А когда дочь князя Ярослава красавица Анна стала королевой Франции, на новой родине её считали идеальной королевой: рассудительной, изящной и прекрасной. Ни намека на злоупотребление косметикой.

Совсем иная картина предстает перед нами в XV - XVI веках. Как выглядели женщины того времени, мы узнаем из наблюдений современников. "Женщины в московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски", - пишет англичанин Энтони дженкинсон, полномочный посол Англии в России при Иоанне грозном.

А 100 лет спустя Самуэль коллинз, персональный врач государя Алексея Михайловича, замечал: "румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они из красной охры и испанских белил состоят". Известный учёный путешественник Адам олеарий подтверждает: "В Городах Женщины Румянятся и Белятся, Притом так Грубо и Заметно, что, Кажется, Будто Кто-нибудь Пригоршнею Муки Провёл по Лицу их и Кистью Выкрасил Щёки в Красную Краску".

Иностранцев, побывавших в Москве, встреча с московскими красавицами не оставляла равнодушными: они потом долго ломали голову, что заставляет дам так безжалостно себя уродовать. Джайлс флетчер, английский посланник при Феодоре Иоанновиче, попытался ответить на этот вопрос. Он считал, что от постоянного жара печей женские лица сморщиваются - и волей-неволей приходится их белить, а потом ещё и румянить. А мужья искренне рады, что их сморщенные жены теперь походят на красиво раскрашенных кукол, и не только позволяют им тратиться на "Охру и Побелку", но и сами едут на базар покупать супругам косметику.

Церковь крайне неодобрительно относилась к такой практике, но ничего поделать не могла, и протопоп Аввакум напрасно сетовал: "Иные же Жонки Лицо Своё Безобразят, и Паки Красок Накладут - ино Червлёно, ино Бело, ино Сине, что Суть Подобно Мерзкому Зверю Облизьяну".

Интенсивное использование косметических средств сохранялось и тщательно контролировалось обществом. Внимание! Только в том случае, если кто-то из дам пытался воспротивиться, такой бунт расценивался как выходка против всех приличий и почти крамола. Известен случай с боярыней черкасской, которая была очень хороша собой и не желала без нужды "Зашпаклёвывать" лицо. Возмущённые боярыни настроили мужей - и те настоятельно рекомендовали супругу красавицы повлиять на возмутительницу спокойствия.

Кстати, примерно в это же время парламент Англии принял закон, согласно которому женщины, вне зависимости возраста и сословия, прельстившие мужчину с помощью помад, румян, фальшивых зубов и т. д. приравнивались к ведьмам, а такой брак объявлялся недействительным.

Убийственная красота

По каким-то загадочным причинам наибольшей популярностью и доверием пользуются старинные рецепты красоты. https://makiyazhglaz.com/vidy-makiyazha-glaz/iz-istorii-krasoty-makiyazh-18-veka

Но белила, румяна, сурьма для бровей и ресниц были плохи не тем, что стоили дорого и превращали женские лица в грубые манекены. Дело ещё и в том, что в их состав входили ядовитые соединения. Белила и сурьма - соли свинца, румяна - сернистая ртуть (киноварь), волосы на теле предлагалось выводить с использованием негашеной извести. Проникая в кожу, эта отрава исподволь накапливалась в организме.

Свинцовые белила постепенно разъедали кожу, оставляя тёмные пятна, - значит, их приходилось замазывать ещё активнее. Брови и ресницы чернили смесью из жира, масла и ядовитой сурьмы. Брови приобретали роскошный чёрный цвет, сурьма поблескивала - но последствия такого украшательства были ужасны.

При этом, разумеется, мало кто связывал частые недомогания и раннюю смерть московских красавиц с "Невинными" белилами. Температура, боль в животе, не проходящая по две - три недели, тошнота и бессонница объяснялись либо несвежей пищей, либо сглазом, порчей от недобрых людей. А на самом деле это была "Свинцовая Колика" от накопившегося в организме металла. Помочь им уже никто не мог.

Сернистая ртуть - киноварь - входила и в румяна, и в краску для волос, а без яркого румянца какая красота! Ещё одно ртутное соединение - сулема - входила как непременный компонент в средство для смягчения кожи. Мышьяк, из опасения отравления, многие принимали маленькими дозами, чтобы приучить к нему организм. Но белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид) употребляли для общего повышения тонуса, лучшего аппетита, улучшения цвета кожи. Откуда было знать нашим пращурам, что он тоже накапливается в организме!

Но хуже всего дело с зубами обстояло. Под воздействием свинца зубы портятся, желтеют, изо рта появляется неприятный запах. Приходится жевать мятные лепешечки, гвоздику и кардамон, чистить зубы меловым порошком и специально распаренной корой - а это долго и не слишком результативно. Не проще ли пройти небольшую процедуру и выбелить зубы … ртутью? На свадьбе невеста без особенных хлопот будет сиять жемчужными зубками. Правда, уже через полгода непоправимо разрушится зубная эмаль - и от зубов остаются только гнилые пеньки.

Кроме того, даже не слишком испорченные зубы крайне невыгодно смотрелись в сочетании с белоснежным лицом: свинцовые белила превращали самую обычную улыбку в неприятное и плачевное зрелище. Потому в Москве среди богатых и состоятельных вынужденно родилась новая мода: зубы стали чернить. Узенькая чёрная полоска между накрашенных алых губ выглядела предпочтительнее, чем серые полуразрушенные зубы.

Мода на чёрные зубки и общая формула красоты "Бела - Румяна - Черноброва" задержалась надолго: в 1790 году, путешествуя из Петербурга в Москву, Радищев присутствует на купеческой свадьбе, где новобрачная - бела и красна как маков цвет, с вычерненными зубами, "брови в нитку, чернее сажи", а её свекровь 60 лет, тоже белая и румяная, издерживает в год "3 пуда белил ржевских и 30 фунтов румян листовых".

Разумеется, всё это было характерно для горожанок, притом горожанок состоятельных. Те же, кто был лишён удовольствия покупать привозные заманчивые снадобья, вынужденно довольствовались домашними средствами, и тут уж в ход шла мука, толчёный мел - а в качестве румян годились и протёртые ягоды, и свёкла, дававшая нежный, почти естественный, но немилосердно пачкающийся румянец.

Алых щёк можно было добиться и чисто механическими средствами - растереть лицо грубой суконкой, прежде чем выходить к гостям, или натираться высушенной и растёртой в порошок бадягой. Брови можно было подрисовать и сажей, благо она всегда была под рукой в избытке.

В целом формула "Чёрный - Белый - Красный" соблюдалась и в деревнях, но хотя лицо, выбеленное мукой, выглядело не так эффектно и гладко, как с венецианскими дорогими белилами, а средство с сулемой делало руки в короткий срок нежнее и мягче, чем обычная простокваша и мёд, можно сказать, что деревенские модницы оставались в куда большем выигрыше, чем богатые горожанки. Белые и крепкие зубы деревенских девок были предметом зависти у горожанок, впрочем, и в деревню довольно быстро пришла мода чернить зубы углем, как у бар.

Но основным средством наведения красоты в деревне была и оставалась баня. Баня была и массажным кабинетом, и аромотерапией, и просто возможностью перевести дух среди бесконечных и нескончаемых трудов. Но при этом не было для женского сердца дороже подарка, чем привезённые из города заботливым мужем или отцом полузасохший комочек белил и Толика румян. В деревнях тоже ценили "Писаную", рукодельную красоту больше, чем природную.

К новому платью - новая косметика.

Предел чрезмерной "Боевой Раскраске" положил, как ни странно, Пётр I. он строжайше запретил женщинам отбеливать зубы ртутью, и такое вмешательство государства в частную жизнь подданных нельзя было не приветствовать.

С юности общаясь с иностранцами из немецкой слободы, Петр видел, как умело пользуются косметикой местные барышни, и не мог устоять перед ними. Поездка по европе многому молодого царя научила. В 1700 году был издан знаменитый указ "О Ношении Венгерского Платья".

Казалось бы, подумаешь, всего лишь костюм, но расчёт оказался верным. Вместе с полной сменой покроя платья изменилось очень многое - от пластики движения до темпа жизни. В прежнем, долгом, многослойном платье нужно было ходить важно, не спеша, "Косня и Медля". Новое, кургузое "Немецкое" платье, лишённое обильных складок и длинных драпировок, было приспособлено для элегантных жестов, для энергичных действий, для активности.

Особенно сильно изменился женский костюм. В допетровское время красивой считалась высокая, дородная женщина, которая идёт плавно, медленно "Словно Лебёдушка", все её движения степенны и округлы, а черты лица - крупные, акцентированные яркими красками и малоподвижные.

Женский наряд подчеркивал стать и дородность, маскируя фигуру так, что видны были лишь лицо и иногда руки. Лицо же тщательно покрывалось плотным слоем макияжа, так что "Писаная Красавица" плыла, опустив глаза и укрывшись от мира (что невероятно трогало иностранцев, которые отмечали особенное спокойствие и отрешённость московских женщин.

Теперь же вместо наглухо застегнутого, надёжно скрывающего женское тело ансамбля из двух сорочек, сарафана, душегреи, опашня пришлось надевать открытое платье с большим декольте, облегающим лифом, пышными фижменными юбками, становиться на высокие каблуки - как будто напоказ перед всем светом.

Естественно, это полностью переродило саму идею макияжа. Плотный, подобный маске слой белил и румян, поверх которого прорисовывались кисточкой брови и подводились глаза, никак не годился для европейского "Срамного" наряда. Пришлось бы покрывать толстым слоем пачкающихся белил не только лицо и шею, но и плечи, и грудь, и спину, и руки - а это дорого и очень неудобно. Как следствие, макияж неминуемо стал гораздо легче, прозрачнее. Кроме того, женская красота перестала быть "Унифицированной", "писаной", постепенно возвращаясь к большей естественности и индивидуальности.

Триада "Чёрный - Белый - Красный" утратила свою монополию. Стрелки на глазах могли выполняться самой разной подводкой: синей, зелёной, лиловой и бордо, душистая рисовая пудра была не только белой, но розовой, цвета ванили, золотистой, голубой, на всякий вкус и с различными ароматами. Белила, румяна, помада и сурьма для бровей никуда не делись - изменилась только интенсивность их применения.

А спустя ещё некоторое время в российской косметике совершился ещё один переворот: ею стали пользоваться мужчины. Российские щеголи и щеголихи, полностью освоившись в европейском, таком притягательном для них мире, белились, румянились, осыпали парики душистой разноцветной пудрой, увлечённо подводили глаза, делали сложнейшие прически и лепили мушки.

Краситься так, как красились прабабушки, было для щеголихи нового времени делом немыслимым и смехотворным. Косметика стала разнообразнее - румяна уже различались по оттенкам, от алых до нежно-розовых, - и модница могла подобрать нужный тон, какой ей потребен к лентам или платью.

В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В Москве и Петербурге открывались косметические лавки, торгующие и привозным, и отечественным товаром. Пудра высшего сорта продавалась по 10-12 рублей за пуд, румяна - по 80 копеек за баночку. Это были немалые деньги.

Кроме того, на русский язык переводились различные книги и наставления для модниц, например "Туалет Флоры, Очерк Растений и Цветов, Которые Служат для Украшения дам" и "дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч. В этих "Энциклопедиях Красоты", между прочим, объяснялось, как можно дёшево самим сделать душистую пудру, составить очищающий лосьон - и множество других полезных вещей.

В начале XIX веке косметика постепенно стала сдавать позиции. В моду вошли легчайшие полупрозрачные платья из светлой материи, а идеальным цветом лица стала лёгкая бледность - чувствительная душа должна была быть томной, печальной и воздушной.

Нарумяненные щёки напоминали о пышущем крестьянском здоровье, это было грубо и пошло. Хорошим тоном считалось лишь чуть-чуть обозначить наличие макияжа, едва тронуть лицо белилами, помаду использовать самых нежных оттенков, а от румян предполагалось отказаться вовсе. Очень большой популярностью пользовались различные притирания и лосьоны, осветляющие кожу, удаляющие веснушки и пигментные пятна, ускользающий полупрозрачный естественный румянец на бледном лице считался лучшим украшением красавицы.

Тем триумфальнее было возвращение прежнего активного, контрастного макияжа в конце XIX - начале ХХ века. Снова вернулись румяна - на все вкусы: и кремообразные, и пудрой, и на специальных узелках - крепонах. К белилам прилагались баночки с голубой краской - чтобы подрисовывать нежные жилки на висках, голубые вены. Глаза полагалось углублять при помощи чёрного или коричневого карандаша.

Главным в косметике конца XIX века было научное её усовершенствование, борьба за качество и наибольшую безопасность того или иного снадобья. Модные дома соревновались друг с другом, чьи белила и лосьоны более безопасны, дамские журналы публиковали статьи учёных - как в домашних условиях проверить то или иное притирание на наличие вредных соединений. Ну а с появлением кинематографа и вовсе наступила эра бурного расцвета косметики. Марина богданова.

Косметика на Руси 14-17 века. Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III , в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона , путешествовавшего по России в середине XVI века.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий : «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб : «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз : «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла…» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.

История косметики на Руси.


История русской косметики - Древней Руси тесно связана с самой историей Руси…
Русские женщины-язычницы, простые и чистые - дети природы, любили «естественность», но красились вовсю.
Свойства растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.
История косметики на Руси.Например, для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, кожурой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в бело-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.
Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый «холодец» - настой из мяты.
Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.
Женщины Древней Руси знали, что огуречный сок и отвар петрушки делают лицо белым, а растительные жиры смягчают и восстанавливают эластичность кожи лица, шеи и рук. Настоем василька, например, протирали жирную, пористую кожу; подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос; свеклой пользовались как румянами.
Косметика во времена правления Ивана Грозного
Именно при Иване Грозном стали пользоваться косметикой при царском дворе на Руси. В царских расходных книгах было зафиксировано: «Торговому человеку Петрушке Иванову за фунт белил, да за 12 золотников румянцу ступочного - 4 алтына, 4 деньги, а за те белила и румянец государыне царевне Ирине Михайловне в хоромы принять казначея Василиса Пятова».
Косметика во времена Петра I
Всем известная историческая личность Петр I «прорубив окно в Европу» дал русским женщинам свободу от опеки, а они с диким увлечением набросились на «немецкие моды». Что не скажешь о мужчинах, которые с большим трудом учились расставаться с длинными волосами и бородами. Женщины быстренько свыклись с новой модой. Они начали украшать себя самыми разнообразными западными париками, косметикой, мушками.

Из какого овоща делали маски для лица на Руси. Оливковое масло, медовый скраб и яичный шампунь: древние секреты красоты, дошедшие до нас

Сегодня, чтобы найти на полках магазинов натуральную косметику, нужно долго и внимательно вчитываться в состав. А вот для жителей древнего мира и даже для наших бабушек средства по уходу за телом полностью состояли из простых и полезных компонентов. Рецепты красоты передавались из поколения в поколение. Многие из них дошли и до наших времен. Команда TAM.BY вместе с интернет-магазином “Экобар” выяснили, какие старинные косметологические средства были настолько эффективны, что остаются актуальными и сегодня.


Чудо-масло и скраб из песка от Древних греков

Из какого овоща делали маски для лица на Руси. Оливковое масло, медовый скраб и яичный шампунь: древние секреты красоты, дошедшие до нас

Оливковое масло — визитная карточка не только современной, но и Древней Греции. Этот продукт был лучшим средством для сохранения молодости кожи. Его использовали в качестве крема для лица и тела.

Секрет оливкового масла в способности создавать защитный слой, который идентичен по химическому составу тому, что вырабатывает наша кожа. Эта пленочка оберегает от солнечных лучей и ветра. Также в масле содержатся витамины А, В, Е, К, D, способные замедлять процессы старения.

Из какого овоща делали маски для лица на Руси. Оливковое масло, медовый скраб и яичный шампунь: древние секреты красоты, дошедшие до нас

Чем красились бабы(женщины) на Руси(в России)!

В те далекие времена косметики не было…. Как же выходили из положения бабы (женщины)на Руси(в России)?

Чем красились бабы(женщины) на Руси(в России)!

Например,для очищения лица использовали лосьен, который делали сами,смешивая настой василька(полевой цветок) или петрушки ( салат,зелень). Для волос использовали отвар крапивы,подорожника(лекарственное растение) и отвар корня лопуха,а не самого лопуха,как везде пишут! (лекарственное растение). Это способствовало укреплению волос, приданию им обьема и препятствовало появлению перхоти. Так же в те времена могли производить репейное масло и использовать его для укрепления и роста волос! Так же и мы сейчас пользуемся этим отличным лечебным средством!

С лицом ,бабы(Женщины) Древней Руси(России) тоже делали макияж. Хотя конечно очень простой. Для придания румянца на лице использовали свеклу. Иногда ее сок наносили и на губы… Представляете себе оттеночек!!! Так же для щек и губ использовали сок малины и вишни. Все очень вкусно….заметим… Без химии!! Класс!!!

Для отбеливания кожи, в те времена была в моде светлая кожа,фарфоровая, использовали муку.. Мука - заменитель пудры! Так же некоторые использовали мел… Интересно ,если бы в моде был цвет загара,что бы пошло тогда ….

Брови и глаза подводили углем или золой. Делали ли стрелки для меня загадка!

Также бабы(женщины) Древней Руси (России) могли перекрашивать свои волосы в разные оттенки. Кто бы мог подумать?! Кожа лука умудрялись красить волосы в коричневый цвет! Смешивая шафран и ромашку в бело- желтый!

Для тела создавали мази,приготовленные на травах. Самая популярная мазь была холодец,настой из мяты!

Кстати,относительно недавно я ходила на массаж и там врач использовал,как раз такую мазь,но произведенную во Франции, один небольшой тюбик более 100$. Французы используют рецепты Древней Руси(России) и зарабатывают на этой косметике хорошие деньги. Девушки,надо самим это делать)))))

Кожу смягчали растительными жирами….

В косметологию использовали конечно же мед,молоко,простоквашу,яйца!!

Ох и умные же были бабы(женщины) на Руси (в России)…

Перевести на Русский Показать оригинал Toggle Dropdown

Мы не можем определить ваш разговорный язык, поскольку вы не вошли в систему, но предполагаем, что это Русский
Пожалуйста, войдите в систему или выберите другой язык для перевода.