В XIX веке.
Наверное каждый человек хоть раз в жизни в театре бывал.
Театр - это особый мир, в котором существуют свои правила и порядки.
В XIX веке в театр ходили не только для того, чтобы посмотреть спектакль. Это было такое же светское событие, как и бал: мужчины обсуждали политику и заводили полезные знакомства, дамы обменивались новостями и демонстрировали роскошные наряды
. Мы рассказываем о том, как публика XIX века вела себя во время спектакля и в антракте, где могли сидеть женщины и кто занимал первые ряды партера.
"Как в Великосветской Гостиной".
Театральный этикет XIX века содержал довольно строгие требования к внешнему виду. Он определял даже необходимую глубину декольте: чем ниже был ярус, в котором сидела дама, тем более глубоким был вырез на ее платье. Наряд следовало выбирать вечерний, но не бальный. Он мог быть яркого цвета, с пышной отделкой из цветов, лент и кружев. Дамы постарше могли прикрыть декольте легкой накидкой. Любое платье обязательно дополняли перчатками, веером и шляпкой подходящего цвета. Из украшений в театр надевали бриллианты. Высокие прически и головные уборы были дурным тоном: они заслоняли сцену тем, кто сидел сзади. В театре должно держаться точно так же прилично и воспитанно, как в великосветской гостиной", - говорилось в своде правил этикета, который хранится сейчас в музее минусинского театра.
Мужчины приезжали в театр в черных, синих или темно - красных парадных фраках, белых рубашках с накрахмаленными воротничками и манжетами, вышитых жилетах из цветной ткани. Обязательным элементом их костюма также были галстук или шейный платок, белые перчатки и шляпа. В XIX веке в моду вошли цилиндры, которые считались наиболее подходящими головными уборами для выхода в свет.
Места в зале.
Зрители в театральном зале соответственно положению в обществе рассаживались. Первый ряд в партере занимали министры, послы и их секретари, высшие военные чины. Места во втором и третьем рядах выкупали сановники дворянского происхождения. За ними сидели офицеры среднего ранга, банкиры, иностранцы и знаменитые артисты.
Зрители в зале и по театральным предпочтениям делились. Справа рассаживались те, кто бывал в театре от случая к случаю. Левую сторону занимали завсегдатаи - те, кто часто бывал на спектаклях и порой имел собственные места, выкупленные на несколько постановок вперед.
Быть каждый вечер в театре, хоть бы на несколько минут, сделалось для них необходимой потребностью души и тела … по их мановению делаются рукоплескания и вызовы артисток, по их мановению плохая игра также сопровождается змеиным шипением; это ареопаги московского театра. Они производят решительные приговоры на таланты и оркестровку больших опер, их уважают, даже боятся многие актрисы и танцовщицы.
Павел вистенгоф, "Очерки Московской Жизни".
До 1860-х годов дамы не могли появляться в партере: считалось, что там они слишком привлекают к себе внимание окружающих. Женские места находились на балконах и в ложах, где им отводили передние кресла. Со второй половины XIX века дамам разрешили сидеть в партере. Однако одеваться в этом случае надлежало скромно, лучше всего в черное закрытое платье и городскую шляпку без пышной отделки. Появляться в театре одной также было неприлично: дамы приходили с супругами, юных девушек сопровождали родители, старшие родственницы или замужние сестры.
Незнатная публика - студенты, торговцы, мелкие чиновники - занимала места на галерке. Этот ярус дальше всего от сцены располагался. Часто вход на него отдельным был.
Поведение во время спектакля.
Как и в наше время, опаздывать в театр в XIX веке было неприлично. Однако допускались исключения: зрители, которые выкупали места в ложах, могли прийти после начала спектакля или даже посмотреть всего одну сцену, которая особенно их интересовала. Ложи обычно имели отдельный вход, поэтому в таком случае опоздавшие не мешали ни актерам, ни остальной публике.
Во время спектакля у аристократов считалось дурным тоном громко обсуждать актеров, костюмы и декорации, кричать "Браво" или "бис".