Хорошие жёны и добрые матери.
Смольный институт, основанный в 1764 году, существовал 153 года и, конечно, не оставался неизменным. Он знал периоды расцвета и застоя, поэтому некорректно приписывать ему раз и навсегда неизменный облик. Он был создан при Екатерине II великим просветителем Иваном Ивановичем бецким как первое государственное женское учебное заведение. Смольный институт современников своей гуманностью и прогрессивностью поражал
. Девушкам давали разностороннее светское образование, многие воспитывались за государственный счет под патронатом императрицы. Ничего подобного не было даже в западной Европе.
В годы правления Николая I смольный институт стал формальным и бездушным учебным заведением. Большинство мемуаров (Александры Соколовой, Марии угличаниновой, Елизаветы Водовозовой), критикующих институт, относится к этому периоду. Однако после реформ, которые провел инспектор классов смольного института знаменитый педагог Константин Дмитриевич ушинский, институт серьезно изменился. В нем были разрешены отпуска на каникулы, уменьшился срок обучения, усовершенствовались программы, а главное - изменился дух заведения, стало меньше показного и казенного.
В последующий период институт часто сравнивали с гимназиями. Сравнение не в пользу смольного было. Но у него были другие задачи и другой контингент воспитанниц. Да, это был "Осколок Прошлого", но какой осколок - бриллиант! Из смольного института выходили девушки верующие, носившие косы, любившие стихи, преданные монарху и отечеству. Они выглядели несовременно в начале ХХ века, но сохраняли идеал дворянской женщины, обладающей душевной тонкостью, изящными манерами и разделяющей семейные ценности.
Основатель смольного института Иван бецкой строгим противником телесных наказаний выступал. Самой распространенной мерой воспитательного воздействия в смольном институте было увещевание наедине. Но кроме этого снижали баллы за поведение, лишали сладкого, не давали свидания с родителями. Очень стыдным считалось наказание, когда провинившуюся воспитанницу заставляли стоять за обедом да еще и без передника. Для Xviii века это были очень гуманные методы, тем более на девочек "Отчаянных" (по институтскому выражению) они и вовсе не действовали.
На поведение и успехи смолянок сильнее влиял соревновательный принцип - многие стремились быть первыми по обучению и поведению. Лучших смолянок ставили в пример, сообщали об их успехах императрице, а при выпуске из смольного института вручали медали и шифры. Это был знак отличия в виде банта с изображением короны и инициалами императрицы.
Кто воспитанницами смольного института становился.
Часто здесь учились сироты или полусироты. В том случае, если умирала мать, а отец или снова женился, или был военным с постоянными переездами по гарнизонам, то девочку было некому воспитывать. Так, не хотел оставлять своих дочерей с мачехой Федор Тютчев и отдал их в смольный институт. А если не было отца, то из-за недостаточности средств мать не могла дать дочерям хорошее воспитание. И она просто была счастлива, если одну из них принимали на казенный счет в институт.
Часто родители находились в состоянии разъезда - развода, семьи фактически не было, например, как у генералиссимуса Александра Васильевича Суворова или генерала Ермолая Федоровича керна, и дочери тоже оказались в институте. Как писал историк смольного Николай черепнин, смольный это "Убежище для Детей, Условия Жизни Которых в Семье Неподходящие". То есть смольный - не лучше семьи, но он мог заменить ее в крайних случаях.
Вообще же отправлять ребенка из дома для Xviii - XIX вв. Было обычной практикой. Но в отличие от юноши, которому образование было необходимо для карьеры, девочкам совсем не обязательно было получать образование в казенном учебном заведении. Значит, это был исключительно выбор родителей - отдать свою дочь в подобное учреждение на несколько лет (изначально на 12, позже на 7 лет. К такому поступку родителей особые причины побуждали.
Поначалу девочек можно было навещать два раза в неделю в определенные часы в актовом зале. С 1861 года их можно было забирать на каникулы три раза в год. Но многие и при наличии родителей не уезжали домой даже летом. Потому что это было дорого или некому было приезжать за девочкой. Тогда институт снимал воспитанницам дачу или отправлял их в санатории.
О цели воспитания в смольном.
В "Наставлениях для Образования Воспитанниц Женских Учебных Заведений" говорилось, что власть приняла женские учебные заведения под свое покровительство "в той уверенности, что хорошие жены и добрые матери семейства суть твердые опоры престола и благоденствия государства". Девочек к исполнению обязанностей матери и жены готовили. Воспитывали в них любовь к порядку, аккуратность и чистоплотность. У младших воспитанниц классные дамы каждое утро проверяли чистоту ногтей, аккуратность одежды и прически.
В институте учили трудолюбию и послушанию. Расписание смолянок не оставляло времени для праздности. С девяти часов утра и до полшестого вечера - уроки с перерывом на обед и прогулку. После этого занятия музыкой, домоводством, приготовление домашних уроков. Малоуспешным девочкам классные дамы диктовки по французскому языку устраивали.
Девочка должна быть закаленной физически, неизнеженной и неизбалованной. Каждое утро начиналось с молитвы, умывания холодной водой до пояса и обязательной гимнастики. Прогулки на свежем воздухе в себя подвижные игры включали. Зимой катались на коньках и с ледяных Горок. Есть фото, где смолянки ходят на лыжах в длинных платьях.
Как правило, после института смолянка хорошо владела французским и немецким, любила читать, умела танцевать, играть на музыкальных инструментах, знала основы домоводства.
Воспитанием девочек занимались не учителя, а так называемые классные дамы - воспитательницы, отвечающие за свой класс. Вначале на эту службу набирали иностранок, потом русских дворянок. По представлениям того времени, если классная дама выходила замуж, то она теряла место. За отказ от личной жизни классные дамы поощрялись хорошей зарплатой, которая была выше учительской, и необыкновенным уважением.
Воспоминания смолянок рисуют разных классных дам: от умных добрых воспитательниц до брюзжащих фурий. Часто эти женщины заменяли девочкам семью, многие понимали свою работу как службу отечеству и ближнему. Классные дамы больше всего своим примером воспитывали. Как и девочки, они носили форменные платья, вставали рано, присутствовали на всех занятиях. Они должны были знать и языки, и изучаемые предметы, и музыку. Интересно, что классная дама при всей ее консервативности являлась первым в России примером работающей дворянской женщины, жившей вне семьи.
В каком-то смысле это были первые эмансипированные женщины, бросавшие вызов общественным традициям. Они могли иметь в прошлом мужа и детей, но на момент службы были вдовами. Замужество и работа тогда были несовместимы - если у женщины был муж, ей бы и в голову не пришло идти на службу. Классные дамы часто специальное педагогическое образование имели. В смольном еще в 1803 году был создан класс "Пепиньер", в котором готовили будущих классных дам. С него началось женское педагогическое образование в России. Первые просвещенные воспитательницы вышли из смольного: 45 бывших смолянок стали начальницами женских институтов, училищ и гимназий.
Смолянки получали настолько разностороннее развитие, что часто могли проявлять себя в разных областях. Из института вышло много достойных женщин: учительниц, писательниц, фрейлин, врачей. Но прежде всего это преданные жены и матери. Например, мать знаменитого генерала Михаила скобелева - Ольга Николаевна. Она поехала на русско - турецкую войну 1877 - 1878 годов. Пока сын воевал, мама организовывала лазареты для раненых, школы для детей - сирот, чьи родители были убиты башибузуками. Ольга скобелева пользовалась таким авторитетом, что в болгарском парламенте ее приветствовали стоя. К сожалению, она была убита при разбойном нападении.
Другая замечательная выпускница смольного института - Дарья Ливен. Ее муж был российским посланником в начале XIX века в Лондоне. Ливен стала хозяйкой политического салона, ее можно назвать первой женщиной - дипломатом. Блестящая светская женщина играла значительную роль в международных отношениях, под ее обаяние попали и английский король Георг IV, и австрийский канцлер меттерних.
Выпускница 1905 года Наталия тхоржевская стала актрисой александринского театра. Во время первой мировой войны она сестрой милосердия отправилась на фронт, как и многие бывшие смолянки. В самом институте в это время шили для офицеров белье и отказались от праздников на время войны. После революции тхоржевская оказалась в эмиграции в Сербии, там написала несколько книг и создала русско - сербскую гимназию в городе велика кикинда, в которой продолжались традиции смольного института.
После революций.
Временное правительство, не закрывая институт официально, фактически остановило его работу. Южную часть здания отдали совету рабочих и солдатских депутатов. Особым циркуляром было рекомендовано родителям переводить детей в другие учебные заведения. В октябре 1917 года специальный поезд с николаевского вокзала увез смолянок с классными дамами и воспитанницами других институтов в Новочеркасск. Так что 25 октября 1917 года совет народных комиссаров застал в смольном только начальницу института княжну Голицыну и обслуживающий персонал. В Новочеркасске смольный институт находился до 1919 года и подчинялся правительству Деникина. Потом - эмиграция в Сербию. Общества бывших смолянок возникли во Франции, США и Бразилии.
О современности.
Меньше всего нынешняя школа имеет цель воспитывать и образовывать женщину. Сейчас под женским воспитанием мы понимаем что-то среднее между рецептами, выкройками и советами косметолога из гламурного журнала. В смольном институте "Женское" понимали сложнее. Главное в женском воспитании не только научить домоводству, гигиене и манерам (хотя и это очень важно), а посредством музыки, пения, литературы и танцев воспитать тонкую восприимчивую женскую душу. Именно предметам эстетического цикла придавалось особое значение в программе смольного института, и число этих предметов увеличивалось в старшем возрасте. Сейчас в старших классах нет ни музыки, ни танцев, ни рисования. Может, поэтому все меньше тонких женских душ?
Неплохо бы позаимствовать у смольного разделение учебного и воспитательного процессов, когда учителя обучали, а классные дамы воспитывали. Не секрет, что в современной школе учителю - классному руководителю зачастую некогда заниматься воспитанием. Хорошая традиция смольного института - балы, спектакли и концерты, где воспитанницы могли показать свои таланты.
Кроме того, в смольном институте большое внимание уделялось осанке, правильному питанию, здоровому образу жизни. Посещение школы не должно ухудшать здоровье ребенка, что происходит сегодня повсеместно.
Воспитание в смольном основывалось на формировании хороших привычек: быть всегда чисто и аккуратно одетой, красиво двигаться, держаться прямо, убирать на место свои вещи, писать красивым почерком, не кричать. Сейчас это кажется примитивным, но в нашем море свободы самовыражения так не хватает этих замечательных привычек! Может, с этих простых правил и начинался притягательный образ смолянки, который в современной жизни кажется недостижимым идеалом. Ольга фёдорова. Музей "Смольный".