100 лет в армиях Европы: напудренные парики продержались дольше чем на гражданке.
Тепло, вши, крахмал и спасал ли парик от сабельного удара? Часть I.
Восемнадцатый век периодом элегантности был. Никогда в истории Европы не встречались мужчины и женщины настолько искусственные, такие далекие от естественного внешнего вида. То, что невозможно было сделать с натуральным волосом, делалось с париками. Эта эпоха была экстравагантным всплеском замечательных причесок, реакция, полностью противоположная скромности и стеснительности предыдущих столетий
. Волосы были в полной гармонии со стилем рококо, который был наиболее распространенным до конца столетия. Это был художественный стиль, в котором кудри "S" формы доминировали с асимметрией, подчеркивающей контраст. Динамичный и блестящий стиль, в котором формы играли связующее, гармоничное и элегантное движение.
Стиль, в соответствии с эпохой новых философских идей, таких как просвещение, и в соответствии с огромнейшим экономическим богатством, пришедшим в Европу от путешествий на новый континент - Америку. Новые социальные порядки стали появляться. Помимо духовенства и знати, появились влиятельные буржуазное и Nouveau Riche сословия, кто сделал состояние и был вхож в высшие социальные и политические круги, подражая знати всей своей одеждой. Стиль, в соответствии со временем, когда наука была более независима от религии, достигнув небывалых успехов и развивая, как следствие, технологии, которые откроют двери в индустриальную революцию. Люди в то время верили, что они живут в самые лучшие времена. В конце столетия изменились художественные и культурные стили. Появился неоклассический стиль, гораздо более трезвый и консервативный, с возвращением классической греческой и римской эстетики.
Ношение париков среди мужчин стало популярным в конце Xvii столетия, во время правления Луи XIV, короля - солнца (Франция. Весь его двор начал носить парики, а так как Франция в то время была законодателем моды для всей Европы, ношение париков распространилось на все остальные дворы на континенте. В 1680 г. у Луи XIV насчитывалось 40 изготовителей париков, которые придумывали новые фасоны его париков.
С 1770 г. парики также дошли до женщин. На протяжении многих лет, их парики делались выше и сложнее, особенно во Франции. Парики мужчин были в основном белыми, а женские - пастельных тонов, светло-розовыми, светло - сиреневыми или голубыми. В зависимости от того, как парик был украшен, можно было знать профессию человека или его социальный статус. Более обеспеченные люди могли позволить себе более дорогие дизайнерские парики из лучшего материала. Они, в основном, были сделаны из человеческих волос, а также из волос лошадей или козлов. Графиня матиньон из Франции платила знаменитому стилисту баларду 24 тысяч ливров в год, чтобы он делал головные уборы для нее на каждый день недели.
Около 1715 г. парики начали посыпать пудрой. Семьи выделяли специальную комнату для "Туалета", в которой они укладывали и пудрили свои искусственные волосы. Парики крахмалом или порошком дубового мха пудрились. Чтобы напудрить парик, люди использовали специальные халаты, и накрывали свои лица маской из плотной бумаги.
Изначально мода на парики сугубо гражданской была. Между тем, много людей, 80% населения, не носили париков (которые стоили огромных денег), они ходили со своими собственными волосами, не напудренными. Но лишь скудное меньшинство живущих по высшему разряду мобилизовало и кормило всю важную индустрию париков. Она пришла из франции в Xvii веке. Парики те были огромные, с "Ушами", как у спаниеля, и требовали за собой сложного и хлопотного ухода. Кстати, парикмахер изначально в Xvii веке - это специалист по работе с париками, а вовсе не цирюльник, бреющий бороды и стригущий волосы.
Однако, зная о том, что в армии никогда и ничего не делается просто так, сразу же хочется спросить - зачем парик простому солдату? На первый взгляд может показаться, что парик для солдата Xviii века абсолютно бесполезен и все это - прихоть моды. Мода действительно сказала свое слово, однако оно вовсе не было решающим в реалиях сурового солдатского быта. Началось все во Франции в Xvii столетии. Именно там появились огромные, причудливые, со множеством буклей. Постепенно парик проник и в войска, правда в самом скромном своем виде. Носить парик полагалось как офицерам, так и простым солдатам. Как это очень часто бывает - солдатская масса ненавидела парики (как, впрочем, и офицеры. Все потому, что за париком следовало ухаживать, как и за любым другим предметом казенной экипировки.
Уход за данным предметом гардероба был сложен и утомителен. Крахмалить надо было часто, а за грязный или ненакрахмаленный парик унтера драли нещадно и отнюдь не словесно. Кроме того, к парику долгое время приходилось привыкать. В армии многих европейских стран, как минимум Франции, пруссии, Великобритании и России, парики пришли в сильно "Урезанном" виде. Буклей осталось всего ничего - две или четыре завитушки над ушами. Тем не менее, несмотря на массовую неприязнь, парики все-таки держались в армии почти целый век! Почему же? Минимум три причины есть.
Первая: она весьма неприглядна, но из песни, увы, слов не выкинешь. Вши. Специальных химических средств от вшей в то время не было. Даже и шампуней с бальзамами - ополаскивателями еще не придумали. Единственным способом борьбы было лишение вшей ареала обитания. Солдат брили наголо (или во всяком случае очень коротко стригли) и заставляли носить парик, который раз в несколько дней снимали и тщательно кипятили - проводили, так сказать, санитарную обработку. После этого парик крахмалился обязательно. P. S. для тех, кто не служил в линейной пехоте, например для моряков, и первой причины было достаточно.
Вторая причина сугубо военная. Парик носился не сам по себе, а в сочетании с головным убором эпохи или в случае с гренадерами, с их фирменной высокой шапкой. Так вот, подобная конструкция, особенно если парик накрахмален до нужной степени жесткости, способна закрыть голову от удара сабли, а то и палаша. Защита, честно говоря так себе, но как говорится - лучше чем ничего. Вместе кожаная шляпа и жесткий парик иногда все же могли отвести скользящий удар от головы бойца, спасая тем самым ему жизнь. Учитывайте что кавалерист рубит пехотинца, проносясь около него на большой скорости. Удар кавалериста очень часто оказывался "Смазанным", скользящим, не особенно и глубоким. Да, пехотинец будет оглушен, контужен - но разрубить жесткие волосы в несколько слоев не так-то просто. Есть шанс сохранить голову. На тренировке рубить саблей арбузы и тыквы - это одно, разрубать головы в бою, когда пехота тычет в тебя штыками и эспонтонами, стреляет, а то и норовит сбиться в каре - это совсем иное. Времени выбирать момент и тщательно просчитывать траекторию удара у кавалериста нет, он озабочен тем, чтобы собственный бок под штык не подставить. Поэтому, кстати, к началу XIX века даже в коннице рубящий удар начали заменять уколом. Не только из-за париков, которые к этому времени уже никто не носил, а из-за большей смертельности укола. А треуголки с париками сменили высокие, жесткие кивера. Потому и высокие, потому и жесткие - чтобы между куполом кивера и макушкой изрядно пространства оставалось.
И, в-третьих, плотный, длинный парик играл еще и роль своеобразного теплого головного убора в зимний период времени. Благодаря тому, что европейские зимы не отличаются суровыми морозами, то такого импровизированного утеплителя в большинстве случаев хватало, да и на казну нагрузка меньше, не нужно было шить специализированные зимние шапки на всю армию. В общем кругом одна сплошная выгода для военного человека.