Волосы кали. Загрязнение и растворение.
Другая поразительная особенность - ее распущеные растрепанные волосы кали. Мне никогда не приходилось видеть изображения кали с причесанными или заплетенными в косу волосами. Некоторые из других махавидий, такие как чхиннамаста, багаламукхи и дхумавати также обычно изображены с непричесанными волосами. В некоторых случаях, как, например, в храме дурги сапташати в нагаве, возле варанаси, все махавидьи изображаются с растрепанными волосами
. Неубранные волосы представляют разительный контраст с обыкновением индуистских женщин следить за своими прическами и с тем, как изображается большинство богинь. Каков же смысл кали непричесанных волос? Здесь возможными представляются два основных истолкования. Волосы женщин, заплетенные в косу или связанные в пучок, свидетельствуют о соответствии социальным условностям и, возможно, также о принятии контроля социума. Замужние женщины разделяют волосы посредине пробором и туго заплетают их в косу. Пробор часто отмечается красным цветом, что говорит о замужнем статусе женщины. Девушки, достигшие половой зрелости, также обычно носят волосы собранными в пучок тем или иным образом. Распущенные волосы - большая редкость. Вместе с остальными идущими вразрез с традицией особенностями - ее наготой, грубо высунутым языком, тем, что она стоит поверх своего мужа и живет на местах кремации, - спутанные, распущенные, сбившиеся волосы кали подчеркивают ее социально маргинальный характер, ее презрение к условностям. Кали свободна от условностей, дикая и неконтролируемая по природе и не связанная, не ограниченная партнером. Распущенные волосы кали могут также нести более широкий, по-настоящему вселенский смысл, говоря о самом процессе растворения. Учитывая связь кали с местом кремации и смертью, ее растрепанные волосы могут означать конец мира. Ее волосы развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. Заплетенная коса" социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах кали. Вторая интерпретация растрепанных волос кали кажется приемлемой. В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы. В частности, они делают это во время менструации. Наверное, наиболее известный пример этому в санскритской литературе - сцена с драупади в махабхарате. Ее муж юдхиштхира ставит ее на кон и проигрывает. Драупади по распоряжению дурьодханы, противника юдхиштхиры, приводят в приемный зал и заставляют раздеться. В тексте говорится, что у нее менструация и что волосы ее распущены. В комментарии на эту сцену альф хилтебейтель говорит: "два этих факта связаны между собой. Волосы драупади распущены, потому что у нее менструация. Здесь махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации, и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности". Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа. Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности. Мне не удалось найти текстового поддверждения версии о том, что распущенные волосы кали свидетельствуют о менструальном периоде. Но поскольку она символизирует ниспровержение социального порядка и благопристойности и олицетворяет собой столкновение или, по крайней мере, признание запретного (представленного загрязненным), можно допустить и такую версию. Д. кинсли. 10 махавидий.