Александр Владимирович маковский "Портрет Императрицы Александры Федоровны", 1914.
Государственный исторический музей, Москва.
Реализм.
Описание портрета.
Поколенное изображение персонажа - традиционный прием создания парадных портретов значительных особ, распространенный в русской живописи. Портреты членов императорской фамилии писались часто, живописцы - каждый в своей манере - старались как можно выразительнее и точнее запечатлеть знатных персон.
Последняя русская императрица предстает на полотне Маковского миловидной дамой, облаченной в красивое белое платье.
Голову украшает диадема с бриллиантами и сапфирами. Васильки и лилии цветочного орнамента - символ императорской власти.
Волосы тщательно собраны в прическу, лишь непослушный короткий завиток выбился на высокий лоб. Выражение лица отображает характер Александры Федоровны - сдержанность и терпение. Интересно, что подобное выражение можно видеть на многочисленных фотографиях царской семьи - супруга Николая II предстает перед зрителем без улыбки, с глубоко спрятанной, затаенной печалью во взгляде.
Из украшений кроме диадемы - небольшие округлые серьги, пара браслетов и кольцо. Белый мех спущен с одного плеча - только скрещенные руки женщины удерживают его от падения.
Можно предположить, что белое платье из тонкого шелка с красиво отделанным лифом относится к выходному гардеробу императрицы - известно, что в повседневной жизни ее одежда была простой, удобной.
Александра Федоровна изображена на фоне природы, можно предположить, что живописец избрал для заднего плана картины дворцовый парк. На фоне густой тени деревьев женская фигура выглядит особенно выразительно.
К публике максимально приближен внутренний мир царственной особы, маковский старается показать в своей героине ее человечность, скромность, застенчивость. Враждебность общества, обвинения в шпионаже, ежесекундная борьба за жизнь единственного сына - сложная судьба не давала возможности показать свою боль и усталость, высокий сан не допускал публичное проявление эмоций. А может быть - это предвидение собственной трагической судьбы.