Комплекс с "Ааннуа".
Женская ижорская одежда Xviii века, носящая название "Комплекс с Ааннуа", сохранялась у хэваских Ижор в деревнях по берегам реки коваши до начала XX века.
Основным элементом нательной одежды была холщовая рубаха "Рятсиня" сложного покроя, скреплявшаяся у ворота фибулой - "большою серебреною овального образа пряжкой. Иногда вызолоченною, осыпанною каменьями или жемчугом". Подобные пряжки дожили до начала XX века, но в несколько упрощенном виде
. Рубахи были необычайно богато украшены сложным тканым орнаментом и вышивкой. Не случайно Георги писал, что "Женская Одежда Нарочито еще и Суетна", и на "отделку такой рубахи требуется времени не менее чем как недели четыре".
Поверх рубахи надевали очень своеобразную одежду в виде двух полотнищ, каждое из которых напоминало передник на одной лямке. Надевались они так: на правое плечо накидывалась лямка и весь левый бок оказывался закрытым узким полотнищем "Хурстут" из поперечнополосатой шерсти с полоской из разноцветных лоскутов внизу. На левое плечо крестообразно с "Хурстут" одевалась лямка другого, более широкого полотнища, закрывавшего правый бок и называвшегося "ааннуа". "Ааннуа" должно было быть только черного или синего цвета; в будничном варианте оно не украшалось, а в праздничном - вышивалось шелком и бисером, отчего становилось очень тяжелым. Поверх "Ааннуа" одевали передник "полле", тканный из шелка или шерсти и украшенный пятью одинаковыми рядами бисера, а шестой его ряд, шире первых в 5 раз, был вышит сложным узором из жемчуга и имел внизу привески из "змеиных голов".
Туманский также сообщает и об одной из древнейших частей ижорской женской одежды - "Спинном Поясе", близком по форме и местоположению набедренникам некоторых финно-угорских народов (особенно - восточнофинских, например мордвы. Такие украшения важное магическое значение имели. Ижорский "Спинной Пояс" представлял собой носимую сзади широкую полосу сукна с подвешенными "змеиными головами", украшенную прекрасными узорами из разноцветного бисера, золотым и серебряным позументом и двумя полосами из раковин каури. Крепился он ремешком, который завязывался спереди. Поверх три раза опоясывались кожаным поясом с оловянными бляшками, весом более килограмма.
У замужних ижорских женщин прическа была очень сложной, волосы делились на три части: одна часть закручивалась на затылке в пучок, а две косы у висков держались при помощи "Сюккяре" - плотно прилегающего жгута из холста и ваты. Все три пучка покрывались полотенчатым головным убором "Саппано". Он держался на голове с помощью завязок и не снимался ни днем, ни ночью, что являлось причиной многочисленных жалоб в свадебных песнях. "Саппано" был очень красивым и нарядным головным убором: прилегающая ко лбу часть состояла из двух полос, сотканных из шелка или шерсти, одна - красного или синего цвета с золотым позументом по краю, другая - вышитая сложными разноцветными узорами. Сзади спускался на спину длинный конец "Пурста", который подвязывался тесьмой за головой, проходил под ожерельями и поясом и доходил до пят. Посредине этого длинного "Хвоста" шла полоса, вышитая великолепными разноцветными узорами с золотой нитью и блестками и обшитая лентами и кусками красной и желтой ткани.
В ушах ижорки носили небольшие серьги, к которым подвешивались другие, собственно ижорские - "Таллукар" - в виде несомкнутого кольца с двумя посеребренными ножками - прутиками внизу. Эти ножки посредине большими камнями украшались. К кольцам "Таллукар" крепилось до десяти лент, полукружием спускавшихся по спине. На шею надевали множество ожерелий: у самой шеи - несколько ниток жемчуга, пониже - до двадцати ниток различных бус, затем на ожерелье из драгоценных камней подвешивали один или несколько крестов (эти бусы необходимо было носить всегда. А прямо до пояса опускались нитки "Разноцветных Каменьев" и три нитки белых "змеиных голов" (змеиными головами или ужовками назывались раковины каури - излюбленное украшение многих финнл - угорских народов; родом раковины каури - из вод индийского океана и трудно себе представить, какими длинными и сложными путями они проникали на эти балтийские берега.
На ноги ижорские женщины надевали красные обмотки "Риват", закрепляя их черными оборами, сверху - узорчатые шерстяные чулки "суккат", а поверх - короткие холстяные чулки "ратит", подвязываемые узкими красными оборами. Ходили ижорки, по свидетельству туманского, в "Кожаных Босовиках без Ушек", имевших "вместо пряжек рисованные или золотом набивные узоры", прошитые блестками, каблуки подбивались медными скобками.
Одежда этого типа довольно долго сохранялась в ижорских деревнях по берегам реки хэваа (коваши. Правда, поверх традиционной рубахи надевали уже только "Ааннуа". Я сама слышала рассказы бабушек, как в своем детстве, которое пришлось на 1910-е годы, они встречали двух старушек, всегда ходивших в церковь в старинных вышитых одеждах. При этом они громко говорили, что они - последние "Ингеройсет". Не их ли мы видим на фотографии, сделанной в 1911 году финским исследователем Самули паулахарью?
Конькова Ольга Игоревна (музей антропологии и этнографии имени Петра великого (кунсткамера) ран).