Афродиты и троглодиты: кто такие палеолитические Венеры.
Шутка о том, что женщины не полнеют, а "Расширяют Территорию Обожания для Мужчин", наверняка пришлась бы по вкусу нашим палеолитическим предкам. Недаром же они изготавливали статуэтки очень корпулентных дам. Зачем они это делали и почему некоторые из этих скульптур выражали идею "Травести", сочетая в себе мужские и женские половые признаки?
"Венерами Палеолита" называют фигурки, датируемые поздним каменным веком. Более 90 процентов из них изображают женщин, причем, как правило, очень тучных или беременных. Статуэтки вырезаны из бивней мамонта или мягких пород камня - стеатита, кальцита, мергеля, мела или известняка. Существуют, впрочем, и глиняные статуэтки с тем же сюжетом, которые были обожжены и потому представляют собой один из древнейших примеров известной науке керамики (правда, преднамеренность обжига ряд исследователей сейчас ставит под сомнение. Размер этих "Венер" обычно небольшой - с ладонь, но бывают и очень маленькие - всего 4 сантиметра.
Почти все известные "Венеры" - из Евразии, от средиземного моря до Байкала. Всего их найдено около двух сотен. А если прибавить к ним рельефные изображения подобных женщин, то в целом наберется около 700. Основная часть европейских фигурок обнаружена при раскопках памятников в основном на территории Франции, которые исследователи относят к культурно - технологическим комплексам граветт и эпиграветт.
А вот в Америке и Австралии Находки подобных статуэток такой давности неизвестны. У аборигенов этих континентов была развита наскальная живопись, и рисовали они не женщин, а всевозможные знаки, личины (маски), фантастические фигуры. "Венеры" - это особенность именно европейского и частично сибирского палеолитического искусства.
Персоналии.
Несмотря на то что чаще всего к "Венерам" присоединяется эпитет "верхнепалеолитические", их история, судя по всему, уходит корнями в куда более глубокую древность. Например, в марокко на стоянке тан - тан найдена фигурка из кварцита с датировкой 300-500 тысяч лет. Хотя на самом деле это обычный камень, который лишь случайно оказался похож формой на человеческое тело. Древний человек нашел его и решил немного "Подрихтовать" то, что не доделала природа, придав булыжнику еще большее сходство с человеком. Это доказанный факт не только для "Венеры из Тан - Тана", но и для туфовой статуэтки из берехат - рама, найденной на ближнем Востоке и имеющей датировку 230 тысяч лет.
Впрочем, настоящие фигурки, полностью изготовленные вручную, появились, конечно, много позже. И самая древняя из них - "Венера из Холе - Фельс". Она же - "Венера Шельклингенская", она же - швабская. В 2008 году ее обнаружила команда ученых из тюбингенского университета (Германия) под руководством профессора Николаса конарда в пещере холе - фельс в швабских Альпах, близ немецкого городка шельклингена, в культурном слое, относящемся к ориньяку.
Датировка впечатляет: 40-35 тысяч лет до нашей эры. Эта "Венера" выточена из бивня мамонта и представляет собой пример не только самой древней статуэтки, но и фигуративного искусства верхнего палеолита вообще (та же пещера, к слову, оказалась весьма богата и на другие Находки, в числе которых флейта из кости грифа, получившая "звание" самого древнего музыкального инструмента.
Швабская "Венера" не только самая старая из фигурок палеолита, но и без преувеличения - самая … страшная: сделана она максимально топорно, грудь и вульва выражены больше, чем у остальных. А вот конечности и в особенности голова - такие же "Редуцированные". Последней, впрочем, нет вовсе: вместо нее - лишь петелька для подвешивания. Акцент на женской голове наши далекие предки делали редко или не делали вовсе. Почти все статуэтки верхнего палеолита имеют непропорционально маленькую голову и такие же руки и ноги. Лица, как правило, нет. Вместо него - гладкая, как яйцо, поверхность.
Одно из самых ярких исключений (но не единственное) - "Венера из Брассемпуи" (Франция), или "дама с капюшоном" (на ее голове изображено нечто вроде прически или капюшона, украшенного клетчатым орнаментом; подобный, кстати, встречается и у одной из фигурок, найденных в костенках.
К сожалению, это лишь фрагмент статуэтки из слоновой кости, точнее ее голова с четко выраженными чертами лица, остальное не сохранилось (в брассемпуи найдены и другие фрагменты статуэток, в том числе тело женщины, может быть, как раз оно и относится к этой голове, но определенно это утверждать ученые не могут. Ее нашли в далеком 1892 году неподалеку от французского поселка брассемпуи. Ее датируют 26-24 тысячами лет назад. Хотя некоторые ученые до сих пор сомневаются в ее подлинности, ведь XIX век - время археологических фальсификаций.
Но самая известная "Венера", пожалуй, виллендорфская, настоящий образец искусства каменного века. Ее тоже нашли довольно давно, в 1908 году, близ местечка виллендорф в австрийской долине вахау. Она вырезана из оолитового известняка, который не встречается в этой местности (что говорит о возможных миграциях древних людей или об обмене ценными предметами), и подкрашена красной охрой. Ее возраст - 29, 5 тысячи лет. Статуэтка представляет собой округлую фигуру женщины с очень большими грудью и животом, довольно выраженным женским треугольником (вульвой), короткими пухлыми ножками, ягодицами и змеевидными, непропорционально тонкими ручками.
Эту статуэтку иногда отождествляют с матерью - землей - хтонической богиней плодородия, которую почитают во многих культурах. Недаром ее образ нередко используется в современном искусстве и вообще везде, где только можно. Американский художник Джефф кунс в сотрудничестве с одним из французских производителей вин, к примеру разработал на основе копии фигурки серию сосудов для шампанского, "Венеру" "снимают" в фильмах, воплощают ее образ в пьесах и изображают на марках. Так, в спектакле "Донжуан" московского академического театра имени Владимира Маяковского в 2018 году использовалась ростовая кукла, созданная по подобию "австрийской Венеры" и символизировавшая праматерь.