Поклонение солнцу в индоарийском мироустройстве.
Мы из тьмы мы из мрака вышли мы взираем на свет всё выше к богу сурье среди бессмертных мы восходим к вышнему свету.
Ригведа, 1. 50. 101.
Обожествление солнца и поклонение ему являлось одной из важнейших составляющих индийского мировоззрения и мироустройства. 2 культ солнца был, вероятно, самым распространённым в древней Индии.
Ведийская традиция почитания солнца.
Один из главных жизненосных корней индийского мировоззрения и мироустройства - древние веды. Хотя почитание солнца много древнее самых древних восславляющих его гимнов, именно веды сохранили для нас важнейшие представления Ариев. Сурья - один из трёх главных богов ранневедииского пантеона. В древнейшем сохранившемся откровении человечества - ригведе - собственно солнцу - сурье посвящено 10 гимнов и множество - его прославлению под разными именами (пушан, савитар, вивас - ват, ушас) и как атрибуту других богов (например, как глазу митры - варуны. Главный бог ведийского собрания богов - индра - также обладает многими солнечными чертами. 3. В индийском собрании богов солнечный бог сурья - один из 12 адитьев (сыновей Адити - бескрайности), которые сопоставляются с 12 месяцами года или 12 изначальными божественными существами или состояниями сознания. Солнце - буйный жрец богов (ригведа, 8. 101. 12.
Многие исследователи утверждают, что ведийское жертвоприношение самими обрядами, составляющими его, или по крайней мере в большинстве формул, описывающих эти обряды, - это прежде всего подражание некоторым небесным явлениям; более того, обряды - это действительное воспроизведение на земле действий, которые совершаются на небе. "Элементы культа - это не просто символы элементов небесных явлений, они идентичны им по природе и, так же как и они, имеют небо своим источником"4.
Сурья ригведы - учредитель мирового порядка (дхармы), отмеряющий пространство и время, создатель дня, страж и блюститель закона с всевидящим оком. Утверждается: "Солнце - Сущность Преходящего и Постоянного" (1. 115. 1. это небесный огонь, вокруг которого собираются различные силы и явления природы. Огонь земной представлялся разновидностью всесущего огня, особо ярко проявлявшегося в небесном огне солнца.
Гимны Xiii книги атхарваведы посвящены прославлению красного солнца (Рохиты. В них мистически выражена идея солнца как созидательной силы вселенной. Его отождествляют с прародителем Мира праджапати. Крылатый Рохита, двигаясь по небу, наполняет жаром вселенную, несёт в себе богов, измеряет время. Рохита и его женская пара рохини представляют мифологические прообразы царя и царицы. Рохита озирает и охраняет всё сущее.
Во многих мироустройствах солнце почиталось как око бога или неба, которое видит всё явное и сокровенное. В древнем Египте изображение глаза означало солнце. Не менее древнее отождествление солнца и ока мы находим в ригведе:
Вот он восходит, несущий счастье, всё озаряющий, сурья, общая опора людей, глаз митры и варуны, бог, который свернул мрак, словно шкуру. 1.
Это сурья, прекрасный на вид, "Распространяющий (Свет), Который Озирает все Существа, тот (кто) Понял Также Намерение Смертных". 2.
В некоторых ведийских упанишадах советуется размышлять о брахмане в солнце, сердце и глазе, ибо эти места представлялись особыми проявлениями божественной славы.
Одно из изображений божества солнца (сурья девата).
Образы и сравнения, которыми восславлялось солнце в ведах, стали основой его человекоподобных изображений. По индусским преданиям, солнце в виде мужчины в красной одежде, с тремя глазами и четырьмя руками, мчится по небу на огненной колеснице, влекомой белыми (или светло - золотыми) конями, которые знаменуют собой или семь дней недели, или семь видов излучаемых им энергий и которыми правит возница Аруна. (Этот образ был выбран в качестве эмблемы советско - индийского космического полёта в апреле 1984 г. ).
Солнечный диск на задней части прически Шивы (храм минакши в мадурае, X в. н. э. ).
Многоименность солнца в ведийском и индуистском вероисповедании может говорить о том, что поклонение ему вобрало в себя культы различных арийских и неарийских племён. Между различными проявлениями солнца знатоки и толкователи священных текстов устанавливали сложные взаимоотношения. Так, сурья почитался как источник мира, савитар - как сотворитель, "Дверь в Бессмертие", а божество пушан (пышный, пышущий, питающий 1) покровительствовал стадам, ведал освещением пути и подачей пищи, а также помещал живые существа (дживы) в заслуженные ими миры соответственно их карме. "Семейное Положение" бога солнца также символично: одной из его двух жён была санджня (познание.
Одно из множества толкований и сопоставлений индуистской троицы (тримурти) - брахмы - творца, Вишну - вседержителя и Шивы - разрушителя - с явлениями мира напрямую связывает их с тремя основными фазами ежедневного движения солнца. Брахма олицетворяет рассвет, Вишну - дневное солнце, Шива - заходящее.
Восход, полдень и закат также сопоставлялись с тремя главными точками существования человека и вселенной: рождением - жизнью - смертью или творением - сохранением - растворением. Кому-то больше нравится рассвет, кому-то закат, но солнце учит: без одного нет другого, и закат солнца - это короткий перерыв перед следующим восходом, уход и распад старого необходим для развития нового, разрушение предыдущих понятий - для духовного развития. Однако солнце - не всегда благо: оно может нанести солнечный удар или ожоги, испепелить зноем посевы. По представлениям человека ведийского времени, солнце - это создатель, питатель и также разрушитель. Оно является посредником между темнотой и светом и представляет не только жизнь, но и смерть (шатапатха брахмана, 2. 3. 3, 7-8.
Солнце пребывает в каждом зодиакальном созвездии (небесном доме) примерно 30 дней. Видимое вхождение солнца в область зодиакального созвездия (санкранти) становится одним из источников преданий и сказаний о богах и героях и понимается как победа бога или героя над каждым знаком (демоном, врагом.
Солнце в индийской преемственности - это символ очищения, ибо оно сжигает все нечистоты и зло, не загрязняясь ими. Поэтому наиболее благочестивые брахманы по утрам выходили из своих домов зажмурившись, чтобы первым взглядом увидеть солнце. В том случае, если молитва, обряд или произнесение мантры были прерваны чиханием, испусканием ветра, отрыжкой, видом дурного человека или разговором с ним, то для очищения и продолжения обряда, в частности, предписывалось лицезрение солнца. Во многих штатах Индии солнце считается дарителем здоровья и благополучия, и его изображение часто можно видеть над магазинами и лавками торговцев.
В Индии знаком солнца являются, помимо колеса, белый каменный шарик или кристалл кварца или хрусталя. Вокруг этого камня (как и ныне вокруг символа Вишну - шалаграмы) благочестивые брахманы строили свою жизнь. Они тщательно берегли его, очищали, протирали маслом, возлагали на алтарь, подносили ему цветы и пищу, часами созерцали его.
Хотя влияние солнечного культа со временем уменьшалось, он не прерывался тысячелетиями и сохранился в центральной и южной Индии до нового времени. Ещё во времена деятельности Шанкары, теоретически объединявшего многие учения и культы под главенством веданты, было шесть видов солнечных культов и сект солнцепоклонников. Солнцепоклонники представляли солнце (чаще под именем савитара) источником всякого света, в том числе и духовного просветления. Они отмечали себя знаками (Тилаками) из красной сандаловой пасты, носили гирлянды из красных цветов, производили служения (пуджи) в честь солнца и повторяли гаятри или одну из восьмисложных мантр солнцу. Шиву и Вишну они с солнцем отождествляли.
Обычай поклонения солнцу вошёл составной частью во многие верования и учения Индии. Символом просветления солнце остаётся у шайвов и вайшнавов, хотя непосредственных священнодействий солнцу в них нет. У шайвов Шива сопоставляется с Адитьей, а также имеет эпитет "Одетый в Солнечную Гирлянду".
В махабхарате есть упоминания о существовании огромного числа огнепоклонников и тайной веды солнца, которой был обучен один из потомков пандавов. Собственное название Индии - Бхарата - "Наивно - Этимологически" толкуется некоторыми традиционными учёными как "исполненное блеска" (от глагола бха) и связывается с солнцем. Одной из двух царских династий древности была солнечная (сурья - вамша), основателем которой считался царь икшваку. Из этой династии происходил рама, нисхождение (аватара) бога.
В рамайане вальмики, в "Главе о Битве", рассказывается о том, что во время краткой передышки перед самым решительным боем с владыкой ракшасов аванои рама получил от мудреца агастьи наставление называемое Адитья хридайам. Хотя рама был воплощением аватарой бога, он получил это наставление по всем правилам, как посвящение от учителя в гаятри мантру. Восприняв это наставление, рама избавился от скорби, преисполнился пыла, ощутил великую силу. Глядя неотрывно на солнце и повторяя это наставление, он испытал высочайшее блаженство. Затем, очистившись трёхкратным прихлёбыванием воды, могучий герой взял свой лук и выступил вперёд.
Символ солнечной династии раджпутов.
Среди письменных свидетельств поклонения солнцу - сурья и акши упанишады, сурья тантра, саура самхита, сохранившаяся в непальской рукописи X века. Почитанию солнца посвящены некоторые разделы брахма и Маркандеи пуран. К так называемым под - пуранам (упапурана) относятся шамба, саура - дхарма, саурадхармоттара и саура пурана. Сурья сиддханта представляет, по-видимому, соединение древнего религиозного текста, который сложился, возможно, ещё в VI в. до н. э., где солнце представляется источником всякого знания, и более поздней астрономо - астрологической части (V в. н. э. ), разделы которой рассматривают движения планет и положения звёзд, определение затмений, применение астрономических приборов и т. д.
Раннесредневековые сурья и акши упанишады, по-видимому, относятся к ветви йоги, именуемой сурья виджняна. Как средство достижения высшего сознания в них используются образы и мантры солнца. В качестве образа сосредоточения божество солнца представляли в них блистающим, словно золото, четырёхруким, восседающим на красном лотосе и правящим четырёхконной колесницей. Он приводит в движение колесо времени и излучает 10 природных таттв - землю, воду, огонь, воздух и пространство и пять чувств. В индийской астрологии солнце означает живую душу (дживу), золото, славу и власть.
В конараке (Орисса) находится знаменитый храм солнца в виде его десятиколёсной колесницы и в нём - три образа сурьи, которые означают солнце рассветное, полуденное и закатное. Другие знаменитые солнечные храмы сохранились в Гуджарате, Андхра прадеше, Кашмире, Раджастхане (ранакпуре.
Янтра солнца, лежащая в основе святилища храма в конараке.
В основу архитектуры святилищ храмов солнца положена Янтра солнца. Наиболее чётко она в конаракском храме прослеживается.
Человек как микрокосмос уподоблялся макрокосмосу, и поэтому части его тела - чаще всего глаз и сердце - сопоставлялись с солнцем. Будда солнце "Пылающим Сердцем называл". В европейской алхимии и астрологии также считалось, что сердце управляется солнцем. В тантрийской йоге есть представление о двух потоках (Нади) - солнечном и лунном: сурья свара (иначе пингала) и Чандра свара (ида. Более того, в текстах часто вместо названия пингала употреблялось просто слово "Солнце". Область вокруг пупка, включающая солнечное сплетение, также сопоставлялась с солнцем и прямо называлась им, а "Солнцеподобная" биджа огня рам (или просто РА) многозначительно странно совпадает с именем бога солнца египтян, индейцев перу, жителей острова пасхи. В некоторых течениях тантры в середину изображения Манипура чакры вписывалось сияющее солнце, представляющее жар и энергию этой чакры.
Солнечная символика индуистских обрядов.
В одной из дхармашастр (ашвалаяна) говорится: "солнце - свидетель всех действий. Оно владыка всех обетов, времени, действия и добродетелей. Поэтому его следует подобающим образом почитать"1.
Почитание солнца как небесного явления и тождественного ему внутреннего солнца в человеке было священнодействием, с помощью которого человек пытался управлять могучими силами природы. К солнцу обращались с просьбой о богатстве, процветании, потомстве и здоровье. Как солнце даёт силу всему сущему, так его почитание даёт человеку духовную силу. А духовная сила является источником и сохранителем здоровья, увеличивает творческие способности и плодотворность общественной деятельности.
Одним из важнейших ежедневных обрядов в ведийском обществе было утреннее поклонение солнцу. Подъём солнца уподобляли обряду жертвоприношения, ибо оно рассеивает мрак, уничтожает все страхи, даёт существам пищу.
Солнце излечивало людей посредством "Медовой Науки", мадхувидьи (ригведа, 1. 191. Ещё ведийские риши знали целительную силу солнца при таких болезнях, как некоторые виды малокровия (хлороз), желтуха и некоторые виды неврозов, о чём упоминается в гимнах ригведы и атхарваведы. Солнце называют поражающим четырёхглазых, белесоватых, пёстрых червей (атхарваведа, 2. 32. Вместе с растением, применявшимся риши канва, солнце одолевает язвы и демонов (атхарваведа, 6. 52. Целебную мощь солнца восславляет и аюрведа. Для быстрейшего исцеления больному в ней советуется поклоняться богу солнца. Да и современной медикаментозно - оперативной медицине известно, что солнечные ванны излечивают некоторые паразитарные и грибковые заболевания, а, например, рахит, связанный с недостатком витамина D, облегчается пребыванием на солнце, так как этот витамин производится телом на солнечном свету.
Обход по кругу святыни, храма, почитаемого человека, погребального костра (прадакшина) совершался по ходу солнца (по часовой стрелке), тогда как при неблагоприятных обрядах - в противоположном направлении.
Солнечная символика присутствует во многих обязательных обрядах (самскарах) индуиста. Одним из них был вынос ребёнка и показ ему солнца. Это должно было способствовать хорошему здоровью, счастью и долголетию. При обряде посвящения в ученики (упанайаны) учитель обращал лицо к солнцу, произнося слова ведийского гимна сурье: "этот глаз. " И т. д. так как солнце выступает как воплощение космического закона, управляющего миром, восходит и заходит в определённое время и дарит свой свет всем существам, от ученика, принимающего посвящение, требовалось учиться у солнца твёрдому соблюдению долга, порядка и дисциплины. При свадебных обрядах читались гимны ригведы и атхарваведы, где говорилось о браке дочери солнца сурьи с месяцем (сомой) - сурья сукта. По прошествии года после похорон простейшее ежедневное или ежемесячное поминание предков (шраддха) также включает, наряду с сосредоточением и чтением мантры, брызганье водой в сторону восходящего солнца или в огонь.
Помимо этого, в нынешнем индуизме существует обряд сандхья - Вандана, обязательный для дваждырожденных (представителей высших Варн), без выполнения которого, считается, они теряют уважение и своё общественное положение. Савитар, солнечное ведийское божество, - главное божество этого обряда, повторение гаятри мантры, обращённой к савитару, - главная священная речь, а предложение воды солнцу - одно из главных действий. Например, после омовения брахман встаёт лицом к солнцу, стоя на одной ноге, а другой опираясь о её лодыжку, держа ладони сложенными в приветствии (анджали. Он размышляет о свете солнца, уподобляя его брахману. Потом широко разводит руки, как бы охватывая и принимая солнечный свет, и читает мантры ригведы.
В индуистское (в той или иной мере ведантистское) богослужение (пуджу) входит обычно и почитание солнца. При этом в особым образом сложенных ладонях (курма мудре) держат красный цветок, произносят мантры, восславляющие солнце, затем поднимаются для подношения (найведья) еды солнцу (сурья аргхья) и в заключение простираются на земле со сложенными руками.
В чхандогья упанишаде (3. 1-5) степени сосредоточения представлены в идее нескольких образов солнца: красного, белого, чёрного, очень чёрного и дрожания в середине солнца. Видимо, одна из слагаемых идеи о невидимом чёрном солнце, которая прослеживается в разных культурах, связана с явлением, когда, если пристально смотреть на солнце и затем закры.
Читайте далее статьи о прическах на короткие волосы фото по ссылке http://pricheski.ru-best.com/foto-prichesok/pricheski-na-korotkie-volosy...